Получи документы

Экологический проект «От семечка к деревцу»

Чеснокова Анастасия
Экологический проект «От семечка к деревцу»

по методу – познавательно - исследовательский;

по содержанию - «Ребенок и природа»;

по количеству участников - коллективный, групповой, дети 5-6 лет;

по характеру контактов - открытый;

по продолжительности – долгосрочный

Где было пустое место, где не было ничего,

Пусть каждый посадит дерево и не забудет его.

В. Берестов.

Актуальность проекта

Публикация «Экологический проект „От семечка к деревцу“» размещена в разделах

На протяжении многих веков человечество живет рядом с удивительными живыми существами - деревьями. Состояние этих растений, внешний облик отражают экологическую обстановку, в которой они обитают. Мы так привыкли к их соседству, что редко задумываемся о том, насколько они важны для жизни людей и всего живого на Земле. Каждый знает, что деревья - это легкие Земли, источник кислорода воздуха, а значит, источник здоровья людей. Важно не только знать и уметь использовать эти чудесные свойства деревьев, но и необходимо научиться сохранять то, что нам дает природа. Деревья окружают нас постоянно, однако большинство современных детей и взрослых не обращают на них внимания. Гораздо больший интерес дошкольники проявляют к животным и ярким, красивоцветущим растениям. Деревья порой не представляют такого интереса, ведь они считают их неживыми существами, а значит малоинтересными. А ведь экологическое воспитание начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которым ребенок сталкивается каждый день. Деревья- прекрасный объект для фенологических наблюдений. Это так интересно – наблюдать, как из маленького семечка сначала проклюнется маленький росточек, а потом будет расти и постепенно вырастет большое красивое дерево, которое будет жить сотни лет!

Проблема проекта : Дети мало проявляют интерес к деревьям, не знают как, они вырастают, не предполагают, где прячутся их семена. Осенью дети обратили внимание на туи, растущие на нашем прогулочном участке, на них росли шишки. А сможем ли мы вырастить из семян саженцы деревьев в группе? Так и возникла проблемная ситуация: «Сможем ли мы вырастить тую из шишки?». У детей появилась возможность вырастить свое собственное деревцо из семечки и ухаживать за ним.

Цель проекта : вовлечение детей старшего дошкольного возраста в практическую деятельность по выращиванию деревьев (туи) из семян в условиях детского сада.

Задачи проекта : для детей

- Создать условия для совместного экспериментирования.

- Формировать у детей старшего дошкольного возраста познавательно-исследовательские способности в процессе выращивания саженцев туи в условиях детского сада.

- Уточнить и расширить представления дошкольников о развитии, строении, функциях частей дерева.

- Конкретизировать представления детей об условиях роста саженцев, уходе за ними

- Способствовать развитию трудовых умений и навыков по посадке, выращиванию и уходу за всходами саженцев туи.

- Воспитывать осознанно бережное отношение к уникальному миру природы, к деревьям

- Вовлечь родителей в совместную деятельность.

Для родителей

- повысить уровень экологической культуры родителей;

- приобщить родителей к совместной деятельности с детьми в семье;

- стимулировать творческую активность родителей;

- способствовать установлению партнёрских отношений между родителями и педагогами по вопросам современного образования и воспитания дошкольников.

Для педагогов

- способствовать формированию умений получать информацию из разных источников, использовать её в своей деятельности

- разнообразить формы работы по проектному методу в экологическом воспитании дошкольников;

- побуждать педагогов к эффективному взаимодействию с детьми и родителями в коллективной работе.

Основные направления реализации проекта :

1. Создание условий для ознакомления детей с миром деревьев, формирование представлений о роли деревьев в оздоровлении и сохранении здоровья человека.

2. Создание условий для развития опытно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования.

3. Экологическое просвещение родителей.

Принципы

* целенаправленность;

* доступность с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

* дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;

* научность и системность проведения работы;

* наглядность;

* интеграция программных областей знаний, которая позволяет формировать у ребенка целостное представление о мире растений;

* активность и сознательность – участие педагогов и родителей в поиске эффективных методов

Методы проекта

* продуктивно-исследовательские: опыты, экспериментирование, вопросы проблемно-поискового характера, наблюдения; экскурсии, целевые прогулки;

* наглядные – рассматривание иллюстраций, картинок, тактильно–мышечная наглядность, моделирование;

* словесные - беседы, чтение художественной и научной литературы, решение проблемных ситуаций; консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции;

* практические – НОД. продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, ручной труд).развлечения, праздники, самостоятельная деятельность ребёнка в специально созданных условиях, коллективный труд;

* игровые - дидактические, пальчиковые, подвижные, развивающие игры;

* ИКТ - презентации, слайд – шоу, мульфильмы;

* здоровьесберегающие - массаж, физкультминутки, релаксация;

* создание ситуации успеха;

* слушание музыкальных произведений.

Ожидаемый результат:

- у детей будут сформированы элементарные знания о растении – туя;

- пополнится активный и пассивный словарь прилагательными, определяющими характер растения, глаголами;

- дети смогут изобразить тую в различных видах продуктивной изобразительной деятельности, будут заинтересованы в наблюдении, экспериментировании;

- у родителей появится заинтересованность к образовательному процессу, активному участию в реализации проекта, в жизни детского сада, развитию творчества у детей.

- педагоги будут использовать разнообразные формы работы по проектному методу в экологическом воспитании дошкольников (наблюдения, эксперименты, создание мини-музея);

- пополнится методический, дидактический и наглядный материал по экологическому воспитанию.

Этапы проекта

Этапы проекта Деятельность педагога Взаимодействие с семьей Деятельность с детьми Взаимодействие с социумом

Вхождение в проблему Пробуждает у детей интерес к теме проекта, создает проблемную ситуацию: (Что мы знаем о деревьях и их семенах) Доведение до родителей важности проекта,

поддерживание у детей интереса к данной проблеме. Принимают участие в обсуждении того, что они узнают, что нового хотят узнать.

Плани-рование деятель-ности Планирование содержания работы с детьми и их родителями Информационно-методическая работа с родителями (беседы, консультации, домашние задания) Построение системы работы с детьми. Планирование различных видов взаимодействия с социумом.

Выполнение проекта. Педагоги организуют, направляют и корректируют сотрудничество взрослых и детей, поощряют усилия обеих сторон Выполнение домашних заданий, активное участие в реализации проекта

Активное участие детей в различных видах деятельности по реализации плана проекта

Презентация проекта Высадка саженцев туи на территории детского сада. Высадка саженцев туи на территории детского сада. Высадка саженцев туи на территории детского сада.

1 этап- вхождение в проблему, принятие задач, пробуждение у детей интереса к теме проекта, накопление знаний

Методика «Три вопроса»

Что мы знаем? Что хотим узнать? Где можем это узнать?

У нас около дома тоже растет такое растение

(Ева Д.) Почему это растение называется туя? (Илья Н.) Спросим у папы или у мамы (Анжелика Р.)

Где растут туи?

(Артем С.)

Нам расскажет бабушка и дедушка (Кира З.)

Какую пользу приносит?

(Вадим С.)

Посмотрим со взрослыми по телевизору, в интернете

(Маша П.)

2 этап – разработка проекта, планирование деятельности

1. Подбор литературы по данной теме, составление конспектов, подборка картотеки опытов, ситуация общения с детьми на тему: «Что мы знаем о деревьях, чтобы выяснить представления детей и заинтересовать проблемой.

2. Изучение познавательной и методической литературы по теме проекта.

Подбор художественной литературы, народного фольклора для детей о деревьях.

3. Доведение до всех участников важности этого проекта.

4. Подбор методической, научно – популярной, иллюстрированного материала по данной теме.

5. Подбор материала для изобразительной и продуктивной деятельности детей в повседневной жизни в детском саду и дома.

6. Оформление дидактических игр и атрибутов для сюжетно - ролевых игр.

7. Разработка плана мероприятий

8. Собрать коллекцию книг, альбомов, энциклопедий о растениях.

С раннего возраста детей следует знакомить с окружающим, с доступными их пониманию явлениями природы: взрослый воспитывает любовь ко всему живому, учит доброму, бережному, заботливому отношению к животным и растениям; развивает познавательный интерес, этические, эстетические чувства.

3 этап – выполнение проекта, формирование специфических знаний, умений и навыков у детей, направление и контроль осуществления проекта, практическая помощь педагогов.

Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать растения можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. Если ребенок в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то у него будет сформированы элементы экологической культуры, экологически грамотное поведение в природе, гуманное отношение к лекарственным растениям.

Проектная деятельность включает в себя различные виды деятельности. Поскольку мышление дошкольников является наглядно-действенным и наглядно-образным, основной упор делался на наблюдения, экспериментирования и собственную продуктивную деятельность в природе

Содержание и объем знаний проекта подобраны с учетом возрастных физиологических и психологических особенностей детей дошкольного возраста. Эти знания способствуют накоплению социальных и экологических навыков и умений, помогают детям оценить свое отношение к окружающему их миру, неживой природе.

Взрослые по необходимости оказывает детям практическую помощь, а также направляют и контролируют осуществление проекта.

Взаимодействие детей и взрослых в различных видах деятельности

по реализации проекта

Вид деятельности Мероприятия

Беседа -«Что мы знаем о деревьях;

-«Какие деревья растут на территории детского сада?»;

-«Зелё ные насаждения в городе: вчера, сегодня, завтра…»;

-«Чистый воздух – спасет наше здоровье!»(о пользе деревьев-кислород);

-«Профессии людей, занятых в выращивании деревьев»;

-«Зелёная аптека рядом с человеком» (удивительное целебное свойство деревьев);

-«Хозяйственное применение дерево»

-«Если б не было деревьев и растений», «Как хорошо будет если…».

Рассматривание Книг, иллюстраций:

-«Красная книга растений России»;

-«Деревья и их значение» (энциклопедии, коллекция пород деревьев);

-«Растения нашего детского сада»

Картин художников:

-«Березовая роща» И. И. Левитан;

-«Утро в сосновом бору», «Дубовая роща» И. Шишкин;

-«Февральская лазурь», «Рябинка» И. Грабарь;

Просмотр фильмов, мультфильмов:

-«Мудрые сказки тетушки Совы»; «Сказки старого дуба»;

-«Детские новости» (видео и презентации о деревьях и растениях) :

1) «Как деревья влияют на нашу жизнь?»,

2) «Деревья и растения – зеленые санитары планеты».

Чтение -«Где было пустое место» В. Берестов;

-«Экологические сказки», «Деревья – какие они Т. Шорыгина;

-«Почему у земли платье зелёное?», «Жизнь дерева»

А. Лопатина;

-«Разговор деревьев» М. М. Пришвин;

-«Берёзка белый сарафан надела»,«Деревья»

И. Токмакова;

-«Спор деревьев» К. Д. Ушинский;

-«Библиодерево» (чтение и разучивание стихов, загадок, легенд о деревьях).

Наблюдение -«Такие разные ростки» (соблюдение условий посадки);

-«Как родился листок у веточки);

-«По тропинкам любимых маршрутов» (прогулки по территории детского сада);

-«Метеостанция» (влияние погоды на деревья).

Творческое рассказывание -«Если бы я был экологом, лесником, ландшафтным

дизайнером …»;

-«Сказки на полянке у Старичка-Лесовичка» (составление сказок, историй, загадок о деревьях);

-«Край, в котором я живу» (творческое рассуждение о том, что я могу сделать для города).

Рассказывание из личного опыта -«Как я дома ухаживаю за растениями?»;

-«Зеленые друзья - возле дома моего».

Игра -Сюжетно-ролевые игры: «Магазин семян», «Семья», «Путешествие в лес», «Мы дизайнеры участков». «Строим детский сад», «Фабрика по дереву».

-Подвижные игры: «Ветки и детки», «Деревья и ветер»; «Растения», «Назови дерево» и т. д.

-Игры – драматизации: «Лесная история», «О дружбе деревьев».

Экспериментирование -«Что выделяет растение?» (о выделении кислорода)

-«Для чего деревьям почки

-«С кем дружат деревья (зависимость роста от условий);

-«Приключения капельки» (значение воды для растений);

-«Секреты под микроскопом»

Продуктивная деятельность Рисование:

- «Белоствольная красавица»;

-«Чудо – дерево для мамы»;

-«Наш детский сад красив и зелен»;

-«Зелёный мир на подоконнике»;

-плакат «Не разжигайте огонь в лесу- берегите деревья,«Деревья мы сажаем, наш садик украшаем»,

- буклет «Посади дерево - сделай жизнь чище…»

Лепка:

- «Моё любимое дерево»;

- «Елка - колкая иголка и чудо доктор-рябина».

Аппликация:

«Все деревья хороши, и полезны, и важны!»

Музыкальная деятельность - «Это называется природа» Ю. Чисков;

- «Времена года» П. И. Чайковский;

- «Мы на луг ходили, хоровод водили», «Во поле березка стояла»;

- «Берёзка» Е. Тиличеева, П. Воронько;

- «Дерево» Е. Кочеткова;

-«Дуб» и «Береза» И. Токмаковой.

Трудовая деятельность -Акция «Войди в природу другом» (сбор мусора на территории детского сада и за её пределами, птичья столовая в детском саду);

-Акция «Веточка экологических пожеланий»;

-«Доброе братство дороже богатства» (нагребание снега

под деревья и кустарники, защита от грызунов; оказание помощи в случае необходимости (подвязать сломанную ветку или «залечить» ранки и др.);

-«Начинается весна - мы сажаем семена» (уход за огородом на подоконнике, уход за комнатными растениями и саженцами в мини-питомнике).

4 этап- подведение итогов, презентация проекта,

оформление портфолио проекта

Высадка саженцев туи на участке детского сада.

Подведение итогов

В результате проекта «От семечка к деревцу» предполагаемые результаты были достигнуты: были созданы условия для получения детьми элементарных представлений о деревьях (туи, которое растет на территории нашего детского сада

Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали туи, отметили его роль как растения; изучали е влияние на здоровье человека.

На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к природе, которая нас окружает, потому что она красива и целебна.

Детей заинтересовал данный проект, они принимали активное участие в беседах, с удовольствием пели, играли, заучивали стихотворения, экспериментировали. Научились изображать туи в разных видах продуктивной деятельности. Это способствовало развитию творческих способностей детей, наблюдательности и развитию воображения.

Знания о туи дети получали на занятиях по развитию речи, по формированию элементарных экологических представлений, в продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, во время наблюдений на прогулках, через художественную литературу - чтение сказок, рассказов, загадывание загадок, заучивание стихотворений.

Рассматривая с детьми иллюстрации о туи в книгах, энциклопедиях, во время бесед, у детей закреплялись знания о растении: его название, отличительные особенности по размеру корня, стебля, листьев.

Данный проект способствовал развитию творческого и интеллектуального мышления дошкольников, умения приобретать знания, анализировать факты, высказывать собственные суждения. Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, для чего нужны деревья и почему необходимо бережно относиться к природе.

Особое внимание уделялось игровой деятельности, проведению подвижных, хороводных, пальчиковых, дидактических, настольно-печатных игр.

В период работы над проектом у детей пополнился словарный запас названиями деревьев, их отличительных особенностей, дети научились задавать вопросы, составлять с помощью взрослого рассказы-описания, сказки, загадки, тем самым развивать свое игровое творчество.

В ходе экспериментальной деятельности у детей развивалось воображение, мышление, формировались элементарные навыки исследовательской деятельности. Уголок природы пополнился новыми пособиями и дидактическими материалами по экологическому воспитанию детей.

В процессе работы над проектом создавались условия по воспитанию у детей чувства доброты, отзывчивости, любознательности, бережное отношение к растениям, любовь к родному краю.

Разнообразные формы и методы взаимодействия с родителями способствовали установлению партнёрских отношений между родителями и педагогами по вопросам экологического образования и воспитания дошкольников.

В результате повысился уровень экологической культуры родителей, их творческая активность - родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.

Перспективы дальнейшего развития проекта.

Проект практически применим и может быть использован в работе другими педагогами.

При высокой заинтересованности детей проект может быть продолжен: может быть предложено дальнейшее знакомство детей с жизнедеятельностью деревьев в разные сезоны, наблюдение и исследование за жизнью одного дерева, выращивание рассады других растений.

Литература

1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М. : Мозаика - Синтез, 2008.

2. Воронкевич. О. А. Добро пожаловать в экологию! СПб., Детство-пресс. 2002.

3. Горбатенко О. Ф. Система экологического воспитания в ДОУ, Волгоград изд. «Учитель», 2008

4. Детская энциклопедия «Экология от А до Я». Познавательный журнал для девочек и мальчиков. – 1997 год.

5. Николаева С. Н. «Воспитание экологической культуры».

6. Николаева С. Н. «Юный эколог». Мозаика - Синтез Москва 2005г

7. Рыжова Н. А. Не просто сказки. Экологические рассказы, сказки, праздники. М. Линка-Пресс, 2002г.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Экологический проект «Письма животным»Экологический проект «Письма животным» Что такое образовательный экологический проект? Прежде всего, проект предполагает решение в процессе исследования тех или иных задач,.

Исследовательская деятельность в старшей группе «Проект «От семечка к урожаю»Исследовательская деятельность в старшей группе «Проект «От семечка к урожаю» Сегодня мы хотим представить проект. Назвали его " От семечка к урожаю". Он у нас долгосрочный, так как длился 5 месяцев. Объекты исследования:.

Конспект занятия в средней группе «От семечка к ростку»Конспект занятия в средней группе «От семечка к ростку» Посадка лука и семян арбуза, фасоли, микрозелени, кресс салата в средней группе. Цель: создать условия для роста и развития семян. Задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологический проект «От семечка к деревцу»
Опубликовано: 3 мая 2024 в 12:13
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 мая. День беседы об СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.

20 мая. Всемирный день пчел. Передвижка «Опасные насекомые»

Опасные насекомые могут подстерегать нас повсюду – на даче, в лесу или даже дома. Расскажите детям, как надо вести себя, чтобы не быть ужаленными ими.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД