Лучший педагог года

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе по теме «С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы»

Лариса Геннадьевна
Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе по теме «С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

(ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА)

Предмет Литературное чтение

Класс 3 класс

Тип урока ОНЗ

Технология построения урока Урок - исследование

Тема С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы»

Цель Создание условий, необходимых для того, чтобы понять смысл и выразительно прочитать поэтическое произведение.

Публикация «Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе по теме „С, Есенин „Нивы сжаты, рощи голы“» размещена в разделах

Основные термины, понятия Поэт, стихотворение, рифма, ритм, настроение, паузы, логическое ударение.

Планируемые результаты.

Предметные УУД:

• познакомить с жизнью и творчеством С. Есенина;

• познакомить с основной темой творчества Есенина – темой Родины, родного дома;

• отрабатывать навыки художественного чтения поэтического произведения;

• учить детей чувствовать и понимать образный язык стихотворения

Личностные УУД:

• воспитывать любовь к родной природе на примере творчества С. Есенина, получать от чтения стихотворения эстетическое наслаждение;

• устанавливать связь между целью урока и её мотивом;

• высказывать свою точку зрения;

• проявлять интерес к художественной литературе;

• проявлять самостоятельность в поиске ответов на поставленный вопрос.

Регулятивные УУД:

• выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключения;

• планировать деятельность на уроке под руководством учителя.

Познавательные УУД:

• формировать чувства неразрывной связи человека с природой;

Коммуникативные УУД:

• слушать собеседника, вести диалог;

• сотрудничать с учителем и сверстниками;

• работать в паре, группе;

• точно и чётко выражать свои мысли в соответствии с задачами урока.

Организация пространства.

Формы работы Ресурсы урока

• групповая

• парная

• фронтальная

• рабочая программа по литературному чтению, 3 класс

• учебник «Литературное чтение», 3 класс. Ефросинина, Вентана-граф, 2013 г. ;

• портрет писателя С. А. Есенина;

• музыкальные фрагменты - песня на стихи С. Есенина "Нивы сжаты, рощи голы", пьеса П. И. Чайковского «Октябрь. Осенняя песня» (из цикла «Времена года»);

• проектор;

• презентация;

• ноотбук.

Дидактические задачи этапов урока.

Этапы урока Дидактические задачи

1. Мотивация к учебной деятельности Создать условия для формирования внутренней потребности во включение учащихся в учебную деятельность на личностно – значимом уровне.

2. Актуализация знаний Обеспечить принятие учащимися цели урока, формировать умение самостоятельно формулировать его тему и задачи. Обеспечить мотивацию учения.

3. Изучение нового учебного материала Создать условия для нахождения учащимися способов, которые приведут к решению возникшей проблемы.

4. Закрепление учебного материала Закрепить полученный результат, выявить пробелы и провести их коррекцию. Формировать навык самостоятельной работы. Обеспечить повышение уровня осмысления изученного материала.

5. Домашнее задание Соотнести цели урока и его результаты, дать оценку своей работе на уроке.

Технология изучения.

Этап урока Формируемые умения Деятельность учителя Деятельность обучающихся

Мотивация к учебной деятельности Умение слушать классическую музыку. Звучит пьеса П. И. Чайковского «Октябрь. Осенняя песня» (из цикла «Времена года»);

Учитель читает стихотворение С. Есенина «Я покинул родимый дом…» Слушают музыку и настраиваются на урок.

Актуализация знаний познакомить с жизнью и творчеством С. Есенина;

познакомить с основной темой творчества Есенина – темой Родины, родного дома;

учить детей чувствовать и понимать образный язык стихотворения

воспитывать любовь к родной природе на примере творчества С. Есенина, получать от чтения стихотворения эстетическое наслаждение; высказывать свою точку зрения; планировать деятельность на уроке под руководством учителя; слушать собеседника, вести диалог; точно и чётко выражать свои мысли в соответствии с задачами урока; устанавливать связь между целью урока и её мотивом; выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключения;

- Что я прочитала? (стихотворение)

- Назовите отличительные признаки стихотворения? (Ритм и рифма)

- Что представляли, когда я читала? Каким вам показалось это стихотворение?

- Каким должен быть человек, написавший такое?

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (читать стихи)

- А может, кто-нибудь может назвать имя поэта? Почему?

- А вы хотели бы узнать, кому принадлежат эти строчки?

- Я предлагаю фотографии поэтов. Кто из них мог написать это:

Эти волосы я взял у ржи,

Если хочешь на палец вяжи,

Я нисколько не чувствую боли…

- Как догадались? …тот старый клён головой на меня похож).

- Назовите тему нашего урока.

- Какие задачи перед собой поставим?

Знакомство с автором.

-Посмотрите на портрет С. Есенина, всмотритесь в это лицо. Давайте послушаем, что расскажут о нем ваши товарищи.

1уч. «Большую часть жизни Есенину суждено было провести в городе, только наездами бывал он в дорогих ему местах, где прошло детство и юность. Душа же оставалась вечно привязанной к отчему дому, родной семье, любимым рязанским просторам. Русская природа, крестьянский уклад, народное творчество, великая русская литература в лице А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Кольцова, И. С. Никитина – вот истинные источники его поэзии.

2уч. «Есенин сумел взять у природы даже черты своей внешности: синеву глаз – у бездонных рек и голубых небес, золотые волосы – у российских нив, мягкие кудри – у крон родных берёз. А главное, что поэт взял у родины, у бескрайней России – глубокую и необъятную душу».

- Сегодня мы познакомимся со стихотворением С. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы». Найдите его в учебнике.

- Как вы думаете, что необходимо, чтобы понять и почувствовать стихотворение?

- Кто из вас может прочитать его выразительно?

- Почему?

- Давайте вспомним, что значит прочитать выразительно.

- С чего начнём? Что будем делать дальше? Отвечают на вопросы учителя.

Называют тему и задачи урока.

Рассказ 2 учеников о поэте.

Открывают учебник и находят стихотворение.

Отвечают на вопросы учителя, делают умозаключения.

Сталкиваются с затруднением, объясняют его причину.

Вспоминают и объясняют значение терминов: настроение, темп, логические паузы и ударения.

Изучение нового учебного материала познакомить с жизнью и творчеством С. Есенина;

познакомить с основной темой творчества Есенина – темой Родины, родного дома; отрабатывать навыки художественного чтения поэтического произведения; учить детей чувствовать и понимать образный язык стихотворения;

воспитывать любовь к родной природе на примере творчества С. Есенина, получать от чтения стихотворения эстетическое наслаждение; высказывать свою точку зрения; проявлять самостоятельность в поиске ответов на поставленный вопрос; выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключения; формировать чувства неразрывной связи человека с природой; слушать собеседника, вести диалог; точно и чётко выражать свои мысли в соответствии с задачами урока

- Самостоятельно прочитайте стихотворение С. А. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…»

- Что вы можете сказать о стихотворении?

- Прочитайте, подчеркните непонятные слова. Назовите.

- Что оно обозначает?

- Куда обратимся за помощью? (к толковому словарю).

Нивы – обработанное поле, пашня, посевы (словарь Ожегова)

- Прочитайте ещё раз и определите о чём это стихотворение?

- Что испытывал поэт, когда писал это стихотворение, что он переживал, ощущал?

-Я предлагаю вам ещё раз очень серьёзно поработать с текстом. Вы будете не просто читателями, а внимательными, думающими исследователями этого стихотворения.

1 строфа

- Прочитайте только первую строку.

- О чём они говорят? (Осень)

- Какая это осень? (поздняя)

- Какие слова нам об этом говорят? (Нивы сжаты, рощи голы, сырость, солнце тихое скатилось).

- Как вы понимаете выражение «рощи голы»?

- Почему «солнце тихое»? (Светит мало, греет не так как летом)

- Определите настроение автора.

Сожаление (нивы сжаты, рощи голы, значит уходит тепло)

Тревога (туман, сырость, неизвестно кто там спрятался)

- Какой темп прочтения будет в 1-ой строфе? (Медленный)

- Будем читать громко или тихо? Почему? (не разбудить, не спугнуть, чтобы не услышали)

2 строфа

- Прочитайте вторую строфу.

- О чём пишет поэт в этой части? (О дороге)

- Что такое дорога? (Это путь)

- Почему взрытая? (неровная, потому что уже давно туманы, сырость, а по ней возили с полей на телегах урожай)

- А сейчас чем она занимается? (дремлет)

- Как вы это понимаете?

- Какой приём использует автор? (олицетворение)

- Что это значит?

- Где ещё используется этот же приём? (ей примечталось)

-Прочитайте, что ей показалось? («Совсем - совсем немного ждать зимы седой осталось»)

- Почему? (Дорога устала. Она хочет отдохнуть. Зимой выпадет снег, и её больше не будут ранить колёса. По снегу заскользят полозья саней. Сани, как будто, гладят дорогу).

- И вот по этой дороге по замерзшим буграм и колдобинам едет телега. Вчитайтесь в стихотворение, вслушайтесь в него. Может, вы услышите, как трясет телегу? Она дребезжит по замерзшей дороге. Вот почему столько звуков «р».

Дремлет взрытая дорога,

Ей сегодня примечталось…

- Где ещё встречается олицетворение? (Зима седая)

- Почему седая? (Старая)

- Может, вы мне объясните, почему С. Есенин написал о зиме «седая», а не белая?

- Зима похожа на старость. Дорога мечтает о спокойной старости.

-Определите настроение.

Усталость (дремлет дорога)

Мечтательность (примечталось)

- Каким тоном будем читать эту строфу? (Спокойным, мечтательным)

- Какой темп будем соблюдать? (Медленный)

– С какой громкостью прочитаем эту строфу? (Тихо)

3 строфа

- Прочитайте 3-ю строфу. Кто же едет в той телеге? Чьё настроение можно почувствовать, понять? (Автора)

- Может быть «ах и сам я…» тоже здесь не случайно?

(С. Есенин тоже устал, он мечтает о том, чтобы отдохнуть)

- Верит он в то, что всё изменится к лучшему?

- Какие слова называют это настроение? (в чаще звонкой)

- Когда мы говорим – «Ах»? (Когда удивляемся)

- Что его удивило? Какой образ увидел Есенин в тумане? (Рыжий месяц жеребёнком запрягался в наши сани)

- Можем ли мы увидеть в серой, сырой осени «рыжего жеребёнка»?

- Как вы себе это представляете?

- В этом и заключается талант Есенина – видеть в самых простых вещах необычные образы.

- Какой приём использует поэт? (Сравнение)

- Определите настроение.

Усталость.

Надежда на лучшее.

- В каком темпе будем читать эту строфу? Каким тоном?

– А перед тем, ребята, как вы будете отрабатывать выразительность чтения стихотворения, надо отдохнуть, набраться сил. Встаньте, пожалуйста.

Осторожно ветер за калитку вышел, (поднять руки вверх, опустить)

Постучал в окошко, (постучать кулачками по парте)

Пробежал по крыше, (перебирать пальчиками по парте)

Покачал тихонько ветками черёмух (помахать руками вправо, влево)

Пожурил за что-то воробьёв знакомых (погрозить пальчиком)

И, расправив гордо молодые крылья, (взмахи руками)

Полетел куда-то вперемешку с пылью.

- Ребята, догадайтесь, кто автор этого стихотворения? Да, это С. Есенин.

Читают стихотворение самостоятельно, отвечают на вопросы учителя.

Читают самостоятельно и определяют тему стихотворения.

Работают над пониманием образного языка поэтического стихотворения по строфам.

Выполняют упражнения физкультминутки.

Закрепление учебного материала познакомить с жизнью и творчеством С. Есенина;

отрабатывать навыки художественного чтения поэтического произведения;

учить детей чувствовать и понимать образный язык стихотворения;

воспитывать любовь к родной природе на примере творчества С. Есенина, получать от чтения стихотворения эстетическое наслаждение; проявлять самостоятельность в поиске ответов на поставленный вопрос; слушать собеседника, вести диалог; работать в группе;

точно и чётко выражать свои мысли в соответствии с задачами урока - Ваше задание : подготовиться к выразительному чтению стихотворения. Как будем готовиться? (Расставить паузы, логическое ударение, выбрать нужный темп)

- Кто желает прочитать?

- Спасибо, ребята.

- Давайте попробуем составить синквейн к этому стихотворению. Работать будем группами по четверостишиям. Вспомним правила работы в группе.

(Учитель раздаёт алгоритм составления синквейна)

- Назовите главную мысль стихотворения? Что хотел сказать автор? (Осень - печальная пора. Осень наводит поэта на грустные мысли, но автор стихотворения верит, что скоро придет зима, все обновится и все будет хорошо.)

- Что передал Сергей Есенин через это стихотворение? (свою любовь к родной земле, родному краю)

- А мы здесь причём?

- Какие художественные приёмы используют авторы для написания стихотворений? (Олицетворения, сравнения, эпитеты)

- Как вы думаете, можно из этого стихотворения сделать песню?

- Что для этого надо сделать?

- Если бы вы были композиторами, какую музыку сочинили?

- Мелодичность, музыкальность этого стихотворения, искренняя любовь к родному краю затронула душу композитора Л. Накарякова, который написал на слова Есенина музыку.

(Слушание песни «Нивы сжаты, рощи голы…») Самостоятельная работа каждого над выразительностью стихотворения.

Ученики отвечают по одному – зачитывают стихотворение выразительно.

Работают группами над составлением синквейна.

Отвечают на вопросы учителя, делают выводы.

Отвечают на вопросы учителя, рассуждают.

Слушают песню.

Домашнее задание Высказывать свою точку зрения на поставленный вопрос; слушать собеседника, вести диалог; точно и чётко выражать свои мысли в соответствии с задачами урока - Выберите одну из фраз и закончите её :

«На уроке мне было интересно, потому что…

На уроке мне было не интересно, потому что…»

- Спасибо вам за работу.

- Вы были сегодня внимательными, думающими читателями. Всем хочется сказать спасибо за ваши исследования и находки. Дома вы ещё раз прочитаете стихотворение С. Есенина. Каждый по-своему. Постарайтесь передать все настроения, которые вы в нем почувствовали. Дома выучите его наизусть.

Дают оценку своей работе на уроке.

Записывают домашнее задание.

Прикреплённые файлы:

esenin_m0h65.ppt | 13912,5 Кб
 
Публикации по теме:

Конспект урока литературного чтения по произведению Г. Скребицкого «Жаворонок» во 2 классе Урок литературного чтения МБОУ «ООШ с. Кучумбетово Перелюбского района Саратовской области» Г. Скребицкий «Жаворонок» Урок литературного.

Конспект урока литературного чтения в 4 классе «С. Есенин «Лебедушка» СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН. «ЛЕБЕДУШКА» Цели: знакомить учащихся с жизнью и творчеством С. А. Есенина; показать красоту, напевность, задушевность.

Конспект урока литературного чтения в 4 классе «Спиридон Дмитриевич Дрожжин «Родине» СПИРИДОН ДМИТРИЕВИЧ ДРОЖЖИН. «РОДИНЕ» Цели: знакомить учащихся с произведениями С. Д. Дрожжина; развивать наблюдательность, воображение;.

Конспект урока литературного чтения в 4 классе «Борис Леонидович Пастернак «Золотая осень» «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ» БОРИС ЛЕОНИДОВИЧ ПАСТЕРНАК. Цели: дать учащимся первичное представление о поэзии Б. Л. Пастернака; расширять кругозор учащихся;.

Конспект урока литературного чтения по УМК школа России в 3 классе на тему «Борис Степанович Житков «Про обезьянку» Проект учебного занятия Предмет: Литературное чтение Учитель: Маслова Алина Ринатовна Класс: 3 «Б» Продолжительность: 45 минут Тема урока:.

Технологическая карта урока по математике во 2 классе «Квадрат» Технологическая карта урока по математике Учитель: Фефилова Е. С. Предмет: математика Класс: 2В Учебник: М. И. Моро Математика, 2 класс 2.

Технологическая карта урока английского языка в 5 классе Б по УМК «Spotlight» Технологическая карта урока английского языка в 5 классе Б по УМК «Spotlight» Тема урока: "My Family" Цель урока: 1) тренировать умение.

Технологическая карта урока математики в 1 классе «Число и цифра 2» Урок математики 1 класс. Программа «Школа России» Тема урока: Число и цифра 2. Цели: в ходе практической работы и наблюдений познакомится.

Технологическая карта урока окружающего мира «Что такое деньги?» в 3 классе Технологическая карта урока окружающего мира Предмет Окружающий мир Класс 3 класс Программа Школа России Ресурсы 1. Учебник «Мир вокруг.

Урок литературного чтения во 2 классе «С. А. Есенин «Берёза» Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по теме «С. А. Есенин «Берёза» (раздел «Люблю природу русскую. Зима»). Общие сведения:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе по теме «С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы»
Опубликовано: 15 ноября 2019 в 20:35
+50Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе по теме «С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы»» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Геннадьевна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД