Наталья Кинякина
«Как знакомить ребенка с историей родного края» (из опыта работы)
▼ Скачать
Есть, возможно, уголок красивей.
Есть богаче, шире края,
Только мне из всей моей России
Ближе к сердцу Мордовия моя.
Известно, что воспитание у детей чувства патриотизма начинается в пору дошкольного детства. Чтобы воспитать у детей чувство гордости за свою Родину, надо с детства научить его любить свой край, поселок, где он родился и вырос, природу, которая его окружает.
Публикация «„Как знакомить ребенка с историей родного края“ (из опыта работы)» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Методика ознакомления детей с родным поселком и воспитания любви к нему разнообразна. Это и непосредственное восприятие детьми окружающего, наблюдения, прогулки, экскурсии и демонстрация иллюстративного материала (фотографии, слайды, и широкое использование художественных произведений, и беседы во время прогулок, и рассказы воспитателя о истории поселка и его людях.
В начале своей работы я старались выявить чувства детей к родному поселку и знания детей о родном поселке. Предлагались следующие вопросы: что ты знаешь о своем поселке? Какие памятные места ты знаешь в поселке? Есть ли фабрики, заводы? Какие любимые места у тебя в поселке? Почему ты их любишь? Чем нравится тебе свой поселок?
Результаты беседы показали, что многие дети знают, что наш поселок очень старый, имеет древнюю историю. Им знакомы некоторые достопримечательности. Односложные и неглубокие ответы детей говорили о том, что они плохо знают историю своего поселка и его настоящую жизни. Рассказ о том, что наш поселок - Зубова-Поляна, возник в 1679 году. Основателем его является, помещик-Зубов Федор Васильевич, который, получил надел земли вблизи рек Парца и Лундан и основал там деревню. Она состояла из 15 дворов входила в Тамбовскую губернию. Название поселка, имеет свою историю и разные факты появления. Одна из версии такова, Граф Зубов продал землю, а помещик Полянский приобрел. Отсюда и название поселка. Рассказ вызвал у детей живой интерес к изучению истории поселка. Они делились с родителями об услышанном. Приносили новые истории и живо обсуждали их между собой.
С большим вниманием дети слушали рассказ о глубокой истории и тяжелой жизни людей.
В нашем поселке есть краеведческий музей, который мы с детьми с удовольствием посещаем. Интересные экспонаты: национальная одежда, посуда, лапти, гребни и другая утварь, вызывают большой интерес у детей.
Проводим экскурсии к памятнику погибшим войнам Родина – мать. Дети узнают о наших героях, благодаря которым мы живем в мире. Вечный огонь – вечная память о них. Среди них есть и Герои Советского Союза: Парамонов. И. Г, Тюркин. Д. В, Чадайкин. В. И, Гангаев. А. К,
Коняшкин. М. М, Волков Д. П. Дети внимательно слушают, проявляют интерес, задают вопросы. В результате, свои знания отражают в игре. Организовывают игры: «Мы - разведчики», «Переправа», «Летчики»
Обязательно нужно знакомить детей и с людьми, тружениками тыла, которые приближали победу в войне - это воспитывает у детей уважительное отношение к своим истокам; развивает чувство гордости за своих земляков.
Дети дошкольного возраста не всегда могут выразить в словах то, что чувствуют. Их отражение к окружающему находит отражение в рисунках, лепке, аппликации. Поэтому на занятиях по рисованию очень часто детям предлагается тема «Наш поселок». Дети рисуют любимые места, свою улицу, красивые строения. Мы радуемся, что дети проявляют творчество, самостоятельность и передают в рисунках любовь к родным местам.
Совместно с родителями организовали выставки работ детей : «Любимый уголок поселка» «Мой поселок» «Моя улица»
Любить свой край - это значит любить и родную природу, бережно к ней относиться. Общение с природой облагораживает человека, позволяет полнее ощущать красоту жизни. Наверное, у каждого из нас есть или осталось в памяти с детства заветная лесная поляна, тихий задумчивый уголок родины
Любовь к ним не забывается. Эту любовь к природе мы хотим привить и нашим детям. Рассказы о пользе леса, о его значимости для людей, развивает у детей познавательный интерес к природе. Мы справедливо называем его «зеленым другом», «неисчерпаемым кладом», «добрым великаном». Лес - красота всех времен года, он, как добрый друг сопровождает нас всю жизнь.
Под его пологом произрастают тысячи видов полезных растений. Обитают сотни разновидностей зверей, птиц, насекомых.
Знакомство с книгами Адольфа Афанасьевича Прохорова - нашего земляка, прекрасного педагога и краеведа: «Зеленый дом», «Синичкин календарь», «Солнечная летопись», вызвало у детей желание еще больше узнавать и изучать природу родного края.
Вместе с детьми и родителями оформили альбом «Природа родного края»
Дети совместно с родителями собирали иллюстрации к альбому, составляли небольшие описательные рассказы. Дети вели наблюдения за птицами, делали выводы об их пользе. Проявляли заботу о них, особенно в зимнее время.
Только доброе сердце, только хорошие поступки, положительный пример взрослых, родителей посеет в сердцах детей доброе семя любви к своей семье, к родине как большой, так и малой. Это не делимо.