Папки-передвижки

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Где же пятый океан?»

Калашникова Тамара
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Где же пятый океан?»
▼ Скачать + Заказать документы

ДЕТСКИЙ САД «ЗВЕЗДОЧКА»

«Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе»

«Где же пятый океан

(экспериментальная деятельность)

Воспитатель: Калашникова Т. Н.

Тема: «Где же пятый океан

Задачи:

Обучающие:

- формировать у детей представление о том, что воздух – это необходимое условие жизни на земле;

- познакомить детей с понятием «воздух»;

- дать представление о воздухе как о газообразном веществе;

- познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения.

Публикация «Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности „Где же пятый океан?“» размещена в разделах

Развивающие:

- развивать навыки учебной и экспериментальной деятельности;

- развивать способность делать умозаключения, анализировать, сравнивать, классифицировать.

Воспитательные:

- воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

Словарная работа:

- обогащать и активизировать словарь детей: прозрачный, невидимый, бесцветный, тяжелый, легкий.

Предварительная работа:

- цикл наблюдений за воздухом:

«Как обнаружить воздух в помещении?»

«Воздух есть во всех предметах»

«Воздух упругий»

«Воздух нужен для жизни»

- игры с воздухом:

«У кого дольше не упадет перышко?»

«У кого мыльные пузыри будут больше?»

«У кого дальше уплывет кораблик?»

- дидактические игры:

«Старик-годовик»

«Живое и неживое»

«Дует ветер»

- беседы из цикла «Земля – наш общий дом»

- чтение экологической литературы

- опыты с водой, снегом, песком, магнитом.

Материал:

- глобус;

-белые халаты;

- визитки;

- камешки;

- стаканы с водой;

- полиэтиленовый пакет;

- резиновая груша;

- кусочки мыла;

- кусочки резины;

- резиновые игрушки;

- карточки;

- стакан для воспитателя;

- 2 емкости с водой;

- весы;

- 2 воздушных шарика;

- панно с изображением дороги, домов;

- силуэты деревьев, цветов.

Ход образовательной деятельности:

Дети входят в группу под музыку.

Воспитатель:

(Покрутив глобус) Посмотрите, как много воды на нашей планете. Назовите океаны, которые вы знаете?

Дети: Северный Ледовитый, Тихий, Индийский, Атлантический.

Воспитатель: Сколько океанов омывает сушу?

Дети: Четыре.

Воспитатель: Кто живет в океане?

Дети: Рыбы, киты, дельфины (выслушиваются все ответы).

Воспитатель: Скажите, а где живут люди?

Дети: На земле, на суше.

Воспитатель: А я хочу раскрыть вам одну тайну. Мы с вами также живем на дне океана - пятого океана. Вы со мной согласны? (ответы детей) Что же это - таинственный 5-й океан? Из чего он? (предположения детей)

Отгадайте, пожалуйста, загадку: «Что в комнате есть, а вы его не видите?»

Дети: Эго воздух.

Воспитатель: Правильно. А почему вы так решили?

Дети: Воздух везде: вокруг нас, и под землей, и высоко в не небе.

Воспитатель: А теперь скажите: какой бывает воздух?

Дети: Свежий, морозный, прозрачный, холодный, горячий, невидимый.

Воспитатель: А что такое воздух?

Дети: Это то, чем дышат люди, растения, животные.

Воспитатель: Я воздуха не вижу, а вы его видите? (ответы детей)

Поиграем? Поймайте воздух ладонями.

Дети: Он везде, но невидим. Поймать его нельзя.

Воспитатель: Нам воздух нужен?

Дети: Да, нужен.

Воспитатель: Зачем?

Дети: Что бы дышать.

Воспитатель: Давайте проверим. Закройте плотно рот, а нос зажмите пальцами, (выполняют)

Дети: Дышать трудно, без воздуха можно задохнуться

Воспитатель: Кому еще нужен воздух? (ответы)

Кому воздух не нужен? (ответы)

Приятно иметь дело со знающими людьми. Именно так и называется пятый океан, в котором мы с вами живем – воздушный. Предлагаю вам стать учеными и заняться исследованием воздуха. Вы знаете, кто такие исследователи? Где они проводят свои исследования? (ответы детей) Нам предстоит трудная задача: узнать, что такое воздух, как его можно обнаружить, какими свойствами он обладает. (Одеть детям белые халаты, прикрепить визитки) Вы готовы? Тогда пройдемте в лабораторию и приступим к нашим исследованиям.

Опыт с камнем.

Воспитатель: Возьмите в руки камешек, сожмем его в руке. Какой он на ощупь? (твердый, жесткий, крепкий) Камень - это твердое тело. Как себя ведут в твердом теле «маленькие человечки» (ответы детей) Какие твердые тела вы можете назвать? (ответы детей) А можно ли взять в руки воздух и сжать его?

Дети: Нет, нельзя.

Воспитатель: Какой вывод можно сделать? - Воздух не твердое тело.

Опыт с водой :

Воспитатель: Возьмем стакан с водой. Посмотрите, понюхайте, попробуйте, какая она? (прозрачная, бесцветная, без запаха, без вкуса) Что умеет делать вода? (вода течет, бежит, ее можно перелить из одной емкости в другую). Что же такое вода?

Дети: Вода - это жидкость.

Воспитатель: Как себя ведут в жидкости «маленькие человечки» (ответы детей) Назовите другие жидкости, которые вы знаете? (сок, компот, кефир, молоко и др.) А воздух течет? Его можно перелить? Его можно пить? (ответы детей) Мы с вами выяснили, что воздух нельзя сжать в руке. Значит, он не твердое тело. Воздух не течет, его нельзя пить. Значит, он не жидкость. Так что же такое воздух? (ответы детей) Воздух - это газ. Он невидимый, бесцветный, прозрачный. Вот наше открытие. А как вы думаете, как себя ведут «маленькие человечки» в газообразных веществах? (ответы детей) продолжим наши исследования.

Опыты с воздухом

Воспитатель: Воздух невидим. Как же нам его обнаружить?

Опыт 1 :

Воспитатель: Возьмем полиэтиленовый пакет и начнем его скручивать с открытого края. Пакет становится выпуклым. Почему? (ответы детей)

Вывод: Пакет наполнен воздухом, но мы его не видим.

Опыт 2 :

Помашем ладонью около лица, подуем на ладонь. Что мы чувствуем? (Ветерок, воздух движется)

Вывод: Движение воздуха мы можем ощущать.

Воспитатель: Воздух есть везде. Проверим это.

Опыт 1 :

Возьмем резиновую грушу. Сожмем ее в руке. Что вы услышали?

Дети: Свист, воздух с шумом выходит из груши.

Опыт2 :

Закроем пальцем отверстие резиновой груши и попытаемся сжать ее. Она не сжимается? Что же этому мешает? (ответы детей)

Вывод: Воздух, находящийся в груше, мешает ее сжать.

Опыт 3 :

Бросим в стакан с водой кусочек мела. Что происходит? (Из мела выходят пузырьки воздуха)

Воспитатель: Мы провели ряд опытов, выясняя, где есть воздух, к какому выводу мы пришли?

Дети: Воздух есть везде: в пакете, в груше, в меле.

Физкультминутка

Игра «Маленькие человечки»

(Воспитатель показывает карточки с изображением твердого тела, жидкости, газообразного вещества, а дети изображают поведение «маленьких человечков»)

Воспитатель: А теперь, уважаемые коллеги, предлагаю вам продолжить исследования и выяснить, какими свойствами обладает воздух.

Занимает ли воздух место?

Опыт 1 :

Воспитатель: Возьмем 2 воздушных шарика. Кладем их на весы. Что наблюдаем?

Дети: Чаши весов неподвижны.

Воспитатель: Надуваем один шарик. Чаша весов перевесила. Почему?

Дети: Потому что шарик наполнен воздухом.

Вывод: Воздух имеет вес.

Опыт 2 :

Воспитатель: Возьмем кусочек резины и бросим в воду. Что произошло? (Он утонул) Опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет. Почему? Ведь игрушка тяжелее, чем кусочек резины. (Предположения детей) Что у нее внутри? (Воздух)

Вывод: Воздух имеет вес, но он легче, чем вода.

Воспитатель: Уважаемые коллеги! Мы провели опыты, узнали, как и где можно обнаружить воздух, какими свойствами он обладает. Знаем главное назначение воздуха. Ребята, давайте снимем халаты и выйдем из нашей лаборатории. (Снимают халаты и идут на ковер)

Воспитатель: Вот мы и открыли тайну 5-го океана. Что же это за океан? (воздушный) Скажите, пожалуйста, что будет, если воздух будет загрязнен? (ответы детей) Что надо делать чтобы воздух был чистым? (ответы детей)

Воздух - это такое же достояние человека, как полезные ископаемые, вода. Мы считаем, что воздуха хватит на всех, и не всегда его бережем. Воздух засоряют фабрики и заводы, которые выбрасывают в воздух вредные вещества. Воздух засоряют машины, которых стало очень много в наших городах. Чтобы воздух был чистым везде, надо посадить как можно больше деревьев, не зря леса называют легкими планеты. Когда вы подрастете и выучитесь, вы придумаете такие машины, у которых не будет вредных выхлопных газов. Заводы в будущем не будут засорять воздух. Все это будет, а пока надо сажать как можно больше деревьев, они помогут сделать воздух чище. Я предлагаю вам на панно создать зону чистого воздуха. Что для этого нужно? Помогите мне.

(Дети оформляют панно «Берегите воздух», прикрепляя силуэты деревьев.)

Публикации по теме:

Фотоматериалы по экологическому проекту «Берегите первоцветы — защитим беззащитных».Фотоматериалы по экологическому проекту «Берегите первоцветы — защитим беззащитных». Непосредственно образовательная деятельность в первой младшей группе - "Первые весенние цветы". Непосредственно образовательная деятельность.

Перечень форм образовательной деятельности. Перечень форм образовательной деятельности 1. Социально-коммуникативное развитие - Непосредственно образовательная деятельность - Чтение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Где же пятый океан?»
Опубликовано: 21 марта 2015 в 17:27
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Где же пятый океан?»» (включая файлы) размещена пользователем Калашникова Тамара в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД