Надежда Власова
Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста средствами проектной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
«Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим».
(Вадим Шафнер.)
В современном обществе остро ощущается возрождение интереса к истории русского народа, к его культуре, традициям, обычаям, быту. И это не только дань моде! Люди, уставшие от постоянных стрессов, сумасшедшего темпа работы и перенаселенных городов, подсознательно тянутся к природе, размеренной жизни предков, их житейской мудрости, опыту и спокойствию.
Публикация «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста средствами проектной деятельности» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
«куклы-обереги» – проект по сохранению и передаче национальных традиций подрастающему поколению с самого раннего возраста. Он дает возможность погружению детей в культуру и традиции своего народа, наших далеких предков. Куклы-обереги– это кладезь старинных и ценных вещей.
«Не зная традиций своего народа невозможно продвигаться вперед и добиваться каких-либо результатов, наши дети должны знать культуру своего народа, его язык и традиции».
Все девоч ки очень любят играть в куклы. И не только дети, но и взрослые имеют свою любимую игрушку, которую хранят всю жизнь. Увидев старую иллюстрацию в журнале, я вспомнила о кукле с которой играла в детстве, когда приезжала в гости к бабушке летом. Она была сделана из старых тряпочек, и на лице не было ни глаз, ни рта. Эту куклу сделала моя тетя, когда была маленькой девочкой. Я принесла куклу в группу и показала ее детям. Они с интересом ее рассматривали, спрашивали, из чего она сделана, почему у нее нет лица, почему ткань имеет не ровные концы. Нам захотелось узнать существуют ли другие виды кукол, сделанные из ткани и других подручных материалов.
Актуальность проекта :
Знакомство с тряпичными кукламипозволит познакомится с некоторыми сторонами культуры русского народа,
Изготовление тряпичных кукол поможет научиться приемам рукоделия и изготовления кукол.
Гипотеза исследования:
Мы предполагаем, что тряпичные куклы были традиционной игрушкой в быту русской деревни и несли определенный символический смысл
В проекте на основе проведенных исследований и обзора литературы рассматриваются вопросы сохранения и передачи традиций подрастающему поколению, проект знакомит с прикладным творчеством старинных вещей, нацеливает на самостоятельную и исследовательскую деятельность, активизирует учащихся к творческой работе.
Цель проекта :
-Выяснить какие виды кукол существуют,
-Узнать, почему тряпичные куклы интересны взрослым и детям.
-Научиться самостоятельно изготавливать тряпичную куклу.
Задачи:
-собрать информацию о роли и месте тряпичной куклы в крестьянском быту;
-изучить и применить на практике технологии изготовления различных видов кукол;
-развивать фантазию и художественный вкус;
-воспитывать интерес к народному творчеству.
Методы:
-сбор информации
-анкетирование
-опрос
-изучение литературы и информационных ресурсов сети интернет
-анализ, сравнение и обработка информации
-изготовление тряпичных кукол, оформление отчетов исследования
-размещение материалов
Этапы работы над проектом.
Первый этап - аналитический
-формирование рабочей группы;
-определение цели и задач;
-определение основных направлений действий;
Второй этап - организационно-подготовительный
-формирование проектной команды;
-определение мотивации к разработке и выполнению проекта;
-корректировка задач.
-выбор формы и способа презентации
Третий этап - практический
- самостоятельная исследовательская, поисковая работа, накопление и систематизация информации о тряпичной кукле, осознание ее места в русской культуре;
- изучение и изготовление различных видов кукол, подготовка презентации проекта.
Четвертый этап - результаты представленных исследований
-пополнить экспонаты в музее «Куклы наших бабушек»
- презентации;
- информационный стенд с поделками тряпичных кукол.
Ожидаемые результаты:
- проведение информационно-исследовательской деятельности по изучению секретов бабушкиного сундука и куклах, находящихся в нем;
-презентация о тряпичных куклах;
-изготовление кукол;
-выставка кукол
Экологический аспект:
Изготовление изделий из ткани – экономически чистое производство:
-практически безотходное производство, нет выбросов, загрязняющих веществ в почву, водоемы.
-при работе с тканью и другими материаламине выделяются вредные вещества в атмосферу
-практически нет затрат чистой природной воды на производственные нужды.
Значит, выполняя данный проект окружающей среде, природе не нанесен какой-либо ущерб.
Экономическое обоснование
Выполненные куклы не потребовали экономических затрат, так как все материалы — это выпады предыдущего кроя и ткани от старых вещей. Именно поэтому себестоимость нашей работы равна нулю.
Сами по себе изготовленные тряпичные куклы, уникальны. Они изготовлены с теплотой души и любовью, и, конечно же, таких не купишь в магазине.
Практическое использование проекта :
-для проведения творческих мероприятий и мастер-классов
-пополнение экспонатами музея «Куклы-обереги»
-изготовления подарков
Материалы и ресурсы, необходимые для выполнения проекта -
Программное обеспечение – Microsoft Word, Power Point.
Компьютер, цифровой фотоаппарат
Заключение:
Кукла – знак человека, его игровой образ – символ. В этой роли она фокусирует время, историю культуры, историю страны и народа, отражая их движение и развитие К этому духовности и обращаются те, кто изучает народную культуру, кто стремиться донести до потомков ее драгоценные крупицы.
Традиционная тряпичная кукла в сегодняшней России переживает подлинное возрождение. Рукотворная лоскутная фигурка выполняет теперь новую коммуникативную функцию. Она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту. Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Но главное в этих играх –эмоциональный контакт с куклой. Дети не только привыкают к куклам, но и привязываются к ним как к живым существам и болезненно расстаются с ними.
Кукла не рождается сама: ее создает человек. Являясь частью культуры, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего его народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.
В итоге выполнения проекта достигнуто :
-была изучена история традиционной народной куклы и ее виды
- освоена технология выполнения кукол
-изготовлены методические пособия
-изготовлены образцы кукол
-проведены мастер-классы
-пополнены экспонатами музей «Куклы наших бабушек»