Получи документы

Возрастные особенности развития дошкольников. Развитие речи с учетом возрастных особенностей детей

Галина Денефнер
Возрастные особенности развития дошкольников. Развитие речи с учетом возрастных особенностей детей

Главная задача родителей – обеспечить необходимые условия для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, для всестороннего развития психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Эти задачи реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения, - в которых взрослый действует вместе с ребенком, организовывает совместную деятельность, содержательно и эмоционально-привлекательно наполняет эту деятельность, чтобы различные виды совместной и индивидуальной деятельности ребенка стали эффективными условиями для его полноценного развития, активизации его потенциала. Но этого можно достичь только при хорошей осведомленности родителей о возрастных особенностях детей, так как дети усваивают только те знания и опыт, которые даются им с помощью тех воздействий (способов, приемов) которые они способны воспринять, а на каждом возрастном этапе это свои особенности, которые зависят от закономерностей роста и развития организма ребенка, развития его центральной нервной системы в определенном возрасте. Поэтому нельзя взаимодействовать с ребенком 5-и лет как с трехлетним, а от 3-хлетнего ребенка требовать то, что ребенок сможет только после 5-и лет и то, только при правильном систематическом обучении в различных видах деятельности, в различных проблемных ситуациях.

Публикация «Возрастные особенности развития дошкольников, Развитие речи с учетом возрастных особенностей детей» размещена в разделах

Каждый возрастной период имеет свои закономерности развития, обоснованные физиологически. Поэтому каждый возрастной период имеет свои точные задачи развития, которые должны быть решены своевременно в данном возрасте.

Средний дошкольный возраст (4-5 лет).

Основным условием для полноценного развития ребенка дошкольника в этом возрасте по-прежнему является игра и совместная деятельность со взрослыми, поэтому любое обучение проводится в игровой форме. Но появляется такая особенность : дети гораздо быстрее усваивают нужные действия или правила в совместной деятельности друг с другом, т. е. хорошо учатся друг у друга. И задача взрослого – наполнить это взаимодействие нужным содержанием, конструктивными, полезными действиями и знаниями, и организовать эффективное общение и совместную деятельность, принимая опосредованное, непрямое участие (быть рядом и вовремя направлять, помогать избегать конфликтов, подсказывать, иногда и делать вместе с детьми).

Кроме того, важным условием развития становится продуктивная деятельность: рисование, лепка и другие виды изобразительной деятельности, конструирование из различных материалов (готовые конструкторы и природные материалы, работа с бумагой.

Особое внимание уделяется физическим упражнениям: занятия физкультурой позволяет обеспечивать ребенку необходимую активность и развивать его физически в период роста, регулировать процессы центральной нервной системы (возбуждение и торможение, снимать мышечные зажимы, нервное напряжение, обеспечивать мозг достаточным количеством кислорода, что очень важно и для физического здоровья, и для интеллектуального развития.

Основные задачи развития в этом возрасте :

- усвоение моральных и нравственных категорий, установок – «что такое хорошо, что такое плохо», усвоение социально-одобряемых образцов поведения;

- повышение уровня самостоятельности, постоянное упражнение в выполнении различных поручений взрослых на повседневно-бытовом уровне;

- развитие образного мышления и формирование понятийного аппарата;

- формирование различных навыков в практической и познавательной деятельности, закрепление навыков самообслуживания;

- формирование начальных математических представлений в правильной последовательности с опорой на возрастные особенности мышления : от действий с конкретными множествами к обобщенному понятию «количество», далее к абстрактному понятию «число» и только потом к обозначению этого понятия цифрой»;

- развитие понимания смысловых, причинно-следственных связей между событиями и явлениями окружающего мира;

- обогащение словаря (пассивного и активного) за счет названий предметов и понятий из новых областей знаний (форма, величина, расстояние, время, отношения между людьми, нравственные и моральные категории, чувства, эстетические понятия, частей предметов, определений качества (прилагательные) и названия действий (глаголы).

- развитие развернутой содержательной разговорной речи с отражением причинно-следственных связей, смысловых связей.

Старший дошкольный возраст (6-7 лет).

В этом возрасте на первый план для родителей выходит так называемая «подготовка к школе». Об этой проблеме мы будем беседовать в другой консультации, а сейчас обозначим основные задачи этого возраста и необходимые условия для их реализации, так как по законам психологического развития : - какие бы ни были задатки у ребенка, если не создавать необходимые условия для их развития (на каждом возрастном этапе свои особенные, то никакие задатки не реализуются, а наоборот, возникают серьезные проблемы с развитием ребенка.

Условиями успешного психологического развития ребенка и в старшем дошкольном возрасте являются :

- обогащение игровой деятельности ребенка путем разнообразия сюжетов и содержания ролевых игр, придумывания новых ролей, действий, обучения новым подвижным коллективным играм, внесением познавательного мотива в игровую деятельность, совместные интеллектуальные развивающие игры взрослого с ребенком;

- совместная продуктивная деятельность ребенка со взрослыми в различных условиях, а не только в домашней предметно-бытовой среде (природа, общественные места, культурные мероприятия, спорт и т. п.);

- достаточное по времени и полноценное по содержанию речевое и эмоциональное общение взрослого с ребенком;

- условия для проявления самостоятельности ребенка в различных видах деятельности;

- чтение книг в соответствии с возрастом ребенка и рассматривание и обсуждение иллюстраций в книгах, любых сюжетных картинок, серий картинок или картин художников классиков о детях.

Основные задачи старшего дошкольного возраста :

- развитие произвольности познавательных процессов и поведенческих реакций (что является основой для развития самоконтроля);

- развитие самостоятельности, умения делать выбор, учитывая последствия (функция программирования и контроля, активизировать усвоенный опыт в новых, сходных условиях;

- осваивание социальных отношений со сверстниками и взрослыми, усвоение норм социального поведения, развитие умения подчинять свое поведение социально одобряемым нормам в определенной ситуации, развитие образа «Я»;

- побуждать детей передавать свои впечатления от окружающего мира в рисунках, в других видах изобразительной деятельности;

- развивать умение обследовать образец обобщенным способом и соотносить свои действия с образцом и планируемым результатом;

- развивать умение конструировать, изображать заданный предмет по схеме, по условиям, по замыслу;

- развивать образное и словесно-образное мышление, операции логического мышления (обобщение, сравнение, выделение существенных признаков, смысловых связей; анализ, синтез);

- развитие прогностического мышления (понимание причинно-следственных связей, смысловых связей, цикличности, закономерности изменений;

- развивать воображение (которое развивается лишь при условии проведения специальной работы по его активизации);

- развитие связной речи, фонематического слуха, интонационной выразительности речи, грамматического строя речи (согласование всех частей речи, обогащение словаря.

Публикации по теме:

Особенности нравственно-патриотического воспитания дошкольников разных возрастных групп в условиях реализации ФГОС до .

Консультация для родителей «Возрастные особенности детей 4–7 лет с ЗПР» Возрастные особенности развития детей с ЗПР 4-5 лет[/b]Развитие моторики Целевые ориентиры нормотипичного развития к 5 годам Движения рук.

Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет»Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет» Анатомо-физиологические особенностиВозраст 5—6 лет часто называют «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7—10.

Консультация для воспитателей «Развитие речи дошкольников с учетом регионального компонента» Сегодня, одной из актуальных проблем в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста является то, что многие воспитанники испытывают.

Памятка для родителей «Возрастные особенности детей 5–6 лет»Памятка для родителей «Возрастные особенности детей 5–6 лет» Это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками. Игра остается основным способом.

Правила культуры деятельности. Методы и приёмы её формирования с учётом возрастных особенностей детей (Часть3) Организуя образовательный процесс в различных видах детской деятельности, воспитатель может придерживаться следующей последовательности.

Протокол №1 родительского собрания во второй младшей группе «Возрастные особенности развития детей 3–4 лет» От 09. 09. 2017г. Присутствовало: 15 человек. Отсутствовало: 6 человек причина: болезнь детей Приглашенные: учитель – логопед ФИО. Цель:.

Родительское собрание «Возрастные особенности дошкольников пяти-шести лет. Подготовка к новому учебному году»Родительское собрание «Возрастные особенности дошкольников пяти-шести лет. Подготовка к новому учебному году» .

Консультация «Возрастные особенности детей 4–5 лет. Любознательные «почемучки» Четырёхлетний ребёнок часто задаёт вопрос «Почему?». Ему становятся интересны связи явлений, причинно-следственные отношения. Эмоциональные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Возрастные особенности развития дошкольников. Развитие речи с учетом возрастных особенностей детей
Опубликовано: 20 сентября 2023 в 21:15
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Возрастные особенности развития дошкольников. Развитие речи с учетом возрастных особенностей детей» (включая файлы) размещена пользователем Галина Денефнер в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД