Папки-передвижки

Современные образовательные технологии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи

Анна Круглова
Современные образовательные технологии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи

Современные образовательные технологии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи

А. А. Круглова

МБДОУ «ДС 219 г. Челябинска», город Челябинск, Россия

Современные образовательные технологии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.

"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ "ТЕРЕМКОВ" ВОСКОБОВИЧА В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Аннотация: «Теремки Воскобовича» - это игровое занимательное пособие для обучения детей старшего возраста грамоте.

Публикация «Современные образовательные технологии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи» размещена в разделах

Разработано на принципах традиционной методики, основанной на звуковом аналитико-синтетическом методе обучения чтению, предложенного

Д. Б. Элькониным. Согласно этой методике, обучение проводится поэтапно: сначала знакомство с буквами, затем чтение слогов и слов, постепенное объединение слов в целые фразы и тексты.

С помощью авторского пособия «Теремки Воскобовича» процесс обучения чтению превращается в интересную игру.

Игра Теремки Воскобовича, цель которой - решать логические задачи с буквами, путешествовать по лабиринтам, составлять слоги и слова, заниматься словотворчеством. Это прекрасная учебная модель для подготовки детей к обучению грамоте. Теремок – деревянная коробочка с согласными буквами и окошечками на гранях. Кубик – «сундучок» - картонный кубик-вкладыш с гласными буквами на гранях. Кубик вкладываем в теремок, согласный оказывается рядом с гласным – получается слог. Такое конструирование помогает детям понять принцип слияния звуков в слоге. Теремки с кубиками соединяются вместе и таким образом составляются слова.

Всего в комплекте Воскобовича 12 деревянных теремков (2 белых, 2 голубых, 2 желтых, 2 лиловых, 2 коричневых и 2 серых). А также 12 картонных сундучков с гласными на гранях (2 синих, 2 зеленых, 6 двойных сине-зеленых, 2 знаковых).

В теремках и сундучках много особенностей, которые понятны детям, знакомым с основными характеристиками звука (гласный-согласный, твердый-мягкий, звонкий-глухой) : цвет кубиков, теремков, букв, высота граней у теремков, форма окошек, звездочки запрета, попугай Эник и другие.

Буквы на гранях не простые. У каждого своего образа. Например, гласные буквы представляет шут в позе буквы А – Арлекин. Если шут представляет букву О, то его зовут Орлекин. А если У – Урлекин. Ярлекин, Ырлекин, Юрлекин – сказочные персонажи, с которыми ребенку до поры до времени интересней, чем со знаком.

Так же есть знаковый «сундучок», на котором изображены молоток, который обозначает ударение, красные точки имеют право заменить гласный звук, попугай и пустое окошко может заменять гласные и согласные буквы.

На "крышке" сундучка изображены синяя и зелёная полоски, которые обозначают мягкость и твёрдость согласных звуков.

Персонажи, цвет кубиков, теремков, букв, высота граней у теремков, форма окошек, попугай Эник и многое другое – все это методические ноу-хау, которые помогают быстрее освоить чтение.

Обучение чтению проходит в три этапа.

Задачи использования игрового пособия в старшей группе для детей с ТНР:

1. закрепить знание характеристик звуков;

2. закрепить знание букв, умение читать слоги, составлять слова из слогов;

3. формировать навык чтения слогов, слов;

4. вызвать интерес к звукам, буквам, желание играть со слогами, словами;

5. развивать воображение, словотворчество.

На первом этапе сначала я учила детей различать звуки, затем понимать. что буква- это «значок» звука. С помощью осязательных анализаторов (пощупать, потрогать, ощупать) в сознании ребенка складывается моторный образ буквы.

На втором этапе дети учились слитно произносить гласные и согласные буквы в слоге.

На третьем этапе мы с детьми играли в различные словесные игры, составляли из кубиков простые слова, меняя в них буквы, слоги, суффиксы, приставки, придумывали по аналогии забавные несущественные слова. Словом, творили, придумывали, пробовали и незаметно готовиться к настоящему чтению.

В играх с «Кубиками Воскобовича» совершенствуются процессы внимания, памяти, мышления, расширяется словарный запас. Ребенок узнает значение нескольких слов, постигает в процессе игры алгоритм словообразования, придумывает новые слова, знакомится с орфографическими исключениями родного языка. К подготовительной группе на последнем этапе дети уже с лёгкостью различают гласные и согласные буквы. Практически все составляют из букв слоги, затем слова и начали читать небольшие тексты. С помощью игры я заметила, что дети стали более внимательными, усидчивыми, и словарный запас их расширился. Таким образом, использование "Теремков" Воскобовича способствует успешному речевому развитию детей и обучению чтению.

В заключение хочется сказать, что это уникальная конструкция, где присутствует наглядность, образность, простота "конструирования" слогов и слов превращает эту игру в «долгоиграющий восторг». Если игра нравится ребёнку и служит материалом для проявления творчества, то в самостоятельных играх тренируется умение, совершенствуется ручная умелость и интеллект, и самое главное, появляется неограниченная возможность придумывать и творить.

ПУСТЬ РАДОСТЬ РАЗВЛЕЧЕНИЯ ПОСТЕПЕННО ПЕРЕЙДЕТ В РАДОСТЬ УЧЕНИЯ!

Публикации по теме:

Использование системы альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS) в работе с детьми с нарушениями речиИспользование системы альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS) в работе с детьми с нарушениями речи Семинар-практикум дефектологов Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в дошкольной образовательной организации. Тема: «Использование.

Современные психолого-педагогические технологии в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗСовременные психолого-педагогические технологии в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ Выступление из опыта работы подготовила: Гатауллина С. Т., педагог-психолог МБДОУ Детский сад № 12 "Алтынчач" г. Дюртюли, Республика Башкортостан.

Современные технологии для развития речи дошкольников Подготовила: Ширнина Л. В. воспитатель старшей группы. С 1 сентября 2010 года были введены федеральные государственные требования к структуре.

Использование игровых технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речиИспользование игровых технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи авторы: Светлана Савина, Лида Бронникова Социально значимой задачей в работе воспитателя дошкольных учреждений компенсирующего вида является.

Кинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопедаКинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопеда Здравствуйте! Мне хочется поделиться своим опытом по развитию мелкой мускулатуры рук у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Не секрет,.

Конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5–7 летКонспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5–7 лет .

Значение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речиЗначение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи В 1950 году фонетическую ритмику, как верботальный метод реабилитации лиц с серьезными проблемами в коммуникации, разработал лингвист Петер.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Современные образовательные технологии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи
Опубликовано: 25 января 2024 в 10:57
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Современные образовательные технологии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи» (включая файлы) размещена пользователем Анна Круглова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД