МААМ-картинки

Эссе на тему «Язык и мозг в работах Л. С. Выготского, А. Р. Лурии, Т. В. Черниговской»

Оксана Вячеславовна Неделько
Эссе на тему «Язык и мозг в работах Л. С. Выготского, А. Р. Лурии, Т. В. Черниговской»

Эссе на тему : «Язык и мозг» в работах Л. С. Выготского, А. Р. Лурии, Т. В. Черниговской»

Выполнила: Неделько О. В. учитель-логопед МБДОУ «Д/с № 6 «Малышка» ГО ЗАТО Комаровский

Развитию представлений о высших психических функциях человека посвящены основополагающие труды таких виднейших отечественных ученых, как Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, Т. В. Черниговская. Рассмотрим, как связывали понятия «язык» и «мозг» каждый из них в отдельности.

Публикация «Эссе на тему „Язык и мозг в работах Л, С, Выготского, А, Р, Лурии, Т, В, Черниговской“» размещена в разделах

Опираясь на социальный характер деятельности человека, Л. С. Выготский приходит к выводу о том, что «речь и есть система рефлексов социального контакта, с одной стороны. С другой же стороны речь – система рефлексов сознания по преимуществу, т. е. для отражения влияния других систем» : «. мы сознаем себя, потому что мы сознаем других, и тем же самым способом, каким мы сознаем других.».

Понимая слово как действие, Л. С. Выготский усматривал в нем статус особого социокультурного посредника между индивидом и миром. Он придавал особое значение его знаковой природе, благодаря чему качественно меняется структура душевной жизни человека; его психические функции (восприятие, память, внимание, мышление) из элементарных становятся высшими. Трактуя язык как систему «психологических орудий», которые, в отличие от орудий труда, изменяют не физический мир, а сознание оперирующего им субъекта Л. С. Выготский предложил экспериментальную программу исследований роли языковых структур в развитии системы высших психических функций.

Л. С. Выготский, исследуя значение знака как сопряженное с ним преимущественно интеллектуальное содержание, разработал совместно с учениками экспериментально обоснованную теорию умственного развития ребенка, изложенную в его главном труде «Мышление и речь» (1934). В этой работе представлен анализ проблемы соотношения мышления и речи, развития значений в онтогенезе и эгоцентрической речи. Л. С. Выготский охватывает здесь широкий круг вопросов обучения и его воздействия на умственное развитие ребенка. Широко известным стало теоретическое положение о «зоне ближайшего развития», согласно которому обучение является эффективным, если «забегает» вперед развития, как бы «тянет» его за собой, выявляя возможности ребенка решать при участии педагога те задачи, с которыми он самостоятельно справиться не может.

А. Р. Лурия же считал, что исток зарождения и оформления речи связаны с объектами: «Начало настоящего языка ребенка и возникновение первого слова. всегда связано с действием ребенка и с его общением со взрослыми. Первые слова ребенка, в отличие от "гуления", не выражают его состояния, а обращены к предмету и обозначают предмет». Языковая система обладает удивительным потенциалом: трансформировать, преображать и, как выражается Лурия, «удваивать» реальность благодаря тому, что в любой лексеме есть два плана: означающее и означаемое. Способность к абстрактному мышлению – то, что отличает человека от животных, и эта способность обеспечивает уникальность человеческого сознания и психики. И насыщение индивидуальным содержанием одного и того же факта, феномена, события во многом объясняется разным содержанием, приписываемым различными индивидуумами одной и той же лексеме.

По-моему мнению, преимущество теории А. Р. Лурии заключается в том, что в ней намечены пути дальнейшей исследовательской работы : специфика понимания речи у пациентов с различными видами речевых афазий, феномен утраты понимания контекста речи у больных с поражением лобных долей мозга и многое иное. Сегодня именно методика А. Р. Лурии помогает диагностировать мозговые нарушения, ее применяют в ряде клиник разных стран, а работы советского исследователя вошли в золотую коллекцию мировой нейропсихологии и нейролингвистики.

По мнению Т. В. Черниговской человеческий язык устроен не так, как другие виды коммуникации на Земле: он иерархичен, состоит из мельчайших элементов – фонем, которые складываются в слоги, морфемы, слова и так далее. Хочется процитировать: «Мозг хранит всю информацию, мимо которой он прошел, унюхал, попробовал, выпил и так далее, все это лежит в вашей голове».

Таким образом, Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, Т. В. Черниговская внесли большой вклад в понимание такой сложной и обширной темы «Язык и мозг». Работы ученых- исследователей вошли в золотую коллекцию мировой нейропсихологии и нейролингвистики.

Публикации по теме:

Фотоотчет о творческих работах учащихся ДШИ школьного возраста на космическую темуФотоотчет о творческих работах учащихся ДШИ школьного возраста на космическую тему Фотоотчет детских работ школьного возраста на космическую тему в ДШИ. Минуло уже 60 лет с той поры, как Юрий Алексеевич Гагарин стал первым.

Фотоотчет о творческих работах детей на осеннюю темуФотоотчет о творческих работах детей на осеннюю тему Осень – благодатная пора для творческой деятельности. Вот и дети нашей старшей группы также, как и все дети осенью рисовали и лепили,.

Фотоотчёт о творческих работах детей и взрослых на тему «Снежинки»Фотоотчёт о творческих работах детей и взрослых на тему «Снежинки» Какая же зима без снега, какое же волшебство без снежинок? Предлагаю посмотреть, какие снежинки делали мы из разного материала, разного.

Консультация для педагогов «Как научить мозг учиться?»Консультация для педагогов «Как научить мозг учиться?» Краткие выводы из науки о мозге Требование современного общества о человеке успешном во всех областях начинает реализовываться с раннего.

Мастер класс по лепке из холодного фарфора на тему: «Язык цветов»Мастер класс по лепке из холодного фарфора на тему: «Язык цветов» Мастер класс по лепке из холодного фарфора на тему: "Язык цветов" «Цветы чисты, красивы и невинны, И дарят сил прилив и красоту. И ощущаю.

Размышление на тему: «Эссе» Уважаемые коллеги! Доброго всем времени суток! Хотелось бы поделиться с вами своими рассуждениями по поводу многим непонятного слова "Эссе".

Сидим дома! Фотоотчет о детских работах на тему «Космос»Сидим дома! Фотоотчет о детских работах на тему «Космос» День космонавтики – праздник, посвященный первому полету человека в космос, его отмечают во всем мире 12 апреля. Изучение космоса можно.

Эссе на тему: «Будущее моей профессии» Я пришла в социальную сферу сразу после школы. В процессе работы поняла большую значимость социальной поддержки детей и взрослых. Осознала,.

Эссе на тему: «Моя судьба — быть воспитателем!» Эссе на тему: «Моя судьба – быть воспитателем!» Автор: Драгунова Ксения Алексеевна. Педагог без любви к ребенку - все равно, что певец.

Эссе на тему «Воспитатель — профессия будущего» Воспитатель в будущем…. В этих словах кроется определённая тайна. Какой он, воспитатель будущего? Какими навыками и качествами должен обладать.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Эссе на тему «Язык и мозг в работах Л. С. Выготского, А. Р. Лурии, Т. В. Черниговской»
Опубликовано: 1 марта 2022 в 21:51
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Эссе на тему «Язык и мозг в работах Л. С. Выготского, А. Р. Лурии, Т. В. Черниговской»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Вячеславовна Неделько в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД