Анна Кострова
Игры для развития фонематического слуха и слухового внимания
▼ Скачать + Заказать документы
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА
«Так ли это звучит?» Взрослый предлагает ребенку разложить картинки в два ряда: в каждом ряду должны находиться изображения, названия которых звучат сходно. Если ребенок не справляется с заданием, взрослый помогает ему, предлагая ясно и отчетливо (насколько это возможно) произнести каждое
слово. Когда же картинки будут разложены, взрослый и ребенок вместе называют слова. Отмечают многооб-
разие слов, их разное и сходное звучание.
Примеры: лук - луг, роса - роза, плод - плот, дрова
- трава.
«Кто внимательный» Взрослый называет ряд гласных звуков. Ребенок должен поднять соответствующий символ. На начальном этапе игра может проводиться с одним символом, затем с двумя и более, по мере усвоения ребенком навыков звукового анализа и
синтеза. Символами служат картинки с изображением положения губ при произнесении гласного звука.
«Звуковые песенки» Взрослый предлагает ребенку составить звуковые песенки типа: АУ - дети
кричат в лесу. Или ИА - как кричит ослик. Или УА - та плачет ребенок. Как мы удив- ляемся? ОО! и т. п. Сначала ребенок опре- деляет первый звук в песенке, протяжно пропевая его, затем - второй. Потом с помощью взрослого выкладывает звукокомплекс из символов, сохраняя его последо-
вательность, как в песенке. После этого «прочитывает» по символам составлен-
ную им схему.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ
СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ
«Отгадай, что звучит?» Взрослый за ширмой звенит бубном, шуршит бумагой, звенит в колокольчик и предлагает ребенку отга- дать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть сясными и контрастными, чтобы малыш мог их угадать, сидя
спиной к взрослому (если нет ширмы). «УгАДАй, что делать» Ребенку дают в руки два флажка. Если взрослый громко звенит бубном, ребенок поднимает флажки вверх и машет ими, если тихо - держит руки на коленях. Чередовать
громкое и тихое звучание бубна рекомендуется не более 4 раз.
«Гое позвонили?» Ребенок закрывает глаза, а взрослый тихо *встает слева, справа, позади малыша и звонит в колокольчик. Ребе- нок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук,
и, не открывая глаза, рукой показать направление. После правильного ответа он открывает глаза, а взрослый поднимает и показывает колокольчик. Если ребенок ошибся, то отгадывает еще раз. Игру
повторяют 4-5 раз.
«УгАдай, кто сказал» Ребенка предварительно знакомят со сказкой «Три медведя». Затем взрослый произносит фразы из текста, меняя высоту голоса, подражая или Мишутке, или Настасье Пе- тровне, или Михайле Ивановичу. Ребенок поднимает соответствующую картинку. Рекомендуется нарушать последовательность вы-
сказывания персонажей, имеющуюся в сказке.