Калашникова Тамара
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Где же пятый океан?»
▼ Скачать + Заказать документы
ДЕТСКИЙ САД «ЗВЕЗДОЧКА»
«Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе»
«Где же пятый океан?»
(экспериментальная деятельность)
Воспитатель: Калашникова Т. Н.
Тема: «Где же пятый океан?»
Задачи:
Обучающие:
- формировать у детей представление о том, что воздух – это необходимое условие жизни на земле;
- познакомить детей с понятием «воздух»;
- дать представление о воздухе как о газообразном веществе;
- познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения.
Публикация «Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности „Где же пятый океан?“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Море, океан. Конспекты занятий
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
Развивающие:
- развивать навыки учебной и экспериментальной деятельности;
- развивать способность делать умозаключения, анализировать, сравнивать, классифицировать.
Воспитательные:
- воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
Словарная работа:
- обогащать и активизировать словарь детей: прозрачный, невидимый, бесцветный, тяжелый, легкий.
Предварительная работа:
- цикл наблюдений за воздухом:
«Как обнаружить воздух в помещении?»
«Воздух есть во всех предметах»
«Воздух упругий»
«Воздух нужен для жизни»
- игры с воздухом:
«У кого дольше не упадет перышко?»
«У кого мыльные пузыри будут больше?»
«У кого дальше уплывет кораблик?»
- дидактические игры:
«Старик-годовик»
«Живое и неживое»
«Дует ветер»
- беседы из цикла «Земля – наш общий дом»
- чтение экологической литературы
- опыты с водой, снегом, песком, магнитом.
Материал:
- глобус;
-белые халаты;
- визитки;
- камешки;
- стаканы с водой;
- полиэтиленовый пакет;
- резиновая груша;
- кусочки мыла;
- кусочки резины;
- резиновые игрушки;
- карточки;
- стакан для воспитателя;
- 2 емкости с водой;
- весы;
- 2 воздушных шарика;
- панно с изображением дороги, домов;
- силуэты деревьев, цветов.
Ход образовательной деятельности:
Дети входят в группу под музыку.
Воспитатель:
(Покрутив глобус) Посмотрите, как много воды на нашей планете. Назовите океаны, которые вы знаете?
Дети: Северный Ледовитый, Тихий, Индийский, Атлантический.
Воспитатель: Сколько океанов омывает сушу?
Дети: Четыре.
Воспитатель: Кто живет в океане?
Дети: Рыбы, киты, дельфины (выслушиваются все ответы).
Воспитатель: Скажите, а где живут люди?
Дети: На земле, на суше.
Воспитатель: А я хочу раскрыть вам одну тайну. Мы с вами также живем на дне океана - пятого океана. Вы со мной согласны? (ответы детей) Что же это - таинственный 5-й океан? Из чего он? (предположения детей)
Отгадайте, пожалуйста, загадку: «Что в комнате есть, а вы его не видите?»
Дети: Эго воздух.
Воспитатель: Правильно. А почему вы так решили?
Дети: Воздух везде: вокруг нас, и под землей, и высоко в не небе.
Воспитатель: А теперь скажите: какой бывает воздух?
Дети: Свежий, морозный, прозрачный, холодный, горячий, невидимый.
Воспитатель: А что такое воздух?
Дети: Это то, чем дышат люди, растения, животные.
Воспитатель: Я воздуха не вижу, а вы его видите? (ответы детей)
Поиграем? Поймайте воздух ладонями.
Дети: Он везде, но невидим. Поймать его нельзя.
Воспитатель: Нам воздух нужен?
Дети: Да, нужен.
Воспитатель: Зачем?
Дети: Что бы дышать.
Воспитатель: Давайте проверим. Закройте плотно рот, а нос зажмите пальцами, (выполняют)
Дети: Дышать трудно, без воздуха можно задохнуться
Воспитатель: Кому еще нужен воздух? (ответы)
Кому воздух не нужен? (ответы)
Приятно иметь дело со знающими людьми. Именно так и называется пятый океан, в котором мы с вами живем – воздушный. Предлагаю вам стать учеными и заняться исследованием воздуха. Вы знаете, кто такие исследователи? Где они проводят свои исследования? (ответы детей) Нам предстоит трудная задача: узнать, что такое воздух, как его можно обнаружить, какими свойствами он обладает. (Одеть детям белые халаты, прикрепить визитки) Вы готовы? Тогда пройдемте в лабораторию и приступим к нашим исследованиям.
Опыт с камнем.
Воспитатель: Возьмите в руки камешек, сожмем его в руке. Какой он на ощупь? (твердый, жесткий, крепкий) Камень - это твердое тело. Как себя ведут в твердом теле «маленькие человечки» (ответы детей) Какие твердые тела вы можете назвать? (ответы детей) А можно ли взять в руки воздух и сжать его?
Дети: Нет, нельзя.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать? - Воздух не твердое тело.
Опыт с водой :
Воспитатель: Возьмем стакан с водой. Посмотрите, понюхайте, попробуйте, какая она? (прозрачная, бесцветная, без запаха, без вкуса) Что умеет делать вода? (вода течет, бежит, ее можно перелить из одной емкости в другую). Что же такое вода?
Дети: Вода - это жидкость.
Воспитатель: Как себя ведут в жидкости «маленькие человечки» (ответы детей) Назовите другие жидкости, которые вы знаете? (сок, компот, кефир, молоко и др.) А воздух течет? Его можно перелить? Его можно пить? (ответы детей) Мы с вами выяснили, что воздух нельзя сжать в руке. Значит, он не твердое тело. Воздух не течет, его нельзя пить. Значит, он не жидкость. Так что же такое воздух? (ответы детей) Воздух - это газ. Он невидимый, бесцветный, прозрачный. Вот наше открытие. А как вы думаете, как себя ведут «маленькие человечки» в газообразных веществах? (ответы детей) продолжим наши исследования.
Опыты с воздухом
Воспитатель: Воздух невидим. Как же нам его обнаружить?
Опыт 1 :
Воспитатель: Возьмем полиэтиленовый пакет и начнем его скручивать с открытого края. Пакет становится выпуклым. Почему? (ответы детей)
Вывод: Пакет наполнен воздухом, но мы его не видим.
Опыт 2 :
Помашем ладонью около лица, подуем на ладонь. Что мы чувствуем? (Ветерок, воздух движется)
Вывод: Движение воздуха мы можем ощущать.
Воспитатель: Воздух есть везде. Проверим это.
Опыт 1 :
Возьмем резиновую грушу. Сожмем ее в руке. Что вы услышали?
Дети: Свист, воздух с шумом выходит из груши.
Опыт2 :
Закроем пальцем отверстие резиновой груши и попытаемся сжать ее. Она не сжимается? Что же этому мешает? (ответы детей)
Вывод: Воздух, находящийся в груше, мешает ее сжать.
Опыт 3 :
Бросим в стакан с водой кусочек мела. Что происходит? (Из мела выходят пузырьки воздуха)
Воспитатель: Мы провели ряд опытов, выясняя, где есть воздух, к какому выводу мы пришли?
Дети: Воздух есть везде: в пакете, в груше, в меле.
Физкультминутка
Игра «Маленькие человечки»
(Воспитатель показывает карточки с изображением твердого тела, жидкости, газообразного вещества, а дети изображают поведение «маленьких человечков»)
Воспитатель: А теперь, уважаемые коллеги, предлагаю вам продолжить исследования и выяснить, какими свойствами обладает воздух.
Занимает ли воздух место?
Опыт 1 :
Воспитатель: Возьмем 2 воздушных шарика. Кладем их на весы. Что наблюдаем?
Дети: Чаши весов неподвижны.
Воспитатель: Надуваем один шарик. Чаша весов перевесила. Почему?
Дети: Потому что шарик наполнен воздухом.
Вывод: Воздух имеет вес.
Опыт 2 :
Воспитатель: Возьмем кусочек резины и бросим в воду. Что произошло? (Он утонул) Опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет. Почему? Ведь игрушка тяжелее, чем кусочек резины. (Предположения детей) Что у нее внутри? (Воздух)
Вывод: Воздух имеет вес, но он легче, чем вода.
Воспитатель: Уважаемые коллеги! Мы провели опыты, узнали, как и где можно обнаружить воздух, какими свойствами он обладает. Знаем главное назначение воздуха. Ребята, давайте снимем халаты и выйдем из нашей лаборатории. (Снимают халаты и идут на ковер)
Воспитатель: Вот мы и открыли тайну 5-го океана. Что же это за океан? (воздушный) Скажите, пожалуйста, что будет, если воздух будет загрязнен? (ответы детей) Что надо делать чтобы воздух был чистым? (ответы детей)
Воздух - это такое же достояние человека, как полезные ископаемые, вода. Мы считаем, что воздуха хватит на всех, и не всегда его бережем. Воздух засоряют фабрики и заводы, которые выбрасывают в воздух вредные вещества. Воздух засоряют машины, которых стало очень много в наших городах. Чтобы воздух был чистым везде, надо посадить как можно больше деревьев, не зря леса называют легкими планеты. Когда вы подрастете и выучитесь, вы придумаете такие машины, у которых не будет вредных выхлопных газов. Заводы в будущем не будут засорять воздух. Все это будет, а пока надо сажать как можно больше деревьев, они помогут сделать воздух чище. Я предлагаю вам на панно создать зону чистого воздуха. Что для этого нужно? Помогите мне.
(Дети оформляют панно «Берегите воздух», прикрепляя силуэты деревьев.)