Наталья Викторовна Удовыченко
Использование визуально-ритмических рядов в работе учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
В современном обществе одной из проблем является увеличение количества детей с различными нарушениями речи (в том числе с нарушением темпо- ритмической стороны речи). Соответственно перед педагогами встает вопрос, как сделать процесс коррекции этих нарушений более эффективным и результативным. Игровая деятельность, по мнению Л. С. Выготского, как ведущая еще не потеряла своего значения, поэтому опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы это наиболее адекватный путь включения детей с речевой патологией в учебный процесс.
Слоговая организация речи ребенка связана с его речевым развитием. Доказано, что фактором, сдерживающим нормативное развитие устной речи детей, а также причиной, тормозящей процесс овладения коммуникативными навыками, является ошибочное слоговое оформление речи детей.
Одно из требований красиво звучащей речи – правильная ритмико-слоговая структура слова. Ритмико-слоговая структура слова – ритмическая последовательность ударных и безударных слогов в слове, расположенных в определенной последовательности и обладающих семантикой.
Ритм – первоначальная форма связи человека с жизнью, временем, его здоровьем. Ритмические действия способствуют активизации различных анализаторных систем, становлению интегративной деятельности мозга. Моторный ритм влияет на становление речевых механизмов.
Визуально-ритмический ряд - это в первую очередь развитие механизма упреждающего развития речи, он является основополагающим для ее порождения. Минимальная произносительная единица речи - слог. В основе речи всегда лежит схема - согласный-гласный. В слоге всегда предыдущий элемент влияет на последующий, а последующий на предыдущий. Если у ребёнка проблемы с упреждающим синтезом, он элементарно не может спрогнозировать речь. Сюда относится следующая категория детей:
1. Дети с нарушением праксиса испытывают сложности в планировании своей деятельности. Увидеть закономерность и продолжить ее - основа дальнейшего прогнозирования. Переключение со слога на слог также требует планирования движений, но на уровне артикуляционного праксиса.
2. Дети со снижением когнитивных функций по разным причинам (нарушение памяти, внимания, мышления) не могут не только переключиться, но и понять принцип операции.
3. Дети с нарушением первого функционального блока мозга. Напомню, что он является энергетическим и отвечает за ресурс ЦНС ребёнка. Они быстро устают.
Визуально-ритмический ряд может быть в трёх плоскостях (от простого к сложному): горизонтальный ряд, вертикальный ряд, окружность.
Последовательность при выкладывании рядов может быть простая - 1:1 (2-3 года)
и сложная 2:1

, 1:2

, 1:1:1

, (4-6 лет). Выкладываем в определенной последовательности: от простого к сложному.
Конструкция «Лого-ритмическая парковка» состоит из прямои деревяннои линеи ки-прямоугольника, разделеннои на 10-12 секторов.

Логопедический тренажер «Визуально - ритмический круг» представляет собои : деревянныи круг, разделенныи деревянным трафаретом на 12 сегментов. Диаметр круга 30 см.

Визуально - ритмический круг и лого-ритмическая парковка - это полезный тренажер, как для дефектологов, логопедов, нейропсихологов и психологов, так и для заботливых родителей, а так же воспитателей детского сада. Нейротрежер помогает развитию речи, а так же при работе с уже имеющимися задержками в речевом развитии. Работая с данными лого-ритмическими тренажерами ребенок развивает мелкую моторику, логику, пространственное восприятие, а так же фонематический слух. Тренажеры направлен на развитие чувства ритма, слухового восприятия, пространственного восприятия. С визуально-ритмическим кругом и рядом можно придумать большое количество игр в зависимости от задач. В ряд и на круге можно раскладывать: природные материалы (камешки, шишки, ракушки,. , счетные палочки, карточки с буквами/цифрами, геометрические фигурки и т. д. Примеры логопедических игр с нейротренажером:
1. Для развития ритма: выложить в секторах ритмический ряд и предложить отхлопать или отстучать её. Тук – туктук - тук - туктук.
2. Для развития логики: предложить продолжить закономерность, например: предложив ребенку выложить ряд 1:1 (палочка-листик-палочка-листик и т. д) или более сложные комбинации в зависимости от уровня развития ребенка (1:1, 1:2, 1:3, 1:2:3). Также просим ребёнка отхлопать, оттопать, отстучать, отзвенеть количество звуков равное количеству элементов, лежащих в одной ячейке. Можно использовать несколько видов материалов, или один, но разных цветов или разное количество.
3. Развитие интонационной стороны речи с помощью логопедического набора: предложить озвучить ритмический ряд так, чтобы разные элементы озвучивались по разному: тихо-громко, грустно-весело.
4. Для автоматизации звука в слогах: предложить озвучить ритмический ряд, используя слоги с заданным звуком.
5. Для развития звуко-буквенного анализа: заполнить круг буквами и картинками по правилу, например, чтобы перед картинкой шла первая буква в изображённом слове.
6. Для развития речи - образование относительных прилагательных: предложить ребенку украсить круг-пиццу/пирог фигурками (томат, гриб, груша) и спросить какая пицца/пирог получились - томатная, грибная, грушевый.
7. Логопедическая игра для развития слухового внимания и восприятия: выбираем один звук для игры и начинаем произносить разные слова. Если слово содержит данный звук, то ребенок должен положить в сектор определенны предмет, например - камешек, если данного звука нет в слове - положить другой предмет.
8. Для усвоения временных представлений: расположить на круге режимные моменты с утра до вечера, разложить правильно картинки с временами года и назвать месяцы года.
Все эти задания с применением визуально-ритмических рядов позволяют наиболее интересно и эффективно работать над ритмом воспитанников. Использование данного материала на логопедических занятиях расширит профессиональный арсенал педагогов.