Легута Елена
Формирование знаний о многообразии народов через создание игрушек разных народов
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта:
Автор-разработчик Легута Елена Владимировна
Грачева Екатерина Николаевна
Бритик Виктория Владимировна
Участники проекта Воспитатели, дети подготовительной группы, родители.
Место проведения Группа 01 муниципального дошкольного образовательное учреждение «Детский сад № 358 Тракторозаводской район г. Волгоград»
Тема проекта Формирование знаний о многообразии народов проживающих на территории России, через изучение народных игрушек.
Тип проекта
• По ведущему методу: информационно- творческий
Темочки:
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2022
• По содержанию: ребенок и его культурные ценности
• По характеру участия ребенка в проекте: ребенок как объект, на которого направлена проектная деятельность взрослого
• По характеру контактов: внутри одной возрастной группы, в контакте с семьей
• По количеству участников: групповой (воспитанники подготовительной группы, родители (законные представители) воспитанников, педагоги)
• По длительности: краткосрочный.
Решаемая проблема Низкий уровень сформированности у воспитанников ДОУ знаний о разнообразии народов проживающих на территории России, их культуре.
Цель проекта Создать условия для формирования знаний о многообразии народов проживающих на территории России, их культуре.
Задачи
проекта Разработать план мероприятий направленный на обобщение и расширение знаний детей о народах проживающих на территории России, и народных игрушках;
Разработать комплекс занятий по развитию у детей интереса к культуре русского народа, через знакомство с народной игрушкой в процессе ее изготовления.
Повысить уровень знаний педагогов о использовании народной игрушки для развития дошкольника 6-8 лет.
Повысить культурный уровень родителей по данной теме.
Продукт проекта Макет «Домик народной игрушки»
Ожидаемый результат
- повысить свою компетентность о народах проживающих на территории Российской Федерации;
- повышение интереса детей и родителей к русскому народному творчеству; создание творческого продукта (народной игрушки);
- пополнение и обновление предметно-развивающей среды по духовно-нравственному воспитанию;
-изготовление макета «Домик народной игрушки»;
- повышение компетентности педагогов по духовно-нравственному воспитанию;
- активное вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность.
Актуальность проекта
В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, т. к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства. Родители практически не покупают современным детям народные игрушки. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за достояние своей Родины. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своих предков. К сожалению, не знание наших детей своей истории и традиций, жизни наших предков, не позволяет в полной мере учить детей доброте, умению сопереживать, помогать другим людям.
Основной атрибут игровой деятельности – это игрушка. Игрушка предназначена для радости и гармоничного развития ребенка. Чтобы донести до сознания дошкольников, что они являются носителями русской народной культуры, педагог обязан воспитывать детей в национальных традициях, обратиться к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к народной игрушке. Игрушка для ребенка – объект общения во всех его проявлениях и партнер в игре. В ней постоянно моделируются и укрепляются социальные формы поведения.
Как здорово, что наши предки предлагали своим детям игрушки, с помощью которых они готовились к взрослой жизни. Мальчики скакали на игрушечных лошадках и представляли себя взрослыми мужчинами, мужественными и ответственными. Девочки с юных лет примеряли на себя роль матери – куклу можно было покачать, спеть ей колыбельную песню, покормить, а можно и рассказать сказку. Поэтому нашей задачей мы считаем передать опыт изготовления народной игрушки, и познакомить воспитанников с национальной игрушкой народов нашей родины.
Проблема проекта
Воспитателем группы был замечен разговор, в свободное время ребята рисовали и у Евы с Эмилем состоялся разговор. Евой было замечено, что внешность Эмиля немного отличается от внешности других ребят в группе. Его кожа темнее чем у нее, прическа и внешность в целом ей показалась особенной, и тогда от Евы последовал вопрос: Почему, он так выглядит?
Эмилю данный вопрос не показался странным и необычным, он ответил, что он Чеченец поэтому его внешность немного отличается.
Для Евы, это слово было новым и она спросила, что оно означает.
На помощь детям пришел воспитатель. Елена Владимировна объяснила, что это национальность так как его родители родом с Чеченской Республики.
На следующий день для детей была подготовлена беседа «Многонациональная Россия».
Во время беседы детьми были выбраны шесть народов костюмы и рассказы о которых им показались наиболее интересным:
Русские, Мордвины, Татары, Ханты, Якуты и Башкиры.
В конце был задан вопрос, что вы хотите узнать о народах нашей родины?
Ответы детей были разнообразны :
-Как живут эти люди? (Яна)
-Из чего строят дома? (Артем)
-Как они играют на улице? (Рома)
-Чем они играют? (Алиса)
-Такими же игрушками играют дети других национальностей? (Кирилл)
Особый интерес у ребят вызвал вопрос Кирилл о том, какими игрушками играют дети в разных уголках нашей родины.
Для расширения знаний о многообразии народов проживающих на территории России и учитывая желания детей был составлен план работы и разработан проект «Формирование знаний о многообразии народов проживающих на территории России, через изучение народных игрушек».
Технология проекта предусматривает классическую трехэтапную схему:
Подготовительный этап Основной этап Заключительный этап
Что мы будем делать?
-Определение цели и задач проекта.
-Постановка проблемной ситуации с информационной беседой
-Пополнение РППС изученным материалом.
-Беседа с родителями по обсуждению проекта. Как мы будем делать?
-Подбор информации о народах проживающих на территории России.
- Создание по разработанному плану макета «Домик- народной игрушки». Где и как покажем и разместим?
-Презентация продукта проекта «Домик народной игрушки».
Практический выход
- Определение продукта проекта – макета «Домик народной игрушки».
Практический выход
- Подобран материал по теме проекта.
- Собран материал, из которого будут изготовлены игрушки и дома.
- Создание макета «Домик народной игрушки» Практический выход
- Презентация продукта проекта.
- Пополнение РППС группы макетом «Домик народной игрушки».
- Определение перспективы.
План реализации проекта
Мероприятие или основные виды деятельности Сроки реализации мероприятий Деятельность педагога Деятельность детей
Подготовительный этап:
Подбор методической литературы 1 неделя (14-16 февраля) -Подбор и изучение методической литературы по теме проекта для разработки и реализации проекта.
Введение в тему педагогов ДОУ 1 неделя (17февраля) -Проведение мастер класса «Народная игрушка» для педагогов ДОУ (Приложение 2).
Погружение родителей в тему проекта. 1 неделя (18февраля) -Организация беседы с родителями, где объявили, что в группе проводился проект «Формирование знаний о многообразии народов, через создание игрушек разных народов». В ходе беседы с родителями было предложено подготовить совместно с детьми рассказы о национальностях проживающих на территории России
-Проведение анкетирования «Русское народное декоративно-прикладное творчество в нашей семье» (Приложение3).
Основной этап проекта:
Подбор художественной литературы 2 неделя (21 февраля) -Пополнение книжного уголка художественной литературой для детей.
-Чтение рассказов и сказок из разных уголков нашей родины. Показ мультфильмов о народов России. (Приложение 4) - Прослушивание художественной литературы и просмотр мультфильмов народов России.
Развлечение «Народы России» 2 неделя (24 февраля)
-Организация досуга, подготовка иллюстраций, костюмов для проведения развлечения «Народы России».
-Показ презентации для изучения национальностей России и их особенностей (Русские, Якуты, Мордовцы, Башкиры, Ханты, Татары)
-Изучая материалы презентации, с ребятами были выделены игрушки, которые будут нами изготовлены на следующей неделе.
-Презентация творческих работ подготовленных дома с родителями
о народах проживающих на территории России. Просмотр презентаций. Раскрашивание национальных костюмов, выделение их особенностей.
-По итогам мероприятия было выяснено, что у людей проживающих в разных уголках Российской Федерации есть свои особенности быта и культуры.
Детьми было замечено: отличие национальной одежды; отличие в постройке домов; разнообразие игрушек и материалов их изготовления.
Организация и проведение образовательной деятельности
Нод Конструирование домов из бумаги по схеме 3 неделя (28 февраля) - Проведение беседы о разнообразии домов и материалов для их постройки в зависимости от природных условий проживания.
Проведение занятия по конструированию - Конструирование домов из бумаги для макета. (Приложение 1)
НОД Изготовление игрушек народов России. 3 неделя (1-5 марта) - Организация деятельности детей по изготовлению национальных игрушек :
фигурка коровы; игрушка жужалка, свистулька, волчок; фигурка барыня; кукла мотанка, ягодка, дерево и шишка; дымковская лошадка (Приложение 1). -Изготовление игрушек. После каждого занятия ребята выбирали лучшие работы и объясняли свой выбор. Работы за которую проголосовало больше детей – отбирались для макет «Домик- народной игрушки».
Создание макета «Домик- народной игрушки». 4 неделя (9-11 марта) - Изготовление макета «Домик народной игрушки». (Приложение 1)
-Пополнение макетом РППС наше группы и использовать его на занятиях, а также в свободное время в играх. -Расположение игрушек на макете,
Сюжетно ролевая игра с игрушками.
Заключительный этап:
Презентация макета «Домик- народной игрушки» 4 неделя (14 марта)
-Показ макета и демонстрация форм работы с ним.
Перспектива
Подводя итог работы в проекте, я могу сказать, что благодаря работе с макетом воспитанники познакомились с понятием «национальность», имеют представления о народах России их быте, познакомились с игрушками, узнали о традициях каждой национальностями. С уважением относятся к ним. Они умеют творчески применять полученные знания, способны организовывать свою деятельность игровую и художественную. Дети владеют исследовательскими умениями, сравнивать и наблюдать, задавать вопросы и делать выводы.
Созданное в ходе пособие, позволит заинтересовать детей дошкольного возраста в изучении народов Российской Федерации и усвоить отличия их жизни и быта.
В дальнейшей работе мы планируем расширить макет сведеньями об играх, обустройстве дома и национальной еде. Данная информация поможет лучше изучать национальности России и расширить многофункциональность нашего макета.
Результаты проекта
- повысился уровень компетентность по духовно-нравственному воспитанию о народах проживающих на территории Российской Федерации;
-пополнилась предметно-развивающая среда макетом «Домик народной игрушки»;
- повысился интереса детей и родителей к русскому народному творчеству