Светлана Платова
«Край наш Пензенский». Сценарий развлечения для подготовительных групп
▼ Скачать + Заказать документы
«КРАЙ НАШ ПЕНЗЕНСКИЙ»
Развлечение для подготовительных групп
Музыкальный руководитель: Платова
Светлана
Валентиновна
Цель: Познакомить детей старшего дошкольного возраста с многонациональным
поэтическим творчеством нашего Сурского края.
Задачи:
Обогащать впечатления ребенка через художественное видение окружающего мира. Расширять кругозор дошкольников.
Воспитывать эстетическое чувство детей, чувство любви и уважения к культурам народов родного края.
Темочки:
- Пензенская область, Пенза
- Подготовительная группа
- Республика, область, край. ВСЕ, список
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Художественно-эстетическое развитие. Технологии
- Темочки
Способствовать развитию интереса детей к театрализованной и
песенно-творческой деятельности.
Совершенствовать всестороннее развитие творческих способностей
старших дошкольников и поддерживать их стремление принимать
активное участие в праздниках и развлечениях.
Под русскую народную мелодию «Подгорка» дети входят в зал и садятся на
стульчики. За ними входят две народные сказительницы Настасья и Марья в
русских народных сарафанах.
1-я Настасья: Мир вам, гости дорогие, мы явились в добрый час!
2-я Марья: Встречу теплую такую мы готовили для вас!
1-я: Мы - народные сказительницы и зовут нас… Марья
2-я: И Настасья!
1-я: А что, Марья, может, расскажем ребятам, как раньше в старину на Руси,
коротали осенние и зимние вечера, да собирались на народные посиделки.
2-я: И то верно, давай расскажем. Мы гордимся стариною, стала нам она родною.
(Проходят и садятся на скамеечку).
1-я: Осенний вечер темен, долог, насчитаю сорок елок,
2-я: То на лавке посижу, то в окошко погляжу.
1-я: В гости всех мы к нам зовем и чайку мы всем нальем.
2-я: Так повелось с давних пор, убрав урожай с полей и огородов, собирался народ на осенние посиделки – чаепития, чтобы отдохнуть и повеселиться: «На других посмотреть да себя показать».
1-я: О заботах осенних, о собранном урожае мы уже говорили, Марьюшка.
А не повести ли нам разговор о земле, где мы живем, о крае нашем –
Пензенском.
2-я: Хлебосольством да радушием знаменит родной наш край
Песни здесь для вас и сказки, да медовый каравай! (показывает каравай)
Реб: Грустит рябина в русской песне, и колокольчик в ней звенит
И песня с жаворонком вместе под облака летит в зенит.
Реб: С душой, раскрытой нараспашку гуляет по России снег!
Светлее нет ее рубашки – напевней хоровода нет!
Танцевальный ансамбль девочек подготовительной группы исполняет
хоровод «У рябинушки» Ю. Михайленк
1-я: Взрастила Пензенская земля свои таланты, это всемирно известный поэт - Михаил Юрьевич Лермонтов, а также и другие, менее известные: Матрена
Смирнова, Виктор Агапов, Дина Злобина. И вот стихи пензенской поэтессы
Матрены Смирновой нам сейчас прочитают ребята.
Реб: Пройдись по Пензенскому краю, когда он в зелень весь одет,
Когда черемуха купает в Суре свой ароматный цвет.
Реб: Сады в одежде белоснежной, в зеленом бархате земля
Недаром Лермонтов так нежно любил родимые поля…
Реб: Пройдешь июльскою порою любой дорогой полевой,
Хлеба над речкою Сурою стоят высокою стеной.
Исполняется песня «Наш край» Муз. Д. Кабалевского сл. А. Пришельца
2-я: А в Пензенской области разных народов есть поселения с давних времен:
И земледельцев, и скотоводов, в Сурскую землю был всякий влюблен.
- Ребята, скажите-ка мне, а какие народы проживают на нашей Пензенской
земле? (Ответы детей)
- Да, правильно! Это – русские, мордва, татары и чуваши. А вы знаете, что
первыми в наш край пришел жить мордовский народ.
1-я: А было это так: В старинные времена народы переселялись с места на место, искали плодородные земли. И вот, стоя на берегу реки Волга, мордовский народ увидел, что из нее на юг, вытекает какая-то другая река, никому еще неизвестная. И эта новая река была такая ровная и прямая, как будто бы указывала им дорогу. И мордва пошли по ее берегу. Эта земля так понравилась, что они поселились на ней. А реку назвали Сур, ведь она как палец указала им, где жить.
Сур – по-мордовски, - палец. Так и стало название этой реки – Сур. А уж
после стали говорить – Сура.
2-я: У каждого народа, есть свои стихи, песни, танцы, сказки, игры, хороводы и все это вместе называется - фольклор. Вот сегодня, мы и познакомим вас с
фольклором народов нашего Пензенского края.
А самыми интересными, всегда были народные сказки. А какие народные
сказки вы, ребята, знаете? (Ответы детей). - Молодцы, много сказок знаете,
но все они - русские народные. А вот сейчас ребята покажут вам
Мордовскую народную сказку «Как собака себе друга искала». Давайте
поприветствуем их.
Дети театрального кружка показывают кукольный спектакль
«Как собака себе друга искала» - мордовская народная сказка
2-я: Дружнее аплодируйте артистам, понравилась вам сказка? Молодцы, ребята, спасибо вам за чудесный спектакль. Проходите, отдохните.
Кроме мордовской народности на Пензенской земле поселился и русский
народ. А хотите оказаться в тех далеких временах в русском селении,
хотите? (Ответ детей)
- Тогда встречайте нашу удивительную гостью.
Звучит русская народная песня «Лапотушки» в исполнении педагога
по народному пению школы искусств «Гармония» Елены Володиной
1-я: Понравилось вам, ребята? Тогда давайте скажем спасибо нашей гостье.
Дети хором благодарят педагога
А наши ребята, тоже не «лыком шиты», умеют, и петь, и плясать, да и на
народных инструментах играть. Играют, играют, гостей потешают!
В исполнении детского оркестра деревянных музыкальных инструментов
звучит русская народная песня «Посею лебеду на берегу»
1-я: Молодцы, музыканты! Проходите, присаживайтесь. А народные мелодии,
ребята, можно и на других музыкальных инструментах сыграть, например на баяне. Вот послушайте в исполнении выпускника нашего детского сада Афонина Артема русскую народную мелодию «Калинка». Встречайте нашего гостя.
Афонин Артем из школы искусств «Гармония» исполняет на баяне русскую
народную мелодию «Калинка»
1-я: Понравилось вам, ребята? Вы тоже можете научиться так играть, если
пойдете учиться в нашу школу искусств. Спасибо, тебе, Артем! Похлопаем дружнее, ребята.
2-я: Эй, подруженьки – подружки, веселушки – хохотушки,
1-я: Эй, ребята – молодцы, озорные удальцы!
Обе сказительницы: Мы зовем вас станцевать осенний вечер скоротать!
Исполняется русский народный танец «Сударушка».
2-я: Молодцы, ребята, очень старались! Проходите, садитесь на свои места.
После русского народа на берега Суры пришли жить чувашский
народ и татарский народ. У этих национальностей красив и богат народный фольклор.
Все чувашские и татарские поэты во все времена воспевали красоту своего края и вот сейчас, отрывок из стихотворения «Гроза» чувашского поэта Константина Иванова прочитает нам Токарева Катя из подготовительной группы № 1 :
Россыпь звезд укрыли тучи, надвигаясь с высоты
На поля, на лес дремучий, на застывшие кусты.
Хлынул ливень: лес огромный содрогнулся, как живой;
Сквозь листву, в раскатах грома, рвется ветра волчий вой.
1-я: Молодец! А теперь послушайте, отрывок из стихотворения татарского
поэта Габдулла Тукай «Родная деревня».
- Его нам прочитает Хаметова Ильнара из подготовительной группы № 2 :
Стоит деревня наша на горке некрутой
Родник с водой студеной от нас подать рукой.
Мне все вокруг отрадно, мне вкус воды знаком
Люблю душой и телом я все в краю моем.
2-я: И вновь встречайте гостей. Танцевальная группа из средней школы
станцует для всех татарский народный танец.
Исполняется татарский народный танец «Каблучок»
1-я: Большое спасибо танцевальной группе и их руководителю Елене
Анатольевне Ерышевой. Поаплодируем дружнее! А теперь вновь обратимся к русскому фольклору.
Народная сказка, как музыка в ней слово звучит и поет,
В ней дышит душою русскою создатель ее – народ!
Исполняется игра – драматизация по русской народной сказке «Теремок».
1-я: Молодцы, ребята, весело играли, проходите на места.
2-я: Пензенский наш край частушками богат
Веселым и задорным частушкам каждый рад!
Двое ребят в народных костюмах из группы № 2 исполняются
«Частушки» под аккомпанемент аккордеона.
Частушки: Мы певцы и музыканты, выступать нам нравится
Мы – народные таланты, нами край наш славится!
Мы кузнецкие девчата красоты рекорды бьем,
Красоты своей рецепты в огороде мы берем.
Кабы не было погоды, не крутил бы белый снег,
Кабы не было гармони, не пошла б беседа век!
Мы частушки любим петь, русские народные
Каждый день мы их поем, - мы без них голодные!
Петь мы можем целый день, не нужны нам рублики
Лишь бы было весело нашей милой публике!
(В конце частушек, сказительницы пускаются в пляс).
1-я: Ох, уморилась, как молодая в пляс пустилась!
2-я: Да спасибо, девчатам, развеселили нас частушками.
1-я: Вот видите, как много народностей проживает на Пензенской земле и
каждый народ богат своими традициями, но объединяет всех – народная дружда!
2-я: Русских, татарских, мордовских, чувашских
Много у нас деревенек и сел.
Трудятся вместе веками по-братски –
Вот потому-то и край наш расцвел!
1-я: Будем жить – не тужить, и друг с дружкою дружить!
Реб: Над полями, над лугами песня льется в синеве
Нет земли родней, желанней! – в России я, друзья живу!
Реб: Лейся песня, лейся звонко, помогай нам всем дружить.
Всем ребятам очень нужно в мирном мире дружно жить!
Все дети исполняют песню - хоровод «Дружат дети всей земли»
Сл. В. Викторова Муз. Д. Львова - Компанейца.
1-я: На этой доброй ноте, мы и закончим 1-ю часть осенних посиделок,
приглашаем всех в группу на чаепитие с душистым медовым караваем и сладкими пирогами.
Под русскую народную мелодию все выходят из зала.
Р е п е р т у а р:
1. Хоровод «У рябинушки». Ю. Михайленко
2. Песня «Наш край» Д. Кабалевского
3. Кукольный спектакль «Как собака себе друга искала» - мордовская народная сказка
4. Русская народная песня «Лопатушки»
5. Русская народная песня «Посею лебеду на берегу» с оркестром.
6. Инструментальный номер «Калинка»
7. Русский народный танец «Сударушка».
8. Татарский народный танец «Каблучок»
9. Игра – драматизация по русской народной сказки «Теремок».
10. Частушки.
11. Хоровод «Дружат дети всей земли» муз. Д. Львова-Компанейца
5.