МААМ-картинки

Консультация «Что делать, если у ребёнка в речи появились «запинки»?

Наталья Морозова
Консультация «Что делать, если у ребёнка в речи появились «запинки»?
▼ Скачать

При внезапно возникшем заикании специальные логопедические занятия, улучшающие речь ребенка, обычно не проводятся. В этом случае необходимо срочно создать условия для нормализации эмоционального состояния ребенка. Само по себе ровное, спокойное, доброжелательное общение с ребенком — необходимое условие для лечения заикания (лечение любовью). Успех в преодолении заикания во многом определяется поведением родителей, их готовностью изменять прочные, но неэффективные стереотипы, сложившиеся в отношениях с ребенком. Часто, когда необходимо вылечить заикание у ребенка, начинать надо с себя.

Щадящий режим

Публикация «Консультация „Что делать, если у ребёнка в речи появились „запинки“?» размещена в разделах

1. В семье не должно упоминаться слово «заикание», которое может непроизвольно травмировать психику ребёнка. Слово «заикание» заменить на «запинки».

Нужно проявить тонкий педагогический такт (особенно при исправлении речевых ошибок). Неприемлема излишняя фиксация внимания на дефекте: «Ты опять заикаешься, говори медленно». В присутствии ребёнка никогда не следует говорить о его речевом дефекте, чтобы у него не развился страх перед речью и чувство неполноценности. Если же он сам начинает говорить о своём заикании, то следует его успокоить и объяснить, что он ещё не научился правильно говорить, что со временем научится и эти затруднения пройдут. И, конечно, недопустимы передразнивания и насмешки.

2. Разумно чередовать сон, труд и отдых. Большое значение имеет глубокий сон. Хроническое недосыпание крайне вредно сказывается на нервной системе человека. После крепкого здорового сна речь значительно лучше. На сон должно быть отведено не менее 10 часов ночью и 2 часа днём. Приём пищи предусматривается не позже, чем за 1,5 – 2 часа до сна, ибо в противном случае восстановление силы нервных клеток коры г. м. во время сна протекает мене интенсивно.

3. Своевременно питаться. В рационе питания должны быть овощи и фрукты, витамины С, А и д. т. Витамины как биологические катализаторы всех ферментных систем благоприятно влияют на высшую нервную деятельность, реактивные силы и иммунологическое состояние организма.

4. Необходимо пребывание на свежем воздухе. Во время прогулок старайтесь, чтобы ребёнок не очень быстро бегал, меньше было игр с элементами соревнования.

5. Кроме того, при заикании полезны оздоровительные мероприятия. На речь заикающегося влияет все: и психическое, и физическое состояние организма. Практически любые болезни ослабляют организм и могут «сбивать» речевые зоны мозга с режима работы. Ребенок, вынужденный весь день проводить в душном, часто тесном помещении, принуждаемый к малоподвижности, отучается по-настоящему полноценно дышать и двигаться. Чтобы защитить ребенка и от возможных простуд, и укрепить его здоровье, нужно вспомнить о такой простой и доступной вещи, как закаливание. Что и в какой последовательности делать, лучше обсудить с врачом. Очень хорошо, если вы присоединитесь к ребенку, покажете ему пример. И, конечно, никакого обливания сквозь слезы или принудительного моржевания. «Здоровье любой ценой» — точно не подходящий для вас путь. Главное, чтобы вы и ваш ребенок получали при этом удовольствие, и от самих процедур, и от общения друг с другом.

6. Детям лучше проводить лето в привычной для них климатической обстановке – на даче, в деревне. Поездка на юг к морю, где длительное пребывание на солнце, неумеренные морские купания, ещё больше возбуждают ослабленных детей.

7. Нельзя допускать физического переутомления. Нарушается свободное дыхание, нарастает напряжение в мышцах, что сковывает все движения и речь.

8. Уже с самого раннего возраста в развитии речи ребёнка на первый план выступает активное подражание речи взрослых. Вы незаметно можете помочь ребенку изменить манеру речи, для этого постарайтесь сами говорить меньше и не торопясь, короткими и понятными фразами, употребляя простые, знакомые ребенку слова (но не по слогам и не нараспев). Ваша речь должна быть четкой, ясной, лаконичной. Не требуя от ребенка, чтобы он говорил ритмизировано, сами почаще говорите и читайте ему с ритмом, чтобы сработал «обезьяний» рефлекс, и ребенок воспользовался бы приемом ритмизации речи неосознанно. Не задавайте ребенку слишком много вопросов, вовлекая его в сложные беседы. Проанализируйте, сколько и какие вопросов вы задаете своему ребенку, сколько среди них пустых, просто глупых, не требующих вообще никакого ответа. Не провоцируйте ребенка на речь. На вопрос ребёнка отвечайте очень понятно: на его уровне и несложными фразами. Учитесь выдерживать паузу, прежде чем что-то сказать. Давайте себе время увидеть, что происходит. Некоторая медлительность взрослых всегда действует на детей внушающим образом.

Вредно говорить на вдохе, захлебываясь и задыхаясь. Нельзя допускать ускоренной речи. Ранняя, слишком торопливая речь ребенка часто свидетельствует о повышенной возбудимости, ослабленности его нервной системы.

9. Общаясь с взрослыми или сверстниками, страдающими заиканием, ребенок начинает воспроизводить те же запинки в собственной речи.

Для нормального развития речи очень важно здоровое состояние нервной системы. У детей нервная система находится еще в стадии развития, она очень хрупка и не выдерживает сильных перегрузок. Поэтому нужно оберегать от психических и физических травм, бурных проявлений гнева или радости, от пребывания среди нервных, беспокойных детей. Желательно не водить в д/с. Если такой возможности нет, то попросить воспитателя сблизить такого ребенка с наиболее уравновешенными, хорошо говорящими детьми, чтобы подражая им, он учился говорить выразительно и плавно.

10. Отрицательно сказывается на состоянии речи детей и неблагоприятная обстановка в семье. Скандалы и конфликты между взрослыми, запугивание ребенка, побои, чрезмерно строгие наказа-ния, частые одергивания. Слишком строгое воспитание вредно тем, что ребёнок чувствует себя обделённым лаской, вниманием родителей и считает, что они равнодушны к нему. Он растёт скрытным, молчаливым, трусливым по отношению к более сильным старшим и агрессивным к слабым и младшим. Должно быть больше тактильных контактов. Лечение любовью. Не должно быть никакого режима молчания.

11. Чрезмерно избалованные дети, привыкшие к тому, что им всё дозволено, часто не могут наладить общение с другими детьми и становятся объектом насмешек. В результате у них появляется боязливость, неуверенность, скованность и в то же время упрямство, агрессивность, желание добиться своего.

12. Неровное отношение кого – либо из родителей вызывает, с одной стороны, непослушание, с другой стороны – страх перед наказанием, что редко порождает лживость, неумение управлять своими желаниями и поступками. Неровное отношение проявляется и при разных требованиях родителей, когда один из них слишком строг, а другой чрезмерно добр и уступчив. Все эти дефекты воспитания предрасполагают к усилению заикания.

13. Нельзя слишком перегружать речь ребенка, форсировать ее без учета возрастных возможностей, стремясь к преждевременному развитию. Необходимо помнить, что в младшем дошкольном возрасте речевые возможности ребенка ограниченны: у него ещё недостаточно сформировано речевое дыхание, которое не соответствует психической возможности произнесения сложных фраз, беден словарный запас, он недостаточно владеет грамматическими средствами языка. А взрослые порой требуют от ребёнка слишком многого, заставляя его произносить сложные фразы, незнакомые и непонятные слова, заучивать слишком много стихотворений, сложных по содержанию и форме. В этот период нужно прекратить все развивающие занятия.

14. Следует учитывать, что правильно выговаривать все звуки речи ребенок сможет только после 4 – 5(6) лет, когда разовьется и окрепнет его артикуляционный аппарат. А до тех пор нельзя заставлять его произносить отдельные слова и фразы, трудные и в звуковом, и в смысловом отношении. В противном случае возникает несоответствие между недостаточно развитым речевым аппаратом и чрезмерной речевой нагрузкой. Кроме того, это перегружает нервную систему малыша, истощает его речевые возможности, утомляет речевые механизмы.

15. Не следует перегружать ребёнка и избыточными впечатлениями, которые вызывают у них эмоциональное перенапряжение. К сожалению, некоторые родители, бабушки и дедушки часто водят детей в кино, театр, цирк, мега – магазины, разрешают подолгу смотреть телевизор, пользоваться гаджетами (планшет, смартфон и т. д.). Между тем посещение кинотеатров ребенку дошкольного возраста не рекомендуется вообще. Возбужденный и утомленный, перегруженный впечатлениями после посещений кинотеатра, театра, цирка, ребенок не может удержаться от расспросов, высказываний. При этом он глотает звуки, слоги, запинается, повторяет звуки или слова, перескакивает с одной мысли на другую, говорит торопливо. В его речи появляются запинки. Вышесказанное отнюдь не означает, что нужно полностью исключить посещения театра, цирка. Но делать это нужно очень осторожно, заранее знакомясь с содержанием пьесы, постоянно помня о возрастных возможностях ребенка, о впечатлительности малыша, о ранимости его нервной системы. Когда дети смотрят бесконтрольно все передачи, они получают избыточную информацию, которую не в силах понять и усвоить. Это истощает нервную систему и усиливает заикание, нередко приводит к различным нарушениям сна. Лучше смотреть 1-2 телепередачи в неделю (при условии если они демонстрируются не перед сном и соответствуют возрасту ребёнка, даже «Спокойной ночи, малыши» не рекомендуется смотреть, так как демонстрируется она перед сном). Шумные игры в вечернее время также недопустимы. В силу особенностей своей НС заикающиеся очень утомляемы и поэтому нуждаются в спокойной обстановке, особенно вечером, перед сном. А ещё лучше, если вечером погуляете с ним и во время прогулки мирно побеседуете. В это время комнату нужно проветрить. Это проводится за час – полтора до сна. Желательно отказаться на период лечения от компьютерных игр. Телевизор, магнитофон включаются на минимальную громкость, так как громкий звук очень утомляет нервную систему.

16. В детской комнате навести порядок. Нужно убрать возбуждающие предметы, игрушек оставить 10 – 15 и менять их 1 раз в неделю или в две недели.

Большую часть дня занимайте ребенка занятиями, которые не требуют развернутой речи. Режим ребенка нужно организовать так, чтобы необходимость в речи почти не возникала. Это, конечно, трудно, но возможно.

Можно играть в настольные игры, вытаскивайте из дальнего угла мозаику, лото, домино, пластилин, глину. В каждом доме есть конструктор, какой-то строительный материал, кубики. Строить, разрушать, восстанавливать — замечательная возможность для ребенка учиться владеть ситуацией и принимать решения. Эта простая последовательность действий — построил-сломал, дает ребенку ощущение контроля и предсказуемости, помогает справиться со страхами, проявить естественную агрессивность в безопасной игровой ситуации. Начинайте игру вместе с ребенком, но не берите инициативу в свои руки, давайте ребенку возможность проявить себя. Очень скоро он с удовольствием будет играть один, и вам останется только пополнять коллекцию новыми элементами, чтобы разнообразить игру.

Рисовать лучше всего гуашью на больших листах бумаги большими кисточками или пальцами. Так ребенок сможет наиболее полно выразить свое эмоциональное состояние, и вам будет над чем подумать. Только не надо поправлять его и учить рисовать «правильно».

Полезно петь для ребенка и вместе с ребенком, вспоминать песенки из своего детства, танцевать и просто двигаться под музыку.

Очень укрепляют нервную систему игры с песком и водой. Наверное, все дети любят игры с водой, они часами могут пускать кораблики, переливать воду, просто смотреть, как она течет. Песок тоже необыкновенно приятный и привлекательный для детей материал. Его можно смешивать с водой и создавать собственный мир с горами, замками, болотами, а потом долго обживать его, брать в свой мир всех, кого захочется.

Вы можете делать обычные рутинные домашние дела вместе с ребенком. Девочки часто с удовольствием перебирают крупу, раскладывают пуговицы, мальчики охотно возятся с рабочими инструментами.

Играя в одиночестве, ребенок озвучивает свои действия, но, как правило, не заикается. Многие дети говорят без запинок с игрушками, животными, маленькими детьми. Не запрещайте такую речь.

17. Иногда заикание появляется у детей в результате чувства страха. Однако взрослому не всегда удается вовремя заметить скрытую тревогу, беспокойство малыша и тем более разгадать их причину. Помочь этому может наблюдение за поведением ребенка. Нельзя оставлять без внимания случаи, когда малыш боится один спать в комнате, пугается темноты, не остается один в помещении. Выяснив причину страха, надо постараться или устранить ее (например, оставлять в спальне ночник, пока ребенок не заснет, не рассказывать на ночь страшных сказок, волнующих историй, или показать ребенку, что в том, что он считает таинственным и страшным, на самом деле ничего таинственного и страшного нет. Ирония, насмешка, равно как и выговоры и наказание, в таком случае не помогут, а, наоборот, еще больше усилят чувство страха. Осторожно, тактично и бережно нужно приучать ребенка преодолевать свой страх. Малыш боится оставаться один в комнате — обойдите вместе с ним все углы, загляните под диван, другую мебель, покажите, что никого там нет и бояться некого.

18. Подумайте, как организовать вашу совместную жизнь с ребенком так, чтобы его не надо было подгонять. Ваша задача — научить ребенка говорить медленнее. И она становится абсолютно невыполнимой, когда вы начинаете спешить и торопить ребенка, делая его жизнь еще более напряженной. Примерно каждый второй ребенок не справляется с темпом, предлагаемым ему взрослым, не у всех получается сразу оторваться от увлекательного занятия, быстро выполнить вашу просьбу. Так же, как и себе, давайте ребенку достаточный запас времени — «вот эту машинку в гараж поставишь, и мы будем.», «скоро я позвоню в колокольчик, и мы начнем.». Если обстоятельства складываются так, что действовать надо немедленно, не вступайте в препирательства, не торгуйтесь, уверенно и весело приказывайте. Иногда, без лишних слов, мягко обнимите и уведите. Всегда действуйте по ситуации и интуиции. Сложные моменты в вашем взаимодействии с ребенком возникают ежедневно, не бойтесь экспериментировать.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Что делать, если ребенок манипулирует родителями?» Если ваш ребёнок всегда добивается того чего хочет, умеет выставить ситуацию так, чтобы выгодно было ему. Если вы замечаете, что ребёнок.

Консультация для воспитателей «Что делать, если ребёнок Вас не слушает?» Воспитателю очень тяжело выполнять свою работу, если ребенок не слушается. Мы понимаем, что это ребенок, что все мы были такими же. Что.

Консультация «Что делать, если у вас проблемный ребенок» Что делать, если. у Вас КОНФЛИКТНЫЙ ребенок Определите причины: Возможно, конфликтность - следствие эгоистичности ребенка. Если дома он.

Консультация для родителей «Что делать, если ваш ребёнок дерётся?» Что делать если ваш ребёнок дерётся? Большинство детей время, от времени дерутся. Дети, прибегающие к дракам, просто не знают, как поступить.

Консультация «Что делать, если ребенок не слушается?» Что делать, если ребенок не слушается? Как удобно, когда малыш маленький, сидит себе в коляске, спокойно рассматривает окружающую обстановку,.

Консультация для родителей «Что делать, если ребенок говорит неправду?» Что делать, если ребенок говорит неправду? 1.  Важно выяснить следующие моменты: а) проявление лжи является следствием: -    достижения.

Консультация для родителей «Что делать, если ребенок обманывает» Консультация для родителей Что делать, если ребенок обманывает? Педагог-психолог Кротова Татьяна Ивановна Некоторые дети начинают.

Консультация для родителей «Что делать, если ребёнок агрессивен?» Что делать если ребенок АГРЕССИВЕН? АГРЕССИЯ. Какого либо устойчивого определения агрессии ученые не выработали. Но любая мама и любой папа,.

Консультация для родителей «Если ребенка укусил клещ: что делать и чего не делать, чтобы избежать тяжелых последствий» Консультация для родителей: «Если ребенка укусил клещ: что делать и чего не делать, чтобы избежать тяжелых последствий». Едва только в.

Консультация для родителей «Что делать, если ребенок дерется?» Консультация для родителей на тему: «Что делать, если ребенок дерется?». Как научить ребенка не драться с другими детьми. Различные методы,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Что делать, если у ребёнка в речи появились «запинки»?
Опубликовано: 29 июля 2019 в 16:14
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Что делать, если у ребёнка в речи появились «запинки»?» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Морозова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

8 ноября. День детского меню. Папка передвижка «Правильное питание»

Правильноепитание — залог здоровья, а культура питания закладывается в семье. Важная задача — привить ребенку привычку к здоровому питанию.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД