МААМ-картинки

Урок литературного чтения в 3 классе по басне И. А. Крылова «Ворона и лисица»

Санникова Тамара Александровна
Урок литературного чтения в 3 классе по басне И. А. Крылова «Ворона и лисица»

КЛАСС : 3

УЧИТЕЛЬ: САННИКОВА Т. А.

ДАТА УРОКА : 25.11.2020

И. А. КРЫЛОВ. «ВОРОНА И ЛИСИЦА» (басня)

Тип урока : урок изучения нового материала

Метод обучения: частично — поисковый; объяснительно – иллюстративный, репродуктивный.

Формы организации учебной деятельности:

1. Фронтальная

2. Индивидуальная

3. Групповая

4. Работа в парах

Публикация «Урок литературного чтения в 3 классе по басне И, А, Крылова „Ворона и лисица“» размещена в разделах

Средства обучения: учебник «Литературное чтение» 3 класс Л. Климановой и др.

Раздаточный материал на каждой парте.

Компьютер, мультимедийный проектор, доска.

Цели:

Обучающие:

1. продолжать знакомить учащихся с баснями И. А. Крылова;

2. учить понимать глубину содержания произведения;

3. формировать умения определять басню как жанр литературы с характерными признаками;

4. находить мораль в произведении;

5. учить читать басню по ролям;

6. различать речь автора и героев басни;

7. развивать навыки беглого чтения;

Развивающие:

1. содействовать развитию мыслительных операций :

2. сравнение, анализ, синтез, систематизация;

3. развивать творческое воображение, познавательную активность,

4. работать над развитием разговорной речи.

Воспитательные:

1. воспитывать требовательность к себе, радость сопереживания успехам товарища,

2. формировать положительные качества,

3. вызвать внутреннее неприятие пороков персонажей басни и нежелание им подражать и на них походить.

4. пробуждать добрые чувства,

5. воспитывать интерес к чтению.

Здоровье сберегающие:

1. способствовать созданию благоприятного психологического климата на уроке;

2. обеспечивать индивидуальный подход к каждому ребенку;

3. способствовать созданию ситуации успеха;

4. разно уровневые задания и вопросы;

5. организовать работу в парах; работу около конторок; двигательная активность на уроке.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь отличать басню от стихотворения; знать структуру басни; понимать нравственный смысл басни, характер героев; соотносить смысл басни и пословицы.

Универсальные учебные действия (метапредметные) :

Познавательные:

1. осуществляют анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям.

2. находят языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий, строят несложные рассуждения;

Регулятивные:

1. принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем;

2. выполняют учебные действия в умственной и громкоречевой форме,

3. планируют свои действия для решения учебной задачи,

Коммуникативные:

1. строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи;

2. участвуют в диалоге, общей беседе, совместной деятельности;

3. ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии

Ход урока

1. Организационный момент.

Прозвенел звонок и смолк.

Начинается урок.

Улыбнёмся, раз и два.

Все садимся, детвора!

Поработать уж пора!

Наш урок хочу начать со строк великого русского поэта – Бориса Заходера:

Обычно от вас это держат в секрете,

Но я не скрываю, товарищи дети,

Хочу, чтобы вы дорогие читатели,

Недаром за чтением время потратили,

Хочу, признаюсь откровенно и честно,

Чтоб книжку вам было читать интересно.

А если захочется вам посмеяться,

То этого тоже не надо бояться:

Ведь если смеются товарищи дети,

Становится сразу светлее на свете!

-Желаю успеха.

Речевая разминка (на экране)

Лиса, лисонька, лиса, всему лесу я краса

Проворонила ворона вороненка.

- Прочитайте медленно. Что это? (скороговорки)

- Прочитайте орфографически (как пишем).

- Прочитайте орфоэпически (как произносим)

- Прочитайте медленно, затем с ускорением.

2. Сообщение задач урока :

- Посмотрите на доску, что же мы будем делать на уроке, а наши помощники нам помогут?

- проверять домашнее задание,

- познакомимся с новым произведением,

- узнаем значение новых слов,

- будем читать и анализировать текст,

- развивать навыки выразительного чтения.

-Еще мы будем радоваться своим успехам, а если будут неудачи, то справляться с ними будем вместе.

3. Проверка изученного материала.

-Ребята, с произведениями какого автора мы познакомились на предыдущих уроках? (Ивана Андреевича Крылова)

Что писал И. А. Крылов? (басни)

А что мы знаем о баснях?

-небольшое произведение, написанное стихами или прозой; -обычно главные герои животные, в которых легко узнать людей;

-высмеиваются пороки и недостатки людей — хитрость, ложь, жадность, глупость и др.

-заканчивается или начинается моралью

выводом, поучением.

Из рисунков учащихся организуется выставка.

– Посмотрите, какая Мартышка получилась у вас. Нравится она вам? Почему?

– Легко ли было изобразить отрицательные черты Мартышки?

– Так же непросто и не сразу удавалось И. А. Крылову подбирать наиболее точные определения, такие, которые впоследствии становились пословицами и поговорками.

– Какую пословицу вы нашли в басне «Зеркало и Обезьяна»?

«Чем кумушек считать трудиться,

Не лучше ль на себя, кума,

оборотиться?»

– А какие человеческие качества высмеивает Иван Андреевич в басне «Зеркало и Обезьяна»? (люди легко замечают недостатки в окружающих, но с трудом признают свои собственные недостатки)

3. Формулирование темы урока, постановка цели.

- Чтобы название ещё одной басни Крылова узнать, по вариантам ребусы надо отгадать

Давайте прослушаем аудио запись басни И. А. Крылова «Ворона и Лисица»

- Понравилась ли вам басня? О ком она?

Что вы знаете о лисе: опишите цвет шёрстки, какие уши, какой слух, за кем охотится?

(Туловище рыжего цвета, тонкие лапы, вытянутая морда, острые уши, чуткий слух, длинный пушистый хвост; хитрая; питается зайцами, мышами, полевками, птицами, плодами, ягодами; живут в норах.)

— А как выглядит ворона? опишите ворону

(Туловище пепельно-серое, клюв, ноги, голова, передняя часть горла, крылья и хвост черные. Вороны довольно осторожны и наблюдательны. Они обладают хорошим обонянием, слухом и зрением, очень чутко реагируют на все, что происходит вокруг них. Любят блестящие предметы, припрячут про запас избыток пищи. Вороны всеядны. Питаются насекомыми, подбирают падалицу (зерна культурных и диких растений, расклевывают огурцы, дыни, арбузы, утоляя жажду.

4. Физкультминутка.

- Если я называю качества характера, которые вы не хотели бы иметь, вы должны присесть и закрыть лицо руками.

А если называю качества, которые вы хотели бы иметь, то стоим на месте и хлопаем в ладоши.

- Хитрый, жадный, отзывчивый, добрый, льстец, злой, завистливый, прилежный, храбрый, лицемерный, аккуратный, справедливый, эгоист, лживый, зазнайка, ленивый, неблагодарный.

5. Словарная работа

Значение нескольких слов, дети самостоятельно находят в тол. Словаре. (Глеб Е. и Коля Я., (плутовка)Рита Ж. и Оля Л. (лесть)

-Чтобы басню легко было читать, надо значения слов старинных узнать.

Взгро-моз-дясь, взгромоздясь – взобраться с усилием, тяжестью на что-то высокое.

Пленил – заворожил.

Гнусный – внушающий отвращение. Вещунья – приносящая вести, в басне прозвище вороны. Бог послал – случайно нашла.

Лесть – лицемерное, уродливое восхваление.

Льстить – хвалить из корыстного желания расположить к себе. Не впрок – не на пользу.

Зоб - у птиц, насекомых: расширенная часть пищевода, где накапливается и переваривается пища.

6. Работа над текстом.

Анализ произведения.

Работа по учебнику (стр. 110-111)

— Какой момент вы считаете началом описанного случая, т. е. завязкой. Ответ подтвердите словами Ивана Андреевича Крылова. Прочитайте строку из басни.

(Вороне где-то бог послал кусочек сыру)

— Скажите мне, а как вы понимаете, выражение «бог послал»?

(Ворона случайно нашла кусочек сыра)

— А о каком времени суток идёт речь?

(Когда мы завтракаем – утром)

— Что произошло дальше?

(Рядом бежала лиса. Она почувствовала запах сыра и на цыпочках сала подходить к дереву, где сидела ворона. Лисица начала расхваливать ворону)

— Как Иван Крылов описывает появление лисицы? Подтвердите словами Ивана Андреевича Крылова. Зачитайте.

(На ту беду Лиса близехонько бежала)

— Как вы понимаете выражение «на ту беду»

(Из-за лисы должна произойти беда)

— Что заставило лису остановиться?

(Запах сыра).

Зачитайте.

(Вдруг сырный дух лису остановил

Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил)

— Как вы понимаете выражение «сыр пленил»?

(Взял в плен, она ничего не видела, ни о чем, кроме сыра не думала, она хотела его съесть)

— Что решила сделать Лисица, увидев ворону с сыром?

(Лисица решила забрать сыр и его съесть.)

— Как она решила забрать сыр у Вороны? (Лисица решила расхвалить Ворону.)

— Чем все закончилось? Ответ подтвердите словами Ивана Андреевича Крылова. (Ворона на слова Лисы каркнула, сыр выпал, Лиса его подняла и убежала)

— А о чём нам помогут узнать следующие строки? Зачитайте.

(На ель Ворона взгромоздясь, позавтракать было совсем уж собралась, да призадумалась, а сыр во рту держала)

— Как вы понимаете слова «взгромоздилась»? (Неуклюжесть, неторопливость птицы).

— Прочитайте, как автор описывает Лису? Голосом покажите чувства.

Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит

И говорит так сладко, чуть дыша

— Автор назвал лису плутовка, что это означает? (Что она хитрая и обманщица)

— Как вы считаете, почему Лиса подходила к дереву на цыпочках? (Она боится, что ворона улетит, не хочет ее испугать.)

— Прочитайте ласковые слова, обращенные Лисой к Вороне.

"Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Какие перышки! какой носок!

И, верно, ангельский быть должен голосок!

Спой, светик, не стыдись! Что ежели, сестрица, –

При красоте такой и петь ты мастерица,

Ведь ты б у нас была царь-птица!"

— Истины ли были слова Лисицы? (Нет, она говорила неправду.)

— Как автор передает радость Вороны от льстивых слов Лисицы? (От льстивых слов Лисицы у Вороны закружилась голова.)

— Прочитайте, как об этом писал Крылов?

Вещуньина с похвал вскружилась голова,

От радости в зобу дыханье сперло,

И на приветливы Лисицыны слова

Ворона каркнула во все воронье горло

— Как вы считаете, что значит выражение «вскружилась голова»?

(Ворона перестала здраво думать, рассуждать)

— Зачитайте последнюю строчку басни. С какой интонацией необходимо читать. (Рубленое чтение— каждое слово читается медленно, со спокойной интонаций и с паузой)

Сыр выпал – с ним была плутовка такова.

— Как автор относится к героям?

— Почему на роль льстеца выбрана Лиса, а на роль доверчивой слушательницы Ворона?

( Лиса: льстивая, коварная, изворотливая, умная, знает, как добиться своего. Ворона : глупая, доверчивая, несообразительная, любит лесть.)

– В каких словах выражена основная мысль басни, где заключена мораль? (Но только все не «впрок» и в сердце льстец всегда отыщет уголок»).

— Чему учит басня? (Быть правдивым, чтобы мы были искренними.)

- Прочитайте народные пословицы, подходят они к нашей басне

РАБОТА В ГРУППАХ ПО 4 ЧЕЛОВЕКА

Лист А4 вы возьмите, на героя посмотрите

и все *синквейн* составьте (основные черты характера героя – какой он) запишите

В конце представляют свой синквейн на героинь басни.

7. Домашнее задание.

Выучить наизусть одну из 3-х изученных басен И. А. Крылова.

8. Оценивание.

9. Рефлексия.

- Давайте вспомним какие задачи мы ставили перед собой в начале урока, и подведём итог справились ли мы с ними?

(Отвечают на вопросы)

Сейчас каждый из вас подумает о своей на уроке и оценит работу на нашем солнышке (солнышко на доске)

Покажите солнышку свой лучик.

• жёлтый, если вам урок понравился, вы чувствуете, что справились с заданиями, и вам понравилась работа одноклассников

• оранжевый, если вы в чём-то не уверены

• красный, если ничего не понравилось.

- Продолжите одно из предложений

Сегодня я для себя открыл (а, что…

Для меня этот урок был, потому что …

Спасибо за урок, урок окончен.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Интегрированный урок литературного чтения и изобразительного искусства в 3 классе «Произведения о детях. А. П. Чехов. «Ванька» Тема урока: «Произведения о детях».А. П. Чехов. «Ванька» Лепка объемно-пространственной композиции из одноцветного пластилина или глины.

Конспект урока литературного чтения в 4 классе «С. Есенин «Лебедушка» СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН. «ЛЕБЕДУШКА» Цели: знакомить учащихся с жизнью и творчеством С. А. Есенина; показать красоту, напевность, задушевность.

Конспект обобщающего урока литературного чтения в 4 классе по разделу «Природа и мы» ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО РАЗДЕЛУ "ПРИРОДА И МЫ". ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЙ ПО РАЗДЕЛУ. Тип урока: обобщение и систематизация знаний Педагогические задачи:.

Урок литературного чтения в 4 классе «Л. Кассиль «Дорогие мои мальчишки» Л. КАССИЛЬ. «ДОРОГИЕ МОИ МАЛЬЧИШКИ». ЭТИКЕТНЫЕ ЖАНРЫ И СЛОВА ВЕЖЛИВОСТИ Учащиеся должны знать: в чем заключается роль речи (диалога) в характеристике.

Урок литературного чтения в 4 классе по сказке «Аленький цветочек» Сергей Тимофеевич Аксаков продолжение) Цели: продолжить работу над сказкой С. Т. Аксакова «Аленький цветочек»; пробуждать в детях чувство.

Конспект урока литературного чтения в 3 классе «Л. Н. Толстой «Лев и собачка» Тема урока: Л. Н. Толстой «Лев и собачка». Цели урока: · ознакомления учащихся с произведением Л. Н. Толстого «Лев и собачка» · совершенствования.

Урок литературного чтения в 4 классе по сказу П. П. Бажова «Серебряное копытце» (первый урок) Цели: познакомить учащихся с жизненным и творческим путями уральского сказочника Павла Петровича Бажова; показать своеобразие,.

Видеоотчет об уроке литературного чтения во 2 классе «Русская народная сказка «Лисица и волк» по УМК «Перспектива» Урок литературного чтения во 2 классе. УМК "Перспектива". Инсценировка русской народной сказки "Лисица и волк". ФГОС в начальной школе.

Урок литературного чтения в 1 классе УМК «Школа России» «Звуки [Л, Л’]. Буквы «Л, л» Урока литературного чтения (обучение грамоте) в 1 классе УМК «Школа России» «Звуки [л, л’]. Буквы Л, л» Тип урока: открытие нового знания.

Видеоотчет об участии учащихся начальных классов в конкурсе литературного чтения к 250-летию со дня рождения И. А. Крылова Видеоотчет конкурса литературного чтения, посвящённый 250-летию со дня рождения писателя и драматурга И. А. Крылова. Городской конкурс.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок литературного чтения в 3 классе по басне И. А. Крылова «Ворона и лисица»
Опубликовано: 26 ноября 2020 в 15:12
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Урок литературного чтения в 3 классе по басне И. А. Крылова «Ворона и лисица»» (включая файлы) размещена пользователем Санникова Тамара Александровна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД