Приложение МААМ

Конспект беседы «Коренные народы Амурской области»

Ирина Агафонова
Конспект беседы «Коренные народы Амурской области»
▼ Скачать + Заказать документы

Презентация "Коренные народы Амурской области".

Семинар «Развитие мотивации обучающихся к познанию и творчеству на основе изучения истории родного края».

Конспект беседы

«Коренные народы Амурской области. Эвенки»

Цель: Знакомство детей старшего дошкольного возраста с эвенками, устройством эвенкийского жилища, их быта, особенностями национального костюма, обычаями, обрядами и искусством.

Кто такие Эвенки?

Эвенки – представители малочисленных народов, проживающих на территории России, в горных местах. Он проживают и на территории Амурской области. Эвенки перегоняют с места на место свои стада оленей, ищут новые места обитания. Эвенк «увань», буквально- «живущий в горных лесах народ».

Главными занятиями эвенков считаются: охота, рыболовство и оленеводство.

Жилище Эвенков.

Дом у эвенков называется чум. Чум можно быстро разобрать и построить снова. Традиционное жилище эвенков – чум – конический шалаш из жердей, покрываемый зимой оленьими шкурами, а в летнее время берестой. При перекочёвках каркас оставляли на месте, а материал для покрытия чума брали с собой. Зимние стойбища эвенков состояли из 1-2 чумов, летние – от 10 и более благодаря частым праздникам в это время года.

Быт эвенков.

Традиционный быт эвенков был идеально приспособлен для выживания в сложных условиях тайги и тундры. Народ веками жил в гармонии с природой, беря от неё то, что необходимо для выживания. Это закон: лишнего у природы брать нельзя. Кочевали эвенки следом за своим стадом оленей. Так что традиционный быт эвенков от оленя неотделим: это и еда (съедали полностью, отходов не оставалось, и одежда, и кров — шкурами покрывали чумы.

Одежда эвенков.

Верхняя одежда эвенков называется кафтан. Унты в зимнее время и оночи – летом. Головной убор-капор и головная повязка. Эвенки– это, в большей степени оленеводы и охотники. Мастерицы шьют одежду не только из меха, но и из рыбьей кожи. Эвенки с давних пор носили запашные халаты. Они были легкие и удобные. Эвенкийский народ украшает свою одежду особыми узорами, которые служат оберегом от злых сил. В повторяющихся ритмичных узорах эвенков мы легко можем узнать и медведя, и оленя и разных птиц. Каждый узор – это сюжет из жизни охотников, рыбаков и оленеводов.

Обычаи и обряды.

Шаманы. Эвенки представляют собой типичных язычников. До сих пор они очень трепетно относятся к вере, стараются придерживаться всех канонов и неуклонно следовать наставлениям шаманов – посредников между миром живых и мёртвых. В религии этого народа особое место занимают духи умерших предков, среди которых есть чёткая иерархия.

Добывание удачи. Для того, чтобы предстоящий промысел стал успешным, охотники проводили обряд, который называется «синкэлевун» или «шинкэлевун». Во время него выполнялось магическое забивание изображения животного, на которое собираются выходить мужчины. Такой же интересный обряд помогал вернуть удачу тому, кто на предыдущей охоте не смог добиться поставленной цели.

Культ животных. Многовековая жизнь на природе делала взаимоотношения эвенков с животными особенными. Интересные традиции были связаны с общением людей и животных. Считалось, что животные прекрасно понимают человеческую речь, поэтому существовало интересное требование: при сборах на охоту об этом прямо говорить нельзя, так как любое животное, услышавшее эти разговоры, предупредит жертву. Разговоры велись иносказательно, применялись специальные обороты и слова, заменяющие понятия «охотник», «жертва», «Ружьё», «лук» и пр.

Считалось, что у каждого зверя есть дух-хозяин, которому следует молиться, чтобы вернуться из тайги живым и невредимым. Таким духам приносили жертвы, а для личной безопасности на теле носили амулеты (когти, кости, кусочки шкур и пр., отводящие все возможные неприятности, связанные с охотничьими делами.

Животворящий огонь. На протяжении длинных холодных месяцев залогом выживания было наличие огня в дю (чуме). Костёр располагался строго по центру, знаменуя собой сердце жилища и семейства. В летние месяцы вместо большого огня тут располагали дымокур, а пищу готовили на костре около чума. Огонь считался главной семейной святыней, поэтому с ним связано много интересных традиций. В основном за поддержанием костра следили женщины, пока мужья и отцы семейств уходили в тайгу. Огонь считался живым существом с чувствительной и тонкой душой, поэтому угасание костра сравнивалось с предвестником ужасных и трагических событий. У костра был личный дух, наделяемый внешностью старика или старой женщины, которому прямо на угли клали лучшие куски мяса.

Творчество эвенков.

Фольклор эвенков включает в себя песни-импровизации, мифологический эпос, сказки о животных, исторические предания, загадки.

Народное творчество: вышивка бисером, резьба по дереву и кости, теснение на бересте, изготовление предметов обихода из меха.

Публикации по теме:

Конспект ОД по познавательному развитию «Культурное наследие России. Коренные жители Севера — саами»Конспект ОД по познавательному развитию «Культурное наследие России. Коренные жители Севера — саами» Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Национальное наследие России - коренные жители Севера - Саами» Цель:.

Конспект беседы «5 таинственных озёр Омской области»Конспект беседы «5 таинственных озёр Омской области» Конспект беседы «5 таинственных озёр Омской области» Цель: развитие интереса к изучению природы родного края. Задачи: 1) ознакомиться.

Конспект беседы «Олимпийские чемпионы города Омска и Омской области» Конспект беседы «Олимпийские чемпионы города Омска и омской области» Цель: знакомство с олимпийскими чемпионами города и области. Задачи:.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Конспект беседы «Коренные народы Амурской области»
Опубликовано: 9 января 2025 в 09:29
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект беседы «Коренные народы Амурской области»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Агафонова (УИ 2099346) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
10 января 2025 пятница
Международный день благодарности комнатным растениям
Буратино - герой самой популярной детской книги А.Н.Толстого
11 января 2025 суббота



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД