Марина Владимировна Диденко
Графическая практика «Осенняя ярмарка» для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«ПРО волшебные узоры» в работе с дошкольниками. Педагог-психолог: Диденко М. В
«Что ребенок может сделать сегодня с помощью,
завтра он может сделать сам» Л. С. Выготский
Одной из главных задач ФГОС дошкольного образования является формирования предпосылок к учебной деятельности у детей дошкольного возраста. Важный компонент, предпосылок - подготовка руки к письму, развитие мелкой моторики.
Публикация «Графическая практика „Осенняя ярмарка“ для дошкольников» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Фольклорные праздники ярмарки, посиделки
- Темочки
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу.
В процессе диагностирования, по вопросу, готов ли ребенок к обучению в школе, я часто имею дело с детьми, у которых очень слабо развиты пальцы рук.
С целью выявления уровня развития мелкой моторики у детей была проведена диагностика, которая показала следующие результаты:
Высокий уровень развития 18%
Средний уровень развития 29%
Низкий уровень развития 53%
что у 54 % детей отмечается недостаточность двигательных навыков: неловкость, не согласованность рук;
недоразвитие мелкой моторики и зрительной координации;
нарушение саморегуляции.
Таким образом, выявлено, что у большинства дошкольников мелкая моторика не достаточно развита.
Для того чтобы решить проблему качественной подготовки детей к школе, мною была подобрана методика «Графическая практика» «ПРО волшебные узоры».
Графическая практика - это технология, в основе которой лежат теории Льва Семеныча Выготского.
Согласно Л. С. Выготскому, рисунок представляет собой стадию
формирования знаково-символической деятельности,
предшествующую овладению ребенком письменной речью. развития его мелкой моторики и умения владеть
пишущими инструментами, но и помочь ребенку устанавливать связь между
изображаемым предметом или действием и его символическим
изображением.
Символическая репрезентация – это специфически
человеческая способность заменять отсутствующие реальные объекты
(предметы, явления, живые объекты и даже людей или действия)
каким-либо знаком или символом. Буквы и слова – это как раз такие
заменители: буквы заменяют звуки устной речи, а слова – предметы, явления, людей и т. п.
Таким образом, детские рисунки – это тоже средства символической репрезентации, которые символизируют (обозначают) реальные предметы.
Данную методику я начала апробировать в этом учебном году с детьми старшей возрастной группы детского сада.
Основной метод - это проведение практических игровых занятий.
Цель: Создание условий для развития мелкой моторики детей
посредством методики «Графическая практика»
Задачи:
- развитие психических процессов: мышления, памяти, внимания, воображение, развитие зрительного и слухового восприятия, развитие саморегуляции.
- развитие пространственной ориентации на листе бумаги и в окружающем пространстве.
- подготовка руки к письму, во главе которой стоит графический элемент.
- овладевать способами символического отображения реальных объектов.
Когда я начинала эту практику, мы с педагогами пополнили предметно-развивающую среду:
С воспитателями подготовили планшеты из картона с вложенными в прозрачные файлы: фломастеры, маркеры, (которые легко стираются обычной губкой, салфетки, фонетика с разноплановой музыкой, мольберт для педагога, можно использовать планшеты с зажимом.
Совместно с педагогами разработали таблицу с примерными графическими символами. Символы самые простые: палочки, галочки, круги, прямые и волнистые линии. и. т. далее
Графическая практика – это не урок рисования. Здесь важен ритм и повторяющиеся символы, поэтому необходимо подобрать соответствующую музыку. История должна быть короткой, интересной и захватывающей, это и есть смысл этой методики
Символы самые простые: палочки, галочки, круги, прямые и волнистые линии.
Например: вниманию детей предлагается короткая история или сказка или может быть отрывок. Тексты подбираются к той теме, которая обсуждается в группе на утреннем круге (в соответствии с комплексно тематическим планированием) задаю вопросы, что бы вы хотели сегодня узнать?
Мы выбрали с детьми тему: «Осенняя ярмарка»
Тема обширна и разнообразна, можно предложить допустим. Какой урожай собирают осенью? (овощи, фрукты, грибы, ягоды). Чтобы вы хотели узнать? Выбрали игровую ситуацию «Как мама солит Овощи»
Перед тем, как начать графические практики, мы с ребятами четко проговариваем правила:
- пишем, пока звучит музыка
-музыка заканчивается – поднимаем руку вверх
Сначала мой показ без музыки.
- пишем слева направо
-во время написания символов проговариваем слово, которое записываем.
При словах «крутим, крутим, стоп» голова контролирует, рука выполняет
На мольберте я начинаю детям показ выполнения этой ситуации: «Как мама солит Овощи»
1. На шаблонах, изображающих банку, в которой, мы будим солить помидоры, в нижнем левом углу ставим точку и начинаем рисовать графические символы.
2. Первый ряд мы укладываем помидоры - (круги, второй ряд: огурцы- (овалы, далее посыпаем солью - (точки).
3. И сверху заливаем водой - (волнистые линии).
Данную работу можно проводить в различных видах деятельности.
Таким образом, данная методика позволяет не только делать акцент на развитии мелкой моторики и подготавливать руку к письму, но и развивать психические процессы: внимание, память, воображение и речь ребёнка. Также регулировать свои движения, самому руководить процессом создания изображений, контролировать свои действия, записывать свою историю.
Можно подбирать разные темы, и по ним работать, и придумывать с детьми разные игровые ситуации, разные истории.
Для родителей был проведен семинар - практикум, где была представлена методика «Графическая практика» ее универсальные способы развития мелкой моторики детей. Родители получили знания о том, как дома можно занять ребенка и во время досуга и при этом способствовать развитию руки при помощи «Волшебных узоров». Было принято решение родителей, продолжать работу в данном направлении с привлечением других специалистов музыкального руководителя, и учителя логопеда.
Детям методика очень понравилась и вызвала у них живой интерес.
Как ожидаемый результат формирование предпосылок мелкой моторики и учебной деятельности - будет способствовать позитивной социализации и адаптации наших выпускников к школе.
Графическая практика вошла в мой в арсенал, эффективных инструментов в работе с детьми. Ее можно применять как способы профилактики коррекции каких-то затруднений.
Работа не закончена, в следующем году подведу итоги диагностирование с детьми уже подготовительной группы.
Данная методика может быть использована педагогами-психологами, так как она достаточна, интересна детям и не требует больших материальных затрат.