Юля Терехова
Семинар «Диалог с ребенком». Создание условий для улучшения взаимодействия воспитателя с детьми.
Цель: создание условий для улучшения взаимодействия воспитателя с детьми.
План
1. Позиция общения (метод «психологической скульптуры»)
2. Обратная связь - что это такое? Схема позитивных сообщений.
3. Практическое задание для воспитателей «Приглашение ребенка к изменению поведения».
4. Техника активного слушания – что это такое?
5. Практикум по активному слушанию.
1. Позиция общения (метод «психологической скульптуры»)
Публикация «Семинар „Диалог с ребенком“, Создание условий для улучшения взаимодействия воспитателя с детьми,» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Начнем с позиции общения. Чтобы лучше понять, что это такое, воспользуемся методом «психологической скульптуры» американского психолога В. Сатир. Один садится на пол, а другой взрослый встает на стул. Каждый должен зафиксировать то, что он видит. Тот, кто сидит на полу, это ребенок, общаясь со взрослым, он видит вас именно так - с длинными ногами, руками). Теперь вам легче представить, какими перед детьми предстают деревья, участок детского сада, обсаженный кустарниками, а зимой еще и обнесенный сугробами. Затем скульптура несколько изменяется, необходимо подать друг другу руки и замереть в этом положении. Проанализируйте, что вы чувствуете? Скорее всего, это будет взаимное раздражение. Сейчас попытайтесь ласково погладить «ребенка». После этих действий, поинтересуйтесь, что чувствовал ребенок все это время, соответствовали ли его ощущения тем чувствам, которые вы хотели выразить по отношению к нему?
Итак, оказывается, что люди находящиеся в описанных выше позициях, видят друг друга по-разному, истинные чувства искажаются, нормальное общение невозможно. Эти скульптуры имеют психологический смысл. Наилучший контакт устанавливается тогда, когда собеседники не только видят друг друга, но и когда занимают равные позиции в психологическом плане, ни один не считает себя более важным, значимым.
Обратите внимание, какая позиция преобладает в вашем общении с детьми : на равных или сверху? А какая преобладает в профессиональном общении с родителями воспитанников? С коллегами? Если преобладает позиция «на равных» - это значит, что ваше общение с детьми может быть отнесено к личностно-ориентированной модели взаимодействия.
Если вы стремитесь придерживаться личностно-ориентированной модели, соблюдать дистанцию необходимо так, чтобы каждый ребенок чувствовал контакт с окружающими и одновременно личную свободу. Это принцип «не рядом и не над, а вместе».
2. Обратная связь - что это такое? Схема позитивных сообщений.
Один из советов, который можно дать человеку, который желает установить хорошую атмосферу в общении, состоит в следующем: предлагайте тот предмет разговора, который интересен собеседнику, в котором он либо чувствует себя компетентным, либо хочет что-то узнать. Ребенок по своей природе всегда хочет что-то узнать, и предлагать ребенку общение надо так, чтобы предмет разговора был ему интересен.
Сделать это можно, отталкиваясь от реальных интересов ребенка, которые мы выясняем в процессе общения с помощью получения от него «обратной связи».
«Обратная связь» - реакция партнера по общению на наши действия, высказывания, на все наше поведение. Именно обратная связь дает нам информацию о реальных интересах и актуальном состоянии нашего партнера в момент взаимодействия.
Как педагогов нас интересует реакция ребенка на конфликт и на похвалу, на заданный вопрос или предложение обсудить что-либо. Более того, любой коммуникативный акт, то есть действие по передаче информации, может быть успешным лишь в том случае, если эта информация была понята нашим партнером.
Таким образом, обратная связь во взаимодействии с ребенком является основой успешности всего образования. Мы сами даем ребенку обратную связь о своей включенности в процесс общения и своих эмоциях. Ориентируясь на наши реакции, ребенок строит представление о собственных успехах или неудачах, ошибках или достижениях, у него возникает представление о себе как о личности.
Позиция равноправного партнерства – наиболее благоприятна в общении, она обеспечивает взаимное доверие. А если педагог находится в режиме монолога, пренебрегает обратной связью, он может не заметить, что детям скучно, они отвлекаются на что-то более интересное. Эта позиция проявляет себя по большому количеству запретов, замечаний, которые воспитатель делает в адрес ребенка, причем без объяснения, зачем это нужно и к чему это может привести.
Взаимодействие с детьми предполагает, что педагог должен корректировать поведение ребенка, но не посредством окриков, запретов, а с помощью позитивных сообщений.
Два основных типа ситуаций, когда воспитатель должен корректировать поведение ребенка :
1. Когда последствия действий ребенка не слишком тяжелые или вызваны его ошибкой (на занятии, неудачи в деятельности). Позитивное сообщение должно заключать в себе поощрение ребенку действовать дальше. Нельзя отделываться фразами типа: «Ничего страшного». Позитивным в этом случае будут сообщения «Так уже гораздо лучше!», «Спасибо тебе, ты очень старался!», «Попробуй еще раз».
2. Когда последствия затрагивают других детей и являются результатом его сознательного действия. Здесь необходимо пресекать действия ребенка. Позитивные сообщения в этом случае преследуют цель изменить поведение ребенка. Этот вид сообщения не должен включать простую критику и запрет, оно должно включать следующие компоненты:
1) Описание произведенного им действия;
2) Описание возможного или неизбежного результата этого действия;
3) Предложение альтернативного варианта поведения;
Схема
1) Когда ты…
2) Может случится, что…
3) Лучше…
3. Практическое задание для воспитателей «Приглашение ребенка к изменению поведения».
«Давайте сыграем в игру – в то, как вы даете ребенку запрет сделать что-либо».
Выходит пара.
1. «Пусть один из вас будет собой, а второй станет на некоторое время маленьким ребенком. Попробуйте сами испытать те чувства, которые испытывает ребенок в общении с нами. Придумайте или вспомните из собственной практики ситуации, когда ребенок ведет себя плохо или опасно». Воспитатель просто запрещает ребенку делать что-либо опасное или невежливое. После окончания ситуации «ребенок» делится своими чувствами, которые он испытал в этой ситуации. Затем педагоги меняются ролями.
2. Пользуясь схемой позитивных сообщений «воспитатель» дает «ребенку» позитивное сообщение о необходимости изменить свое поведение. И в этом случае «ребенок» делится своими ощущениями. Затем воспитатели меняются ролями.
4. Техника активного слушания – что это такое?
Одной из основных задач воспитателя является достижение хорошего контакта с ребенком. Необходимо быть искренне заинтересованным в нем, как личности, а, следовательно, в его мыслях, переживаниях, настроении. Эта заинтересованность помогает нам понять, что же в действительности чувствует ребенок, что он имеет в виду, когда просит нас поиграть с ним: если ему скучно – то это просьба об общении, а может быть, он не знает как играть в эту игру, тогда это просьба о помощи; а может он просто хочет привлечь к себе наше внимание, тогда это просьба о любви. Если мы правильно его поймем, то возникнет хороший контакт. Искреннее уважение к партнеру – необходимое условие для возникновения хорошего контакта.
Так как же понять, что действительно чувствует и хочет ребенок? Иногда можно уточнить у ребенка, но, во-первых, вам может не позволить это сделать возраст ребенка, а во-вторых, даже взрослый не всегда расскажет вам о своих чувствах и желаниях, ребенок же может их просто не сознавать.
В психологии общения существует специальная техника, которая дает возможность проникнуть во внутренний мир ребенка, понять его реальные интересные, эмоции. Это техника носит название – техника активного слушания. Активно слушать – значит возвращать ребенку в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувства. Если ребенок подошел к вам и сказал: «А Петя отнял у меня машину!», легче было бы сказать «Поиграет и отдаст», но такие ответы оставляют ребенка наедине со своими переживаниями, и правильнее сказать: «Ты рассержен на него». Ведь ответы по способу активного слушания, показывают, что мы взрослые понимаем внутреннюю ситуацию ребенка, готовы принять ее.
Правила беседы по способу активного слушания.
1. Глаза должны находиться на одном уровне.
2. Если вы беседуете с расстроенным ребенком, то не задавайте вопросы, все должно быть в утвердительной форме (фраза оформленная как вопрос не отражает сочувствия) («Что случилось?» – ребенок скажет «Ничего», а если «Что-то случилось…» - то ребенку легче начать говорить.
3. Держать паузу (это помогает ребенку разобраться в переживаниях)
4. В ответе полезно повторять то, что случилось с ребенком, а потом обозначить его чувства. («Не буду играть с Таней» - «Ты не хочешь играть с ней», «Нет» - «Ты на нее обиделась»)
Беседа по такому способу непривычна для нашей культуры, но есть результаты, которые она дает:
1) Переживания ребенка ослабевают или исчезают. Это закономерно – разделенная радость удваивается, разделенное горе уменьшается вдвое.
2) Ребенок, зная, что взрослые готовы его слушать, начинает со временем говорить о себе все больше;
3) Ребенок учится самостоятельно решать свои проблемы.
4) Со временем дети начинают слушать таким же способом своих родителей.
Сначала эта техника трудна, но когда ей овладеваешь, она переходит в искусство общения.
5. Практикум по активному слушанию.
«Разбейтесь на пары. Одну и ту же ситуацию имеет смысл проигрывать два раза: в первом случае один педагог из пары берет на себя роль воспитателя, а другой – ребенок. Во втором случае участники меняются ролями.
Задание № 1.
В обоих случаях педагог, играющий воспитателя, отвечает ребенку как невнимательный слушатель.
Инструкция воспитателю : «Представьте себе, что вы в группе чем-то заняты. К вам подходит ребенок и говорит фразу (на листочке). Вы должны ответить ребенку как невнимательный слушатель»
Инструкция ребенку : «Представь себе, что ты ребенок определенного возраста (от 3 до 7). У тебя возникла одна из проблем. Ты подходишь к воспитателю и говоришь это…» Ситуация продолжается 1-2 минуты.
После окончания ситуации «ребенок» рассказывает другому, что он почувствовал, услышав ответ воспитателя. После обсуждения участники меняются ролями, выбирают другую проблему.
Задание № 2.
В обоих случаях «воспитатель» отвечает как внимательный слушатель.
Инструкция воспитателю : «Ситуация такая же, как в ситуации №1, но вы отвечаете как внимательный слушать»
Инструкция ребенку : «Ситуация такая же, как в ситуации №1, но для проигрывания ситуации выберите другую проблему». После окончания ситуаций идет обсуждение, затем участники меняются ролями.
Ну, вот, мы проиграли ситуации, когда воспитатель мог сам убедиться, что же эффективнее применять в работе с детьми, как себя вести, как отвечать, как реагировать на поведение ребенка, и я надеюсь, что этот опыт вы никогда не забудете и станете применять его в своей работе.
Ребенок плачет после укола : «Доктор плохой»
«А я сильно ударил ножку»
«Они не принимают меня играть»
«Смотрите, как я нарисовал»
«А мою маму увезли в больницу»
«А Вова отобрал мой паровозик»
«Вы всегда ее защищаете, а меня нет»
«Ой, я разбила чашечку»
«А я первый нарисовал рисунок»
«Не пойду в садик»
«Он толкнул меня и все игрушки упали из моей сумки»
«Он меня толкнул и я ударилась»