Софья Медведева
Консультация для родителей «Как правильно хвалить ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
"Как правильно хвалить ребенка"
Некоторые родители уверены, что ребенка нужно хвалить как можно больше, ведь это формирует повышение самооценки и достижения успеха в дальнейшей жизни. Другие считают, что хвалить детей вообще не стоит, ведь они словно подсаживаются на хорошие слова и перестают быть активными, ждут похвалы даже за простое усилие. Однако абсолютное большинство осознает, что любой человек нуждается в одобрении, но делать это нужно верно. Как утверждают исследования, детей нужно хвалить, но правильная похвала – это если не искусство, то требующий знания навык.
Публикация «Консультация для родителей „Как правильно хвалить ребенка“» размещена в разделах
- Как правильно хвалить ребенка. Консультация для родителей
- Консультации для родителей
- Наказание и поощрение детей
- Темочки
Чрезвычайно важным является вопрос о соотношении наказаний и поощрений. Еще Я. Корчак отмечал, что чем больше поощрений, тем меньше наказаний. Недостаточное использование положительного подкрепления может создавать хронический дефицит поощрений. Поощрения для детей дошкольного возраста должны быть небольшими, как и сам ребенок.
Давайте разберемся в вопросе, как правильно хвалить ребенка и умеют ли это делать родители.
Хвалить ребенка нужно. Для дошкольников поощрение родителей имеет огромное значение, ведь добрые слова дают понимание правильности собственного поведения, формируют уверенность в своих силах, чувство значимости и нужности. Но все ли родители смогут положительно ответить на вопрос: часто ли вы хвалите своего ребенка? Для того, чтобы научиться правильно хвалить ребенка, надо знать правила похвалы.
Рассмотрим несколько важных правил правильной похвалы, которые можно использовать в воспитании детей.
1. По мнению психологов, детей следует хвалить таким образом, чтобы они умели оценивать собственные поступки. При этом старайтесь корректно использовать похвалу и порицание, которые помогают малышу сориентироваться в жизненных и общественных установках, общепринятых правилах.
2. Похвала должна сопровождаться объятием или поцелуем, так как малышу важно чувствовать искренность и радость мамы за его хорошие поступки.
3. При поощрении нежелательно проводить сравнение чада с другими детьми. Например, не нужно указывать, что он нарисовал рисунок или сложил игрушки быстрее и лучше своего друга или братика. Нежелательно воспитывать ощущение превосходства над другими.
4. Повседневно выполняемые действия не нуждаются в похвале, иначе потеряется весь ее смысл. Если малыш должен убираться в игровом уголке каждый день, это уже не требует поощрения, а должно восприниматься, как данность.
5. Старайтесь различать в похвале, что дается ребенку легко и без усилий, а над чем ему пришлось потрудиться. Лучше похвалить за истинные достижения, тогда и одобрение будет цениться намного больше. Например, если малыш научился аккуратно складывать свою одежду, нужно указать именно на это.
6. Если родители хвалят свое дитя за определенные поступки, то не рекомендуется по прошествии времени сообщать, что его успехи слишком малы, что нужно стремиться к большему, ведь ребенок в состоянии это осознать самостоятельно. Наоборот, нужно предлагать ему более сложные задания, выражая надежду, что он справится с этим обязательно.
7. Похвала должна быть своевременной. Если чадо занято важной работой, то можно показать одобрение сразу, это поможет активизировать детскую деятельность.
8. Естественно, похвала находится в зависимости от возраста любимого карапуза. Маленьких ребят хвалят более эмоционально за любое самостоятельное действие, например, догадался подать маме тапочки, взялся за сумку, чтобы помочь бабушке. С более старшими детьми следует учитывать другие нюансы. Можно похвалить за самостоятельно придуманные решения и способы выполнения задания, чтобы школьник и дальше продолжал идти в этом направлении.
9. Не смешивайте сразу похвалу и критику. Иногда родители могут похвалить, а потом указать на совершенные ошибки и сообщить, где нужно было сделать лучше. Критику ребенок обязательно запомнит надолго, а от похвалы не останется следа.
10. Со старшими ребятами не стоит давать оценку действию, нужно обращать внимание на качественное выполнение задачи. Ведь дети моментально запоминают формулировку «Молодец», делают ее привычной для себя, и обижаются, когда не дожидаются приятных слов в свой адрес. Ребенок начинает зависеть от оценки окружения, так как сам не в состоянии оценить свои действия, ждет обязательную похвалу от других людей.
Иногда дети начинают обращать внимание на собственные недостатки, понимать, что раньше их поступки одобряли всегда, а теперь почему-то этого не происходит. Нужно знать меру похвале, объяснять, почему родители так считают.
11. Если определенное поведение ребенка родители хотят закрепить и придать ему постоянство, или оказать помощь в освоении новых навыков, следует хвалить его с сильными эмоциями: "ты большой молодец", "как же я тебя люблю, ты мой помощник", "ты замечательный сын", "ты самая внимательная девочка на свете".
12. Не перехваливать ребенка, у всего должны быть границы. Если чрезмерно захваливать дочь или сына, то дети не будут стремиться делать что-то хорошо, ведь будут уверены в очередной похвале от родителей.
13. Похвалы требует не только конечный результат, но и непосредственный процесс работы, которая исполняется ребенком старательно.
14. Смягчайте тон вашего голоса, так как он отражает эмоции. То, как вы говорите, является гораздо более важным, чем то, что вы говорите. Простое слово «Спасибо» может быть сказано как весьма вежливо, так и в серьезном гневе. Используйте только положительные слова ободрения и говорите их с чувством и искренностью.
15. Учитывайте характер своего ребенка. Характеры у всех разные. То, что одному ребёнку даётся легко, другой делает со скрипом. Скажем, застенчивого ребёнка не следует посылать самого знакомиться с чужими ребятами, а лучше подойти вместе с ним, предложить детям игру. Шумный, возбудимый ребёнок страдает от своей неуспешности и свои промахи переживает тяжелее, чем обычные дети. Поэтому родительская похвала может лишь частично вознаградить ребёнка за тягостные переживания.
Вывод. Помните, что похвала должна быть не равнодушной отмашкой, а теплой эмоциональной волной, идущей от человека к человеку. Положительное подкрепление своей деятельности со стороны взрослых необходимо детям дошкольного возраста для полноценного развития личности, а также его успешности в дальнейшем.