Лучший педагог года

Семинар-практикум для воспитателей «Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников» (8 фото)

Елена Русак
Семинар-практикум для воспитателей «Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Учитель-логопед Русак Е. Н.

Семинар-практикум для воспитателей

Цель:

1. Повышение компетентности воспитателей в вопросах речевого развития ребёнка.

2. Оказание помощи педагогам в овладении практическими способами по формированию интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста.

3. Распространение логопедических знаний среди воспитателей.

План мероприятия:

Теоретическая часть.

Публикация «Семинар-практикум для воспитателей „Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников“» размещена в разделах

1. Актуальность проблемы развития интонационной выразительности у дошкольников.

2. Роль дыхания и дикции в формировании интонационной выразительности речи.

3. Ознакомление с этапами работы по формированию интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста.

Практическая часть.

1. Упражнения по развитию чувства ритма (восприятие и воспроизведение);

2. Формирование интонационной выразительности речи в игровых приемах.

3. Значение формирования интонационной выразительности речи в развитии творческой активности и инициативы у детей дошкольного возраста.

Материал к семинару-практикуму:

1. Комплексы дыхательной гимнастики.

2. Пособие «Чудесный эмоциональный бочонок».

3. Игра-драматизация "Три медведя".

4. Стихи, чистоговорки, скороговорки.

5. Пиктограммы разных настроений.

«Посредством речи выражается эмоциональное отношение человека к тому, о чем он говорит, к кому обращается. Чем выразительнее речь, тем более она характеризует говорящего как личность и определяет его психологическое состояние». И. Ю. Кондратенко

В настоящее время мы занимаемся проблемой взаимосвязи психологического и педагогического аспекта в развитии речи у дошкольников через формирование эмоциональной лексики.

Большое внимание в построении логопедической работы над этой проблемой уделяется интонационной выразительности, как формированию навыков восприятия отдельных интонационных компонентов речи:

- мелодики (повышение и понижение голоса в начале, середине и конце фразы);

- темпа (ускорение или замедление скорости произнесения фраз);

- ритма (чередование ударных слогов);

- тембра (эмоциональная окраска голоса);

- логического ударения (выделение наиболее важного по смыслу слова из фразы).

Семинар-практикум для воспитателей «Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников»
Фото «Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников»

Ученые (Н. М. Баженов, Ч. Дарвин, И. И. Рыданова, Н. Д. Светозарова и др.) относят к интонационному оформлению речи четкость дикции, логическое ударение, чистоту звучания голоса, лексическое богатство, точное выражение мысли и эмоций.

Интонационной выразительностью речи дети овладевают преимущественно к пятилетнему возрасту. Многие педагоги детского сада сталкиваются с проблемой монотонности и невыразительности детской речи при подготовке к выступлениям на праздниках, при чтении стихотворений, при исполнении ролей в играх-драматизациях. В большинстве случаев монотонность речи связана с тем, что дошкольники не осознают значения интонации для передачи смысла высказываний и своего отношения к происходящему.

При неправильном произношении у детей отмечаются различные несовершенства дыхания: ослабленный вдох и выдох, говорят тихо, затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом.

Научив ребёнка «правильно» дышать, воспитав длительный речевой выдох, мы, тем самым, создадим необходимую базу для овладения правильным звукопроизношением.

Сначала нужно научить ребёнка дифференцировать носовой и ротовой выдох. С этой целью предлагаются 4 простых упражнения, которые не только подготовят детей к правильному речевому дыханию, но и будут хорошим профилактическим средством от простуды.

1. Вдох ртом, выдох носом. Игровое упр. «Ныряльщики».

2. Вдох ртом, выдох ртом. Игровое упр. «Больной тяжело дышит».

3. Вдох носом, выдох ртом. Игровое упр. «Кто лучше надует игрушку».

Семинар-практикум для воспитателей - фото
Фото №1 Учитель логопед Русак Е

4. Вдох носом, выдох носом. Игровое упр. «Доктор слушает больного».

Тренировка дикции. Дикция - чёткое произношение звуков, предложений. Обязательно запаситесь терпением – дети сразу не смогут произнести правильно скороговорку, на это потребуется время (иногда много времени). Каждое занятие начинайте с разминки языка и губ. Пусть дети научатся активно двигать языком.

Семинар практикум для воспитателей Цель Повышение компетентности воспитателей в вопросах речевого Речевое развитие детей развития ребёнка Оказание помощи педагогам в овладении практическими способами по формированию интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста

Работу по развитию выразительности речи нужно проводить последовательно, в два этапа: сначала формировать навыки восприятия интонации, затем - навыки ее использования в собственной речи.

Сначала формируется интонационное оформление повествовательных, затем вопросительных и в дальнейшем - восклицательных высказываний.

Кандидат педагогических наук МГПИ Ю. Н. РОДИОНОВА предлагает

прием сопоставительного анализа двух образцов чтения одного и того же текста, который дает возможность показать детям роль интонационной выразительности в речи. Первый раз воспитатель читает текст невыразительно, второй раз - с интонационным оформлением. Дети, безусловно, отметят разницу, и их будет легко подвести к выводу, что она заключается в выразительности речи. После этого можно переходить к формированию навыков восприятия интонационных компонентов речи: мелодики, темпа, ритма, тембра, логического ударения.

Первый этап - формирование навыков восприятия интонации речи

(по методике Ю. Н. Родионовой)

Мелодика.

Для привлечения внимания детей к мелодике (основному тону голоса) можно использовать такой прием, как «рассказ проблемной истории»:

"Вчера я была в магазине. Там купила яблоки, груши, бананы. Это фрукты". (Утверждение, тон голоса понижается.) После паузы можно спросить у детей: "Почему вы мне ничего не ответили?" Предположительный ответ детей: "Вы нас не спрашивали!" - "Ну, хорошо, слушайте дальше. А еще я купила огурцы и помидоры. Это овощи?" - "Да, конечно!" - "Как вы узнали, что в первый раз я вас не спрашивала, а во второй раз спросила?" Скорее всего, дети не дадут правильного ответа, но выскажут предположение, что изменился голос.

В данном случае нужно объяснить детям, что человеческий голос может изменяться - "подниматься и спускаться с горки" (при работе со старшими дошкольниками можно ввести термины "голос повышается", "голос понижается").

При объяснении следует использовать наглядный материал: карточки, на которых повышение мелодики будет обозначено стрелкой, направленной косо вверх, а понижение мелодики - стрелкой, направленной косо вниз.

Эффективным является прием дирижирования, при котором повышение и понижение голоса сопровождается плавными движениями руки вверх или вниз. Упражнение в музыкальной деятельности «Музыкальная лестница»: «Вот иду я вверх, вот иду я вниз».

Для развития восприятия мелодики воспитатель дважды произносит отдельные фразы или серии слогов и при повторе "дирижирует" вместе с детьми.

Темп.

При развитии восприятия темпа вводятся контрастные образцы: "быстро" и "медленно", после овладения ими предлагается образец умеренного темпа. Можно использовать картинки (символы): «Черепаха», «Ракета».

В качестве речевого материала используются потешки, поговорки, чистоговорки, скороговорки. Первоначально у детей формируют умение подчинять скорость собственных движений темпу, заданному в речевом образце, например, предлагают выполнить серию хлопков, прыжков, взмахов рук в том темпе, с которым воспитатель читает стихотворные тексты. Если взрослый ускоряет речь (переходит от медленного темпа к быстрому или умеренному, то дети тоже должны ускорять свои движения (например, игры "Карусели", "Курочка и цыплята", "Барабанщик").

Ритм.

Детям можно предложить отхлопывать в ладоши ритм сначала слоговых серий, произносимых педагогом (Та-та-Та-та, та-Та-та-Та, Та-та-та-Та-та-та и т. д., затем стихотворений, имеющих двухсложную (ямб, хорей) или трехсложную (дактиль) ритмическую структуру.

1. Ямб - в стихосложении - двухсложная стопа с ударением на втором слоге, например: "Зима! Крестьянин, торжествуя, / На дровнях обновляет путь". Ямбом написан "Евгений Онегин" А. С. Пушкина.

2. Хорей - двухсложная стопа с ударением на первом слоге, например: "Буря мглою небо кроет,/ Вихри снежные крутя" (А. С. Пушкин).

3. Дактиль - трехсложная стопа с ударением на первом слоге, например: "Тучки небесные, вечные странники!" (М. Ю. Лермонтов).

Ритм задается педагогом в виде хлопков, ударов в барабан, музыкальных отрывков, серии слогов, коротких стихотворений и т. д.

Тембр.

Формирование навыков восприятия тембра следует начинать со знакомства детей с двумя контрастными окрасками голоса: радостной и грустной. Это впоследствии станет основой для введения менее контрастных по тембру эмоциональных проявлений: гнева, удивления, испуга и др.

При этом в качестве наглядного материала можно использовать пиктограммы, фотографии с изображением эмоционально выразительных лиц; в качестве речевого материала - тексты и фразы.

Также используются "проблемные речевые истории", связанные с сюжетами литературных произведений или личным опытом детей. Такие "истории" должны иметь доступный пониманию дошкольников сюжет.

При знакомстве детей с ситуацией можно дать следующую инструкцию: "Сейчас я расскажу вам одну историю. А вы выберите карточку (пиктограмму, которая больше всего подходит к рассказу".

Логическое ударение.

Работа начинается со знакомства с этим понятием, с уточнения звуковых средств его выражения (обычно в высказывании логически ударное слово выделяется путем более громкого и напряженного его произнесения или тихого и растянутого). Дошкольникам объясняют: это слова, которые считаются особенно важными, произносят громче и (или) медленнее (растянуто) остальных слов в предложении.

При восприятии на слух слов-носителей логического ударения очень важно привлечь внимание детей к смыслу каждой фразы и организовать анализ и оценку фразы или текста.

Например, педагог произносит фразу "Снегири клюют рябину" и организует ее анализ:

- Какое слово я выделила как самое важное? Да, именно снегири, а не другие птицы клюют рябину.

- Послушайте, как я скажу теперь: "Снегири клюют рябину". Что я уточнила о снегирях? (Что они клюют, а не сидят или летают.) Как я произнесла важное по смыслу слово? (Вы сказали это слово громко.) Да, а еще его можно сказать тихо и растянуто.

- Послушайте еще раз: "Снегири клюют рябину". Что я теперь уточнила о снегирях? (Они питаются рябиной, а не зерном или крошками хлеба.) Как я выделила важное слово? (Произнесли его растянуто.) А как еще можно выделить? (Произнести его громко.) Вы правы, но я специально важное слово произнесла тихо и растянуто, чтобы не спугнуть снегирей.

При затруднении детям можно оказывать помощь в виде наводящих вопросов, напоминать о средствах выражения логического ударения в устной речи.

Второй этап - формирование навыков использования интонации в собственной речи.

Успехов Вам в творческой работе, уважаемые коллеги!

Публикации по теме:

План-программа постоянно действующего семинара «Обучение детей дошкольного возраста основам грамоты»План-программа постоянно действующего семинара «Обучение детей дошкольного возраста основам грамоты» План – программаПостоянно действующего семинара «Обучение детей дошкольного возраста  основам грамоты»Руководитель: Малышева.

Проект на тему: «Привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребёнка» В настоящее время наблюдается неуклонный рост числа детей с проблемами в речевом развитии. Семья-первая ступень овладения ребёнком родным.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для воспитателей «Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников»
Опубликовано: 26 марта 2014 в 20:10
+24Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум для воспитателей «Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Русак в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 22.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД