Получи документы

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

Анна Волкова
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

» для воспитателей на педагогическом совете

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимание необходимости реализации принципов устойчивого развития.

Публикация «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» размещена в разделах

С принятием законов РФ «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения.

Основная цель экологической программы — воспитание с первых лет жизни гуманной социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.

Необходимая предпосылка для реализации программы - организация в детском саду специальной работы по ознакомления детей с окружающим миром и природой.

Экологическое воспитание - это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления детей с природой.

В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры, осознанно-

правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни. Осознанно - правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и животными, имеющимися в помещении, на участке детского сада и в доме ребенка Он узнает, что все живое, в том числе и человек‚ имеет определенные потребности, удовлетворить которые может лишь при наличии определенных внешних - среды обитания пригодной для того или иного организма.

Экологическое воспитание дошкольников - это и есть познание живого, которое рядом с ребенком во взаимосвязи со средой обитания и выработка нa этой основе правильных форм взаимодействия с ним.

Осознанно-правильное отношение рассматривается как совокупность знания и активных проявлений ребенка: интереса к явлениям природы, понимание специфики живого, желание практически сохранить, поддержать или создать для него нужные

условия; понимание и сочувствие тем кто испытывает дефицит каких-либо условий; эмоциональный отклик, радости на любые проявления животных и растений их красоту. Важно при этом, что красота рассматривается с экологических позиций: красота

гармонично развивающегося, здорового живого организма, что бывает лишь при наличии хороших условий, полноценной среды обитания.

Такое отношения вполне может быть сформировано у маленького ребенка, если систематически на протяжении нескольких лет его знакомят с разнообразием растений и животных, которые его окружают, демонстрируют их связь со средой обитания, вовлекают в практическую деятельность по выращиванию растений и животных,

предоставляя в возможность наблюдения зa их ростом, развитием, различными проявлениями в благоприятных условиях.

К экологическому воспитанию относится и то, что в дошкольный период в ребенка может быть заложено первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек как живое существо, нуждающееся во вполне определенных жизненно необходимых условиях; человек как природопользователь,

потребляющий в своей Деятельности ресурсы Земли, охраняющий ее богатства. Понимание этих аспектов связано с конкретными примерами, которые имеются в окружении и в практике жизни каждого ребенка.

Программа экологического воспитания детей дошкольного возраста должна акцентировать различные направления экологического образования с целью составить образное представление об окружающем мире, непосредственно связанное с практическим применением получаемых знаний, что и является первостепенной задачей воспитателя.

Поскольку экология — это, прежде всего, наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и окружающей средой, акцент делается на развитие у детей элементарных и вполне научных представлений о существующих в природе взаимосвязях.

Дети учатся понимать, насколько тесно природные компоненты связаны между собой и как живые организмы зависят от среды обитания. Человек рассматривается как неотъемлемая часть природы. Такой подход позволяет подвести детей к элементарному пониманию проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой и последствий деятельности людей.

Важное значение придается нравственному аспекту : развитию представлений о самоценности природы, эмоциональному положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в

быту. Дети приобретают также первоначальные умения, позволяющие им участвовать посильной практической деятельности по охране природы родного края.

Возможность чувственного познания, наполнения конкретных сведений о растениях животных. явлениях неживой природы выдвигает наблюдение в разряд наиболее значимых методов. С его помощью ребенок познает не только внешние параметры объектов природы, но и их связь со средой. Наблюдение как метод работы с детьми чаще всего используется в повседневной жизни в форме циклов, включающих ряд разных по содержанию наблюдений за одним и тем же объектов. Как компонент наблюдение включается и в другие формы работы : занятия, экскурсии, прогулки.

Наблюдение важно еще и тем, что оно лежит в основе разных видов деятельности, направленных на познание или практическое преобразование природы. Можно сказать, что формирование у дошкольников начал экологической культуры зиждется в первую

очередь на наблюдении.

Важным методом экологического воспитания является слово, его правильное использование в различных формах работы с детьми. Особое внимание следует уделить такой форме работы‚ как занятия комплексного, обобщающего и углубляющее - познавательного типа, на которых у детей формируют обобщенные представления о

явлениях природы, понимания взаимосвязей B природе, закономерных процессов, восприятие произведений искусства. В этом случаи наибольшее значение логика построения беседы воспитателя с детьми - четкая последовательность вопросов. помогающая понять детям причинно-следственные связи, сформулировать выводы, сделать обобщение, перенести знание в новую ситуацию.

Самостоятельный или совместный с воспитателем труд в уголке природы, на участке детского сада по поддержанию необходимых условий для жизни животных и растений позволяет приобрести детям умения, правильные способы практического взаимодействия с природой, т. е. приобщиться к созидательному процессу.

Индивидуальное проявление детей в практической деятельности - это показатель степени их экологической воспитанности и экологической культуры.

Публикации по теме:

Педагогический опыт «Воспитание нравственных качеств у детей через экологическое воспитание» «Мир, отражающий ребёнка, - это, прежде всего Мир природы с безграничным богатством явлений, неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,.

Перспективное планирование работы с детьми по проекту «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»Перспективное планирование работы с детьми по проекту «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Осень. Занятие 1. Беседа о лете. Дидактическая игра «Когда это бывает?». Опыт «Вода нужна всем». Художественное творчество детей.

План самообразования по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»План самообразования по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Цель:] развитие у дошкольников ответственности и необходимых навыков правильного взаимодействия с природой; осознание ребенком себя как.

Показатели по достижению целей проекта «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»Показатели по достижению целей проекта «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Из опыта работы по реализации и достижению целей Проекта, мы отметили, что наши воспитанники проявляют большой интерес к произведениям.

Проект «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»Проект «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Морозова Марина Юрьевна Тип Проекта: групповой, познавательно – творческий. Продолжительность Проекта: осень - сентябрь, октябрь, ноябрь;.

Участие родителей в работе по реализации проекта «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»Участие родителей в работе по реализации проекта «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Совместно с родителями были проведены мероприятия: - анкета для родителей, определяющая их отношение к эколого – краеведческому воспитанию.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста «Экологическое воспитание дошкольников» Всё хорошее в людях — из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем:.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности В связи с вступлением в силу приказа Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного.

Экологическое воспитание. Работа с детьми дошкольного возрастаЭкологическое воспитание. Работа с детьми дошкольного возраста Период дошкольного детства наиболее благоприятен для формирования экологического воспитания ребёнка. Следовательно, экологическое воспитание.

«Зеленые друзья нашей группы». Экологическое воспитание детей дошкольного возраста«Зеленые друзья нашей группы». Экологическое воспитание детей дошкольного возраста Экологическое воспитание детей дошкольного возраста - важная составляющая процесса гармоничного развития. Поэтому знакомство с природой,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста
Опубликовано: 26 декабря 2019 в 18:38
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Анна Волкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД