Анна Саушина
Консультация для родителей «Как охранять детский голос»
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый ребенок, родившись,
получает от матушки природы
драгоценный дар – голос!
У детей младшего дошкольного возраста голосообразующий аппарат полностью еще не сформирован, поэтому им не рекомендуются публичные выступления, требующие форсирования голоса в не свойственном ребенку диапазоне. Первоначальными признаками нарушения голоса могут быть легкая хрипота и быстрая его истощаемость, вызванные небольшим расстройством функции гортани. Однако, если данные отклонения вовремя не устранить, это приведет к стойким изменениям в гортани и, следовательно, утяжелит голосовой дефект.
Публикация «Консультация для родителей „Как охранять детский голос“» размещена в разделах
Большинство нарушений голоса являются приобретенными в процессе развития детского организма и его речевой функции. Для предупреждения различных голосовых расстройств очень важна охрана и воспитание голоса с раннего детства.
Развитие голоса идет постепенно, детский голосовой аппарат еще слаб и форсирование голоса может нанести непоправимый вред. Крикливое пение в диапазоне, не соответствующем детскому голосу, вызывает перенапряжение голосового аппарата, что может привести к функциональным и органическим нарушениям. Дети с раннего возраста должны слышать мягкие мелодичные голоса с выразительными и точными интонациями. Обладая большой подражательностью, дети легко усваивают интонацию и способ голосоподачи окружающих их взрослых.
Профилактика нарушений голоса у детей.
Основными профилактическими мерами предупреждения патологии голоса являются закаливание организма, овладение навыками наиболее рационального диафрагмального дыхания и мягкой атаки голосоподачи.
• Для развития слуха и голоса ребенка полезно больше читать стихи вслух, при этом стараться говорить звонко, ясным голосом, а не низким, глухим. Хорошо, если дома ребенок поет попевки - потешки – народные мелодии, очень простые, состоящие из 2-3-х звуков. (андрей- воробей, еж, лиса и азбука и т. д.)
• В детском саду мы учим говорить детей спокойным тоном, без крика – что важно для предохранения голосовых связок от перенапряжения. Кроме того, это требование культурного поведения. Поэтому дома надо требовать от детей того же.
• Не следует поощрять пение детьми взрослых песен, особенно эстрадных, так как они не подходят для детского голоса и обычно не могут быть правильно поняты детьми.
• Нельзя петь на улице в сырую и холодную погоду.
• Необходимо следить за тем, чтобы и дети не слишком громко говорили, так как крик, шум портят голос, притупляют слух и влияют на нервную систему детей.
• Воздерживаться от пения во время болезни, так как перенапряжение голосовых связок в это время может привести к серьёзным хроническим нарушениям голоса;
• Не следует петь и кричать после бега или в сильном волнении, так как это делает дыхание неорганизованным, прерывистым, что мешает правильному голосообразованию.
Также необходима охрана детского слуха. Для этого надо следить, чтобы в жизни ребенка было достаточно тишины. Не следует включать музыку надолго или слишком громко – это отрицательно влияет на нервную систему, притупляет слух. Использовать компьютер и телевидение нужно очень разумно, не перегружая ребенка. Пусть лучше ребенок послушает или посмотрит меньше передач, но зато поймет и запомнит их.
Было бы неплохо, если бы вы собрали небольшую фонотеку – диски, звучащие игрушки с записями доступных детям музыкальных произведений, детских песен. Этот репертуар и будет основой формирования хорошего музыкального вкуса.
Дмитрий Борисович Кабалевский, замечательный композитор и музыкальный воспитатель детей и юношества, много раз в своих выступлениях подчеркивал необходимость приобщить детей к серьезной, классической музыку. Не может быть развитого человека, который любил бы только «легкую» музыку. К большим, серьезным чувствам и мыслям нас приобщают Глинка, Чайковский, Бетховен, Григ, все выдающиеся музыканты прошлого и современности. Может быть, в свое время не всем из вас удалось приобщиться к музыкальному искусству. Хорошо, если бы вы сейчас не упустили эту возможность – слушая вместе с детьми наиболее легкие для восприятия произведения классической музыки, восполнить свои знания, умножить свои впечатления от музыки. К тому же новое время принесло новые произведения. Хочется подчеркнуть, что совместное слушание музыки способствует сближению детей и родителей, появлению общих интересов. А у детей потребность такого досуга способствующего их духовному развитию, надо всячески поощрять. Хорошо послушать музыку и тогда, когда в вашем доме собираются друзья ребенка.
Удачи и здоровья вам и вашим детям!
Примечание:
Чайковский – Детский альбом, Времена года, «Снегурочка»(Островского)
Глинка – романсами и оперой «Руслан и Людмила», песни, романсы, симфонические фантазии, опера и даже сама знаковая «Камаринская»
Бетховен – К Элизе, Соната №14 Adagio sostenuto (Лунная соната, Presto agitato, Allegretto & Trio
Григ – Утро, «Танец Анитры», Танец эльфов, Шествие гномов, цикл «Семь детских песен», Песня Сольвейг.