Cветлана Антипина
Игра — метод организации самостоятельной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
"Игра- метод организации самостоятельной деятельности"
из опыта работы воспитателя Антипиной С. А.
Современная начальная школа предъявляет высокие требования к уровню готовности детей к школьному обучению. От того насколько качественно и своевременно дошкольник будет подготовлен к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
Одним из наиболее важных качеств личности первоклассника ученые выделяют самостоятельность.
Публикация «Игра — метод организации самостоятельной деятельности» размещена в разделах
- Игры для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2014
Самостоятельная деятельность детей - одна из основных моделей организации образовательного процесса дошкольников, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время (В режиме дня выделено несколько периодов для самостоятельной деятельности детей. во время утреннего приема, в промежутке между завтраком и занятиями, в перерывах между занятиями, на дневной и вечерней прогулке, в групповой во второй половине дня - всего 240 мин в день).
Самостоятельная игра - один из видов самостоятельной деятельности дошкольника. Психологи доказали: в самостоятельной игре у дошкольника интенсивно развивается психика. На пределе работают память, мышление, восприятие. Он развивается творчески, проявляет больше произвольности, больше запоминает, обогащается запас знаний о мире.
Самостоятельные игры самостоятельны по своей сути, но эта самостоятельность относительна, т. к в ней присутствует косвенное педагогическое руководство.
Какова же роль воспитателя в организации самостоятельных игр детей?
* создать разнообразную игровую среду на основе активности и интересов детей
* игровое пространство, созданное детьми сохранять в группе в течение одного или нескольких дней.
* не навязывать детям свой сюжет игры, не игнорировать инициативу детей
* не вмешиваться в игру: утешать, сочувствовать, решать игровые конфликты; подключатся к игре детей только в случаях конфликтных ситуаций
* для развития игры поощрять, похвалить ребенка
* внимательно следить за игрой детей
-Для проявления самостоятельности и свободной активности, создать разнообразную игровую среду на основе активности и интересов детей. Иногда для поддержания порядка в группе либо для лучшей сохранности игрушек воспитатель не дает им в пользование, чем обедняет детское творчество, самостоятельная деятельность становиться малосодержательной, и непродуктивной.
- Для поддержания интереса к самостоятельным играм, важно, чтобы созданное детьми игровое пространство сохранялось в группе в течение одного или нескольких дней.
- Не проявлять излишнюю инициативу, не навязывать детям свой сюжет игры, игнорировать инициативу детей. Или бестактно вмешивается в игру детей, донимая подсказками, не давая им самим сориентироваться в обстановке, обдумать действия, уничтожая тем самым инициативу, самостоятельность.
-Учитывая, что игра-это жизнь ребенка. В самостоятельной игре, как и в жизни, временные трудности, промахи и неудачи не только неизбежны, но часто в них заключается основная ценность. Именно в преодолении трудностей происходит становление характера, формируется личность, рождается потребность получать помощь, и когда нужно прийти на помощь другим. Поэтому воспитатель не должен вмешиваться в игру, утешать, сочувствовать, решая игровые конфликты. Подключатся к игре детей только в случаях конфликтных ситуаций, требующих вмешательства взрослого, или при необходимости помочь ребенку войти в группу сверстников.
-.Для развития игры поощрять, похвалить ребенка, если он придумал что-то новое, создал интересную игровую ситуацию, собрал сложный узор, построил модель из конструктора. (Например, Дима дома собрал модель боевого корабля, мы восхищались его постройкой, на следующий день Лева вместе с родителями собрал модель подобного корабля, через день эскадра пополнилась еще одним кораблем, который сделал Глеба игра детей стала более содержательной)
-Внимательно следить за игрой детей. Дети замыслили сюжет, развернули игру, и в какой- то момент зашли в тупик, но воспитатель ничего не предпринимает. Результат- игра распадается, не дойдя до своего логического конца
Игры с готовым содержанием (слайд) Для самостоятельных игр во время утреннего приема детей, а также на перерывы во время НОД в группе оборудована познавательно-развивающая зона, в которой сосредоточены игры разной направленности: развивающие игры («Игровой квадрат», «Точечки», «Составь узор», «Кубики для всех» Игры на развитие сенсорики, математического, экологического, валеологического содержания. Игры на развитие пространственного ориентирования, по обучению грамоте. Здесь мы располагаем игры соответствующие тематике недели. Игры разной направленности разложены по полочкам с цветовым обозначением. (определенный цвет на коробке соответствует цвету на полочке)
Учитывая интересы детей, а наши дети очень любят игры с конструктором (слайд) мы оборудовали уголок конструирования, в котором в большом разнообразии представлены различные виды и формы конструкторов, разнообразные мозаики. Дети самостоятельно для реализации своих замыслов используют схемы и модели построек (Пизанская башня, Кремль, но больше строят по воображению. Уголок дополнен мелкими игрушками для обыгрывания. Мобильность данного уголка (выносные контейнеры) позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами. Это позволяет ребенку комфортно чувствовать себя в любом уголке группы. Для продолжения игры на следующий день мы позволяем оставлять постройки на день, два. Мальчики больше строят технику - машины, самолеты, архитектурные постройки – крепости, мосты. А девочки дома, комнаты для кукол. В строительные игры дети играют, как и в дневной промежуток времени, так и вечерний.
Во второй половине дня в режиме есть значительный отрезок времени для самостоятельных игр. Высшей формой самостоятельности детей является проявление творчества в театрализованных, сюжетных играх (ролевых, режиссерских, играх – фантазиях Самостоятельная художественная деятельность в театральном уголке. (слайд)
Здесь находятся атрибуты для различных видов театра рядом с театром находится музыкальный уголок, содержащий музыкальные инструменты, атрибуты для игры в «певцов» (микрофоны, музыкальные игры, что позволяет детям использовать в процессе игр-драматизаций атрибуты из разных функциональных зон. Дети разыгрывают самостоятельные инсценировки, концерты. Такое совместное расположение этих зон способствует снижению уровня тревожности при выступлениях, раскрытию творческих способностей наших воспитанников.
В содержании режиссерских игр и игры-фантазирования (слайд) творчески объединяются события разных книг, мультфильмов, телесериалов, события, самостоятельно придуманные детьми. Дети используют готовый игровой материал - фигурки роботов, Человек-паук, Бэтман, Супермэн, герои мультфильма «З богатыря на дальних берегах»…
Играют в основном подгруппой 2-3 человека, или по одному «сам себе режиссер».Девочки любят играть с куклами Барби…Присутствуют игры фантазирование где разворачивается сюжет в воображаемом речевом плане с предметами заместителями. (Дима, Женя) В играх дети изменяют интонацию голоса в зависимости от создаваемого образа, передвигают игрушки, имитируя движение персонажа, комментируют события.
Самостоятельные сюжетно-ролевые игры (слайд) являются основными в игровой деятельности детей. Период подготовки к игре порой превышает время самой игры, поэтому мы стараемся организовать их в вечернее время. Сюжеты игр придумывают сами дети, опыт и знания трансформируются детьми в соответствии с личным опытом и их эмоциональным отношением к действительности. Игры детей разнообразны: семья, магазин, парикмахерская, машина, космос, корабль. В нашей группе центр с\р представлен в виде современной детской мебели (семья, магазин, парикмахерская, некоторые игры выносные, атрибуты лежат в коробках и чемоданах и выносятся по просьбе детей. Для с\ р игр подобрано необходимое оборудование :тематические коллекции игрушек, атрибуты, предметы заместители (для игры «Космос», «Машина», «Корабль»-шнуры, старые приборы, пульты, противогазы которые служат в игре оборудованием)
Самостоятельные игры на прогулке. (слайд) Перед выходом на прогулку мы обычно обсуждает с детьми чем будем заниматься, какое оборудование возьмем для с-р игр, для игр с природным материалом. Дети любят строительные игры. Летом играют с песком, водой, камешками, листиками. …Природные материалы используют как предметы заместители в с-р играх : песок с водой - каша, листик- тарелочка, камешки- конфеты, пирожки. В зимнее время делают разнообразные снежные постройки- пещеры, тоннели, города, снежные клумбы, вырезают из снежных комков различные поделки. Разнообразны с-р игры: магазин, кафе, машина, семья. А также самостоятельные подвижные игры, катание на санках, с горки, спортивные игры. Зимой – хоккей, летом – футбол, элементы баскетбола.
Дошкольный возраст - уникальный период развития самостоятельности. И мы видим, как это важнейшее качество большей частью формируется в играх.