Ольга Ли
Духовно-нравственное воспитание детей посредством приобщения к традиционным духовным ценностям России
▼ Скачать + Заказать документы
«Духовно-нравственное воспитание детей посредством приобщения к традиционным духовным ценностям России»
Прогулка пятая. Птицы.
Цель: Духовно-нравственное воспитание детей посредством приобщения к традиционным духовным ценностям России.
Задачи: Развивать умения воспринимать качества и свойства предметов окружающего мира.
Расширять представление детей о мире природы, как творении Божьем.
Публикация «Духовно-нравственное воспитание детей посредством приобщения к традиционным духовным ценностям России» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
Формировать познавательную активность в установлении причинно-следственной связи в иерархической зависимости в контексте православного мировоззрения.
Учить сравнивать предметы по их функциональной принадлежности, развивая умения отвечать на вопросы: «почему, для чего, как?» на основе христианской картины мира.
Воспитывать у детей нравственные чувства милосердия: милосердия, сострадания, сопереживания.
Предварительная работа. Наблюдение за птицами. Рассматривание птиц на прогулке. Творческое задание «Слушаем, угадываем, рисуем».
Материал для занятия: презентация «Птицы», диск
Для рисования – бумага форматом А-4, кисточки, краски гуашь.
Для лепки: трафареты птиц, стеки, пластилин, салфетки, клееночки.
Оздоровительные моменты на прогулке по теме
«Перелетные и зимующие птицы осенью».
Цель.
Закреплять и расширять представление детей о зимующих и перелетных птицах. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающей природе.
Воспитатель. Ребята, прежде чем вам рассказать о ком сегодня пойдет речь, я попрошу вас отгадать загадки.
- Он по-рабочему одет-
Удобно, просто, ловко,
На нем красный берет
И пестрая спецовка
(Дятел)
- Грудка ярче, чем заря,
У кого? (У снегиря)
- Угадайте, что за птица
Скачет по дорожке,
Словно кошки не боится-
Собирает крошки,
А потом на ветку- прыг
И чирикает: «Чик-чирик»
(Воробей)
- Как лиса среди зверей,
Эта птица всех хитрей.
Прыгает она у дома,
А зовут ее? (ворона)
«Различаемся мы цветом
Встретишь нас зимой и летом,
Если крыльями взмахнем,
Будем в небе голубом.
Каркать, петь и ворковать.
Нас зимою подкормите…
Дети, кто мы? Назовите!» (птицы)
Воспитатель. Молодцы ребята. Да, сегодня мы поговорим о птицах перелетных и зимующих. Но прежде, чем мы начнем нашу прогулку, давайте сделаем гимнастику для глаз.
Зрительная гимнастика
«Сова»
В лесу темно,
Все спят давно.
(закрыть глаза)
Одна сова не спит,
На суку сидит,
(открыть глаза)
Вовсе стороны глядит.
Да как полетит!
(движения глаз влево - вправо)
Воспитатель. А теперь ребята, давайте прогуляемся по нашему участку и понаблюдаем за птицами. Много деревьев у нас на участке, сюда прилетают разные птицы. Давайте остановимся и послушаем, как они поют. Ой, посмотрите, воробьи купаются в песке! Воробей – это одна из самых известных птиц, обитающих по соседству с жилищем человека (отсюда её видовое название «домовый»). Купаясь в песке, воробьи чистят перья и избавляются от паразитов. По народной примете подобная песчаная процедура предвещает дождь.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
С. Есенин
Воспитатель. А вон и синички на ветках поют свои песни. Ребята, а откуда синицы слетаются к жилью? Где они жили летом?
Дети. Летом синицы жили в лесах, парках, садах.
Воспитатель. Какую пользу приносят синицы?
Дети. Поедают вредных жучков, личинок, насекомых на деревьях.
Воспитатель. Правильно, ребята. Истребление вредных насекомых во все времена года - это и есть основная польза, которую приносят птицы, в том числе и наша маленькая синичка, но синицы - самые полезные из птиц, обитающих в России. Только одна синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама. Синиц даже прозвали акробатами.
- Как вы думаете, за что?
Дети. Потому что синицы очень ловкие, они могут забираться в любую щель. У них очень цепкие коготки и они могут лазить по деревьям в поисках насекомых даже вниз головой.
Воспитатель.
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится.
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась как волчок.
А. Барто
Воспитатель. Ребята, как мы называем этих птиц?
Дети. Зимующие.
Воспитатель. А куда же делись птицы, которые жили у нас летом?
Дети. Они улетели в теплые края.
Воспитатель. Ребята, а почему птицы улетают в теплые края?
Дети. Потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых.
Воспитатель. Верно. У птиц длинный, долгий путь. Редкие остановки на подкрепление и отдых. Журавли летят клином. Цапли и гуси – шеренгой, утки летят линией, скворцы и дрозды летят скученной стаей. (Воспитатель показывает картинки)
Воспитатель. А как же называются эти птицы?
Дети. Перелетные.
Упражнение «Отгадай и присядь»
- Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками. Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.
Физминутка «Птицы»
(загибаются пальцы обеих рук)
Пой–ка, подпевай-ка,
Десять птичек – стайка,
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка,
Серенькое перышко.
Эта – зяблик,
Эта – стриж,
Эта – развеселый чиж.
Ну а эта – злой орлан,
Птички, птички, по домам. (руки за спину)
Подвижная игра «В дятла» Хрестоматия №2 стр. 72
Играющие выбирают участника на роль дятла. Вместе с дятлом дети подходят к дереву и поют:
Ходит дятел по пашнице,
Ищет зернышко пшеницы,
Не нашел и долбит сук,
Раздается в лесу стук:
Тук-тук, тук-тук!
После этого дятел берет палку и, считая про себя, стучит по дереву задуманное им количество раз. Кто из игроков первый правильно назовет число ударов и столько раз обежит вокруг дерева, тот становится новым дятлом, и игра повторяется.
Ход образовательной деятельности:
1. Вводная беседа.
Воспитатель :- Ребята, прежде чем начать новую прогулку по дням творения, давайте вспомним с вами, как называется книга, в которой рассказывается о Боге?
Дети: (Библия)
Как возник наш мир, рассказывается в этой книге. Мир сотворил Бог. Бог
очень добрый. И Он сотворил мир, чтобы мир тоже был добрым.
Воспитатель :- Что сотворил бог в первый день?
Дети: День и ночь.
Воспитатель :- Что сотворил Бог во второй день?
Дети: Небо - облака и воздух.
Воспитатель :- Что сотворил Бог в третий день?
Дети: Землю, воду и растения.
Воспитатель :- Что сотворил Бог в четвертый день?
Дети: Солнце, луну и звезды.
2. Чтение стихотворения: «Пятый день». Хрестоматия №2 стр. 62
Воспитатель :- мы с вами продолжим увлекательную прогулку по дням творения. Я хочу прочитать вам стихотворение
«Пятый день».
Было тихо над землей,
Лишь волной шумел прибой.
Сотворил Господь в день пятый
Рыб и птиц для нас с тобой.
В океане голубом
Кит, дельфин, карась и сом
Обрели с тех пор свой дом.
Птицы радуются в небе,
Занимается заря.
Они песней славят Бога,
За любовь благодаря.
3. Беседа по стихотворению.
Воспитатель : Что сотворил Бог в пятый день?
Дети: В пятый день Бог создал рыб и птиц, мелких насекомых: разноцветных жуков, бабочек, веселых стрекоз.
Воспитатель : Кого из творений Бог поселил в морях, океанах, речках?
Дети: В океане голубом кит, дельфин, карась и сом обрели с тех пор свой дом.
Воспитатель : О чем поют птички на заре?
Дети: В океане голубом кит, дельфин, карась и сом обрели с тех пор свой они песней славят Бога за любовь благодаря.
4. Слушание песни П. И. Чайковского «Песня жаворонка» (Слушанье музыки диск «Добрый мир: песня № 19)
5. Беседа «Кого из творений мы видели на наших прогулках».
6. Чтение стихотворения «Весной» Хрестоматия №2 стр. 62
7. Беседа по стихотворению.
Воспитатель : Каких птичек мы видели на прогулке?
Дети: на прогулке мы видели воробья, синицу, ворону.
Воспитатель : Где живут птички?
Дети: Птички живут в гнездах.
Воспитатель : Что делают птички?
Дети: Птички порхают, поют, вьют гнезда.
8. Загадывание загадок.
Сегодня мы с вами поговорим о птицах. И начинаем мы нашу прогулку с отгадывания загадок про птиц. Если вы отгадаете загадку правильно, отгадка появится на экране.
Молодцы! С этим заданием вы справились хорошо.
9. Физкульминутка «Птицы»
10. Чтение стихотворения «Хлопотливая птичка» из хрестоматии №2 стр. 65
11. Беседа по стихотворению
Воспитатель : Какую птичку называют хлопотливой?
Дети: Которая все время трудится, заботится.
Воспитатель : Что делает птичка; для кого?
Дети: Птичка домик сделать хочет, для своих деток.
Воспитатель : Какое настроение у птички: грустное или веселое?
Дети: Веселое настроение – она поет целый день.
Воспитатель : Почему же она поет, если у нее так много забот?
Дети: Птичка заботится о гнездышке для будущих птенчиков, потому радуется, что им будет хорошо в гнездышке.
Воспитатель : А ваши родители радуются, когда заботятся о вас?
Дети: Да, ведь они нас любят.
Воспитатель : Кто научил творения заботиться о своих детях?
Дети: Бог. Он создал все живое с любовью и повелел заботиться друг о друге.
Воспитатель : В чем заключается забота родителей о детях?
Дети: Они нас кормят, одевают, учат.
12. Викторина о птицах.
Воспитатель :
1. Чем покрыто тело птиц?
Дети: перьями.
Воспитатель :
2. Какие птицы прилетают с юга первыми?
Дети: грачи.
Воспитатель :
3. Какую птицу называют лесным доктором?
Дети: дятел.
Воспитатель : Следующий вопрос: об этой ночной хищной птице рассказывают много небылиц, считают ее вестником беды. Кричит она действительно страшно. Но птица эта – истребитель грызунов, а значит – наш большой друг. И зовут ее…
Дети: это сова.
13. Рассматриваем рисунок «Сова» хрестоматия №2 стр. 67
14. Беседа по рисунку.
15. Играем в молчанку «В сову» хрестоматия №2 стр. 77
Рисование птиц: акварельными красками.
Пластилинография птиц.
На этом наша прогулка закончилась. Вы сегодня показали, как много вы знаете о птицах, какие вы любознательные.
Список используемой литературы:
1. Шевченко Л. Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 2.- с. 62,, 65, 77.
2. Шевченко Л. Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Методическое пособие. – с. 74
3. Шевченко Л. Л. Добрый мир. Маршруты духовного краеведения для детей во внеучебной работе. Методическое пособие. – с. 46 -49