Лучший педагог года

Стимулирование двигательной активности у детей с ТМНР посредством новых подходов в физическом воспитании

Лилия Невская
Стимулирование двигательной активности у детей с ТМНР посредством новых подходов в физическом воспитании

Двигательная активность — это физиологическая потребность организма, которая является одним из самых важных условий познания окружающего мира, взаимодействия с ним.

В организации проведения уроков, коррекционно-развивающих занятий, внеурочной деятельности учителя и специалисты школы используют современные практические методики и технологии по развитию двигательной активности обучающихся, имеющих тяжелые и множественные нарушения развития.

Публикация «Стимулирование двигательной активности у детей с ТМНР посредством новых подходов в физическом воспитании» размещена в разделах

Выраженность двигательных проблем у детей с ТМНР варьирует от моторной неловкости и сложностей с формированием предметных действий до тяжелых опорно-двигательных нарушений, характеризующихся неспособностью самостоятельно удерживать свое тело в сидячем положении и выполнять произвольные движения.

Таким детям требуется помощь в познание новых движений и стимуляция моторной активности. Для поддержания здоровья и психического развития ребенка необходима базовая физическая нагрузка, которая включает в себя:

- правильное позиционирование;

-посильное участие в уходе и передвижении, отработка движений и стимуляция моторной активности ребенка в простых бытовых ситуациях;

-игра;

-спонтанная двигательная активность;

-структурированная двигательная активность : занятия по адаптивной физкультуре, двигательному развитию.

правильное позиционирование обеспечивает:

- возможность находиться в правильных положениях (на спине, на боку, на животе, сидя и стоя

- поддержание стабильной позы, препятствующей потере равновесия, сползанию или заваливанию.

- смену положений тела в течение дня (необходимо менять каждые 30 мин)

-профилактику возникновения вторичных осложнений.

Для позиционирования можно использовать модульные системы из валиков и подушек, скрепленных надежными липкими застежками, воротника специальной конструкции.

Например, для позиционирования лежа на спине подкладывается под голову ребенка подушка или положите его на наклонную плоскость, таким образом, чтобы голова мягко удерживалась в слегка приподнятом положении. Поза лежа на животе помогает создать благоприятные условия для формирования рефлекса удержания головы.

Детям с тяжелой степенью ДЦП необходимо специальное технической средство – вертикализатор. Именно он помогает удерживать симметричную позу во время стояния.

Для позиционирования в положении сидя используем помогающие средства технической реабилитации. Во всех вариантах правильного позиционирования ребенок имеет возможность и играть и заниматься.

Большинство возможностей для отработки движений и стимуляции моторной активности ребенка заложены в простых бытовых ситуациях, например, переодевание, смена позы, прием пищи, движение в пространстве и т. д. Для того чтобы ребенок мог одеться, ему требуется поднять руки, чтобы натянуть рукава и нагнуться, чтобы расстегнуть липучки на обуви. Бытовые ситуации происходят каждый день и несколько раз, это является огромным продвижением в развитие движений в повседневной жизни, что помогает навыку закрепиться. + в том, что ребенку понятно, для чего он это делает, ему ясна мотивация.

Увлеченность, интерес в игровой деятельности также стимулирует ребенка к разнообразным движениям. При обучении ребенка с ТМНР игре как деятельности, прежде всего, ставится задача формирования предметно-игровой деятельности.

С помощью организации пространства вокруг ребенка можно стимулировать у него спонтанную двигательную активность. Любое движение, как бы случайно оно не возникло, является для детей с ТМНР живым опытом, результат которого не проходит бесследно. Правильная выстроенная работа по стимуляции двигательной деятельности повышает и улучшает жизнедеятельность всего организма, как единое целое. Должны быть предметы, за которыми ребенок хотел бы потянуться, достать, но при этом чувствовал себя в безопасности. Детям с ТМНР необходимы постоянные физические нагрузки для поддержания психофизического тонуса и снятия эмоционального напряжения.

Экспертной группой проводится углубленное психолого-педагогическое обследование с целью оценки актуального развития ребёнка с помощью разработанных проб, результаты заносятся в диагностическую карту. Результаты диагностики являются обоснованием включения образовательных задач в данном случае по адаптивной физкультуре и коррекционному курсу двигательное развитие в СИПР.

Так же, на основе результатов углубленного обследования, с учетом медицинских заключений и рекомендаций, консилиум совместно с родителями/законными представителями разрабатывает ежедневный режим двигательной активности. Режим может включать: утреннюю гимнастику пробуждения, гимнастику пробуждения после дневного сна, периодичность позиционирования (если ребенок сам не может изменять положение тела, занятия по адаптивной физкультуре/коррекционный курс двигательного развития, подвижные игры, физкультминутки, пальчиковая гимнастика, ЛФК, массаж, прогулку, физкультурные праздники. Режим двигательной активности, как и индивидуальное расписание, может являться приложением к специальной индивидуальной программе развития (СИПР). Это может быть и Режим физического сопровождения.

Практические апробированные методы и технологии изучаются педагогами, адаптируются и применяются в работе по развитию двигательной активности детей с тяжелыми множественными нарушениями развития. Занятия по двигательному развитию, адаптивной физкультуры мы проводим, используя авторские методики Николая Николаевича Ефименко. Около 30 лет занимается разработкой и внедрением собственной уникальной педагогической системы, которая принципиально отличается от всех существующих традиционных программ.

Н. Н. Ефименко выделяет 8 основных двигательных режимов : лежачий, ползательный, сидячий, стоячий, ходьбовый, лазотельный, беговой, прыжковый. Это эволюционный подход.

В своей 1 педагогической заповеди «Следуй логике природы» Н. Н. формулирует 8 правил, которые и стали методическим фундаментом нового подхода к физическому воспитанию детей.

Эта система физического воспитания и оздоровления детей была апробирована в практической работе, как со здоровыми детьми, так и с детьми-инвалидами, страдающими детским церебральным параличом, на протяжении многих лет. Это разработка совершенно нового методического уровня, научно обоснованной системы физического оздоровления, коррекции.

Еще одна уникальная разработка автора, которую мы применяем – это «Театр физического воспитания».

Где доминирующим в физическом воспитании является тотально игровой метод.

Занятия организуем в форме «коррекционной физкультурной сказки», которая сюжет.

Тематика игровых направлений разнообразна, но должна быть понятна и знакома ребенку: «В мире животных», «Времена года», «Мир вокруг нас», «В мире сказок». Мы начали разрабатывать сценарии с комплексами упражнений. Например, БТИ на год ВРЕМЕНА ГОДА, которая состоит из СМИ (занятий, где реализуется подобранные коррекционные упражнения.

Дети с ТМНР нуждаются в особых технологиях физического развития. При организации и проведении занятий АФК, коррекционного курса по двигательному развитию руководствуемся следующими принципами:

-доминирование игрового метода;

-основные двигательные режимы реализовывать в обусловленной природой последовательности; любую форму двигательной активности детей разумно начинать из горизонтальных положений как наиболее естественных и постепенно усложнять к более вертикальным;

-обязательное сопровождение движений речью;

-применение метода предметно-манипулятивной деятельности, который предусматривает постоянное взаимодействие ребенка с различным мелким инвентарем, тренажерами и стационарными конструкциями;

-ориентироваться на групповые занятия (2-5 детей, а не на индивидуальные;

-обязательное участие второго специалиста при проведении группового занятия: тьютора, педагога-психолога или учителя-логопеда;

-применение элементов гендерного воспитания;

-метод «достижение желаемого через необходимое»;

-обеспечение возможности для проявления самостоятельности при выполнении упражнений;

- физические упражнения должны заряжать детей только положительными эмоциями.

Работа педагогов направлена не только на то, чтобы научить ребенка движениям, но и способствует разностороннему и гармоничному развитию, формированию коммуникативных способностей, эмоций, анализаторных систем, обеспечивает профилактическую поддержку здоровья и повышение потребности у детей в двигательной активности.

Публикации по теме:

Рациональная организация двигательной активности детейРациональная организация двигательной активности детей Движение – это огромная радость, которая проявляется от удовлетворения естественной потребности ребенка в двигательной активности, от познания.

Фотоотчет «Подвижная игра с прыжками и бегом на стимулирование двигательной активности»Фотоотчет «Подвижная игра с прыжками и бегом на стимулирование двигательной активности» Учитывая, что в утреннее время у детей была спокойная деятельность, решила провести подвижную игру более подвижного характера. Цель: Стимулирование.

Консультация для родителей «Общеразвивающие упражнения и их роль в физическом воспитании детей»Консультация для родителей «Общеразвивающие упражнения и их роль в физическом воспитании детей» Общеразвивающие упражнения и их роль в физическом воспитании детей. Общеразвивающие упражнения – это простые физические упражнения, выполнение.

Консультация для родителей «Формирование двигательной активности у детей 2–3 лет»Консультация для родителей «Формирование двигательной активности у детей 2–3 лет» Консультация для родителей «Формирование двигательной активности у детей 2-3 лет» Каждый родитель мечтает видеть своего ребенка здоровым,.

Консультация «Использование новых подходов в работе с дошкольниками для достижения современных целей образования»Консультация «Использование новых подходов в работе с дошкольниками для достижения современных целей образования» Консультация для педагогов «Использование новых подходов в работе с дошкольниками для достижения современных целей образования (технологическая.

Нестандартное оборудование для развития двигательной активности детейНестандартное оборудование для развития двигательной активности детей Разнообразная предметно - развивающая среда помогает заинтересовать и увлечь дошколят. Совместно с родителями мы изготовили нестандартное.

Развитие двигательной активности у детей раннего возрастаРазвитие двигательной активности у детей раннего возраста Вопрос поддержания здоровья наших детей всегда актуален. Наиболее распространённым детским заболеванием является сколиоз. Именно не врождённый,.

Снежные постройки для двигательной активности детейСнежные постройки для двигательной активности детей Зима у нас долгая и холодная, но воспитанники и их родители все равно ждут её с нетерпением. Они знают, как только выпадет снег, на участке.

Стимулирование активности и самостоятельности детей подготовительной группыСтимулирование активности и самостоятельности детей подготовительной группы Приветствую вас, дорогие коллеги! Ни для кого не секрет, что самостоятельные, с активной жизненной позицией люди быстрее делают свой выбор,.

Значение двигательной активности детей. Консультация для воспитателейЗначение двигательной активности детей. Консультация для воспитателей Уважаемые коллеги! Сколько бы нам, воспитателям, не говорили о пользе движения для детей, все – равно каждый воспитатель занимается с детьми.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Стимулирование двигательной активности у детей с ТМНР посредством новых подходов в физическом воспитании
Опубликовано: 13 мая 2023 в 14:41
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Стимулирование двигательной активности у детей с ТМНР посредством новых подходов в физическом воспитании» (включая файлы) размещена пользователем Лилия Невская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД