МААМ-картинки

Этнокультура как средство развития базовых основ личности ребенка

Асия Галимова
Этнокультура как средство развития базовых основ личности ребенка

Галимова А. С., музыкальный руководитель

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка –детский сад № 6» г. Магнитогорска

Мы живём в интересное и сложное время, когда на многое мы начинаем смотреть по-иному, многое открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Что заботило, радовало, тревожило наших предков, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали, пели, что переда-вали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня – значит вос-становить связь времён, вернуть утерянные ценности.

Публикация «Этнокультура как средство развития базовых основ личности ребенка» размещена в разделах

Известно, что в тех странах, где сохранены национальные традиции, и дети являются носителями родной культуры, нравственный и интеллектуаль-ный уровень детей и молодёжи достаточно высок. Именно традиционная культура располагает положительным опытом воспитания детей, накоплен-ным многими поколениями.

Россия – это огромное многонациональное государство и освоение традиций той или иной этнокультуры является первым шагом в освоении общечеловеческих богатств культуры страны, мировой культуры, в форми-ровании базовых основ личности ребенка. На знании истоков казачества, его сакральных традиций, родного фольклора воспитывается интерес и уваже-ние к культуре других народов. Казачество является хранителем самых вы-соких духовных и нравственных ценностей. Исследователи отмечают, что казачество сформировало сакральный компонент, который отсутствует в других социальных системах. Оно имеет высокую идею в форме Святая Русь или Мать – Сыра Земля и сохранило эту константу, трансформировало че-рез века в современность. Казаки относились к земле с величайшей любовью, и все сказания говорят, что Земля платила им тем же. В мае справлялись «именины земли» : в этот день ее нельзя было беспокоить – пахать, вскапы-вать. Земля была свидетельницей торжественных клятв: при этом ее касались ладонью, а то вынимали кусок дерна и возлагали себе на голову, мистиче-ским образом делая ложь невозможной: считалось, что Земля не станет но-сить обманщика. Было время на Руси, когда вместо нынешней присяги в обычае было ходить по меже с куском вырезанного на спорном поле дёрна на голове. Это было равносильно лучшему доказательству законных прав тяжущегося.

Народная культура является ещё и источником развития творческого потенциала детей. Ведь освоение ребенком культуры – это не воспроизведе-ние богатства по некому заранее данному шаблону, а процесс активного ис-пользования, преобразования этого богатства.

На протяжении ряда лет в учреждении ведётся работа в направлении изучения творчества уральского казачества, воспитания в детях бережного, любовного отношения к народной культуре и традициям. Разработана си-стема занятий для детей старшего дошкольного возраста, которая адресова-на музыкальным руководителям дошкольных образовательных учреждений и может реализовываться как кружковая работа.

Занятия рекомендуется проводить во второй половине дня, 2 раза в не-делю в зависимости от распределения умственной и физической нагрузки в течение недели. При выборе формы организации стоит задача подачи мате-риала в привлекательной для детей форме с целью формирования устойчи-вого интереса к предлагаемому виду деятельности, поэтому используются подгрупповые и индивидуальные формы. Длительность занятий: 25-30 ми-нут. Перспективный план предусматривает 8 занятий в месяц, включая досуг – 1 раз в месяц.

Истоки интереса к данной проблеме можно обнаружить в происхожде-нии самого автора разработки из старинной казачьей семьи; в огромном практическом опыте, наработанном ею; а также в необходимости реализации регионального компонента образовательной программы.

Основными задачами представленной разработки являются:

- формирование исполнительских навыков произведений народного ис-кусства;

- развитие индивидуальных творческих способностей личности;

- развитие познавательной активности в процессе изучения истории Ура-ла;

- обеспечение условий для более успешной социализации;

- формирование у детей миропонимание, используя средства народной педагогики, близкие образы народной культуры.

Организация образовательной работы основана на принципах :

1. Интегративный подход. Ребёнок – дошкольник «целостен», поэтому и формирование целостной картины мира, как одной из главных задач пси-холого-педагогической работы в сфере дошкольного образования, должно осуществляться адекватными для него способами: не расчленением, не раз-делением на отдельные составляющие, а интегративно, то есть через взаимо-действие, взаимопроникновение, «пронизывание» образовательных обла-стей.

Об адекватности интегративного подхода в дошкольном образовании говорят Л. А. Венгер, Е. Е. Кравцова, Е. Г. Юдина и др. нахождение психоло-гических и методических основ интеграции различных видов детской дея-тельности является, по мнению Л. А. Парамоновой, «ключевой проблемой со-временной дошкольной дидактики».

Принцип интеграции реализуется, как в интеграции детских деятельно-стей (музыкально-художественной, познавательной, игровой, коммуникатив-ной, так и в использовании адекватных форм образовательной работы для решения задач нескольких образовательных областей:

- создание ситуаций для эмоционального проживания детьми событий, отраженных в земледельческом календаре (образовательная область «Соци-ализация»);

- моделирование ситуаций общения (образовательная область «Ком-муникация»);

- формирование первоначальных представлений о культуре уральско-го казачества (образовательная область «Познание»)

- ознакомление с трудовыми традициями уральских казаков (образо-вательная область «Труд»).

2. Сезонность – это опора на земледельческий календарь, функциони-рование традиций в системе календарно-обрядового цикла. Земледельческий календарь – это многогранное явление, включающее в себя знание природы, осмыслением закономерностей человеческой жизни, сельскохозяйственный опыт, обряды, произведения устного народного творчества, устоявшиеся ве-ками нормы общественной жизни.

3. Энциклопедизм, который подразумевает подлинность традиций уральских казаков. Традиция (от латинского слова - передача) обозначает элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах, классах и соци-альных группах в течение длительного времени. В качестве традиции высту-пают определенные общественные установления, неписаные законы, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды, порядки и т. д. То, что сохрани-ла в себе культура в виде традиций, подтверждает свою значимость для об-щества, пользу для личности. Всякая новация в культуре, имеющая глубокое содержание и ценность, проверяется временем, заново оценивается каждым последующим поколением.

4. Синкретизм традиционного искусства, то есть взаимосвязь различ-ных видов искусства: устный народный фольклор, народные музыкальные произведения, произведения живописи, декоративно-прикладное искусство.

5. Психологическая комфортность – это снятие всех стрессообразую-щих факторов учебного процесса, создание доброжелательной атмосферы.

6. Принцип игровой стратегии обучения. Практический опыт рабо-ты с детьми показал, что применение игрового принципа обучения, учиты-вающего основной вид деятельности ребёнка, опосредованный характер обучения позволяет наиболее эффективно учитывать возрастные возможно-сти детей. Специально подобранные игровые задания позволят развивать у дошкольников коммуникативные навыки путём моделирования ситуации общения. Это общение особого типа, которое складывается в условно-игровой форме, характерной для народного творчества.

7. Принцип развития креативности, подразумевает формирование творчества на всех этапах реализации системы. Источником психического развития ребенка является не само по себе присвоение этнокультурного ма-териала, а его специфическое преобразование. Любой фрагмент человече-ской культуры, которую делает своим достоянием ребенок, имеет как бы двойное дно. Многообразные образцы этнокультуры (обряды, песни, пляски и т. п.) воплотили в себе чувства, мысли, способности создателей и даже пер-спективы этих произведений. Исследователи отмечают, что через внешнюю, видимую, слышимую сторону произведения («первое дно») ребенок, так или иначе, соприкасается и с этой внутренней стороной – невидимой «начинкой» культуры («второе дно»). Следовательно, ребенок имеет дело с благодатным материалом для творческого преобразования.

Содержание образовательной работы делится по тематике на три бло-ка:

I блок. Знакомство детей с культурой казачества: знакомство с устным народным творчеством, знакомство с казачьей песней:

- песни в жанре «внутреннего быта» : календарные, хороводные, лири-ческие, плясовые-«скоморошины», частушки-припевки отражают особенно-сти мирной жизни и деятельности казачьей общины;

- песни в жанре «внешнего быта», связанные с воинской службой, эпо-сом, основной деятельностью казака-воина;

- знакомство с казачьим бытом: архитектура, костюм, труд казаков в мирной жизни.

II блок. Использование характерных движений казаков-уральцев в разви-тии двигательной активности детей.

Утренняя гимнастика.

Разучивание народных подвижных игр, считалок, закличек.

Использование характерных движений в танцах, хороводах, плясо-вых-«скоморошинах».

III блок. Календарно-обрядовые, семейно-бытовые праздники и театрали-зованные представления.

Благодаря проделанной работе дети приобщились к истокам казачьей культуры и как вершина творческих достижений наших воспитанников - это их участие в постановке театрализованных представлений и фольклорных праздников, где в совокупности представлены различные жанры казачьего песенного, поэтического и танцевального творчества. Именно в исполнении игровых действий, плясок, хороводных движений происходит реализация творческого потенциала детей.

Список литературы

1. Войнов В. Правда об Оренбургском казачестве. Отечество/ В. Войнов. – М., 1987.

2. Круглый год: русский земледельческий календарь / составитель А. Ф. Не-крылова. – М. : Правда, 1989.

3. Скоролупова О., Федина Н. Образовательные области основной общеоб-разовательной программы дошкольного образования и их интеграция / О. Скоролупова, Н. Федина // Дошкольное воспитание. – 2010. - №7.

4. Кудрявцев В. Т. Освоение культуры – творческий процесс / В. Т. Кудрявцев //Современное дошкольное образование. – 2008. - №1.

Публикации по теме:

Сюжетно-ролевая игра «Больница», как средство всестороннего развития ребенкаСюжетно-ролевая игра «Больница», как средство всестороннего развития ребенка Сюжетно-ролевые игры в детском саду Среди других видов деятельности ребёнка-дошкольника игра является ведущей. Именно в ней наилучшим образом.

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы)Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы) Доброго вам времени суток. уважаемые коллеги! Сегодня я решила представить свой небольшой опыт по театрализованной деятельности тема которого".

Бизиборд как средство развития ребенка в раннем дошкольном возрастеБизиборд как средство развития ребенка в раннем дошкольном возрасте Известно, что развитие мелкой моторики и познание мира через тактильные ощущения стимулируют формирование когнитивных процессов у маленьких.

Конструктор Lego Duplo, как средство гармоничного развития ребенкаКонструктор Lego Duplo, как средство гармоничного развития ребенка Конструктор Легo - это занимательный материал, развивающий детскую фантазию, воображение, творческое начало. Конструктор дает возможность.

Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческой личности ребёнка»Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческой личности ребёнка» Консультация для родителей "Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческой личности ребёнка" Выполнила: Махалова Ирина.

Коррекционная ритмика как средство гармонизации личности ребенка Коррекционная ритмика как средство гармонизации личности ребенка Движения под музыку – это вид музыкальной деятельности, основой которого.

Мастер-класс «Подвижная игра как средство развития личности ребенка» Мастер-класс «Подвижная игра как средство развития личности ребенка» Цель: Моей работы направлена на сохранение и укрепление здоровья детей;.

Отчет по самообразованию «Художественная литература как средство всестороннего развития ребенка»Отчет по самообразованию «Художественная литература как средство всестороннего развития ребенка» В процессе работы с родителями, в беседах с детьми и взрослыми мы узнали, что на самом деле родители читают ребятам очень мало. В некоторых.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Этнокультура как средство развития базовых основ личности ребенка
Опубликовано: 12 декабря 2023 в 13:01
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Этнокультура как средство развития базовых основ личности ребенка» (включая файлы) размещена пользователем Асия Галимова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД