Папки-передвижки

Сказкотерапия как одна из форм здоровьесберегающих технологий

Анна Хуссейн
Сказкотерапия как одна из форм здоровьесберегающих технологий

ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ДОНЕЦКА

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КИЕВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ДОНЕЦКА

Добро пожаловать в сказку! Сказкотерапия.

Подготовила:

педагог-психолог ПМПК

Хуссейн А. Б.

Донецк, 2019

СЛАЙД 2.

На одной далекой планете Образования и науки жили грустные нарушения психического, речевого, эмоционального и коммуникативного развития детей дошкольного возраста. Волшебники королевств Психологии, Педагогики и Логопедии день и ночь трудились во благо своих подданных – замечательных малышей. Что только не придумывали они ради развития и здоровья детей : всевозможное дыхание для говорливых и не очень, психогимнастику, открывали волшебные миры сказки и ярких цветов хромотерапии!

Публикация «Сказкотерапия как одна из форм здоровьесберегающих технологий» размещена в разделах

СЛАЙД 3.

Принцесса Сказкотерапия, одна из здоровьесберегающих технологий, трудилась не менее остальных. Она летала по островкам и старательно выявляла психическое развитие ребенка (ЗПР, отношение к себе и окружающим (нарушения коммуникативной сферы, скрытые мотивы поведения (СДВГ). Пробуждала фантазию и образное мышление (для детей с ЗПР, освобождала от стереотипов и шаблонов (для детей с нарушениями коммуникативной сферы, давала простор творчеству.

Сказкотерапия была совершенно уверенна, что эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая» спрятанные глубоко в подсознании страх, беспокойство, дети становятся мягче, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру, а, следовательно, преодолевают психологическую боязнь перед самостоятельным высказыванием.

Развивала самосознания ребенка и обеспечивала контакт, как с самим собой, так и с другими, способствуя построению взаимопонимания между людьми и усвоению необходимых моделей поведения и реагирования, новых знаний о себе и мире.

СЛАЙД 4.

С детьми с задержкой психического развития Сказкотерапия использовала простые, хорошо знакомые сказки, например «Курочка Ряба», «Репка», «Три медведя», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Гуси-лебеди» и т. д.

Сюжет сказки выбирала интересный, который вызвал эмоциональный отклик у детей. Давала возможность использования элементов сюжета.

При обучении детей рассказыванию использовалось несколько приемов:

Рассказывание новой или известной сказки от 3-го или от 1-го лица.

• Групповое рассказывание сказок.

Рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения.

• Групповое придумывание сказки.

СЛАЙД 5.

Сказка «Репка».

Сказкотерапия знала, что восприятие сказки – очень сложная, развивающаяся во времени внутренняя деятельность, в которой участвуют воображение, восприятие, внимание, мышление, память, эмоции, воля. Каждый из этих процессов выполняет свою важную функцию в общей деятельности – знакомство с явлениями окружающей действительности через искусство. Через искусство помогала ребенку яснее мыслить и глубже чувствовать.

Важнейший сдвиг, который происходит в дошкольном возрасте, заключается в развитии способности мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах. Слушание сказки, наряду с творческими играми, имеет важнейшее значение для формирования нового вида внутренней психической активности, без которой невозможна никакая творческая деятельность.

В восприятии художественного произведения дошкольник не эгоцентричен. Постепенно он учится становиться на позицию героя, мысленно ему содействовать, радоваться его успехам и огорчаться из-за его неудач. Формирование в дошкольном возрасте этой внутренней деятельности позволяет ребенку не только понять явления, которые он непосредственно не воспринимает, но и отнестись со стороны к событиям, в которых он не принимал прямого участия, что имеет решающее значение для последующего психического развития.

СЛАЙД 6.

Сказка каждый раз помогала ребёнку самосовершенствоваться, активизировала различные стороны мыслительных процессов.

У детей повышалась речевая активность в процессе приобретения умения узнавать и пересказывать сказку, определять её героев и отношения между ними. Прослушивание и понимание сказки помогало ребёнку словесно устанавливать связь между событиями и строить речевые умозаключения, связывать сказки с приобретённым опытом и знаниями. У детей совершенствовалась выразительность речи в процессе создания сказочных образов, расширялся словарный запас.

СЛАЙД 7.

Дальше Сказкотерапия летела к детям, испытывающим сложности в коммуникативной сфере. Там она учила преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. И делала это, «проживая сказку» вместе с ними. Постоянно используемые в сказках этюды на выражение и проявление различных эмоций давали детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения: пластику, мимику, речь.

СЛАЙД 8.

Здесь были необходимы следующие правила:

• Учет возраста детей. Подготавливаясь к занятию, нужно выбирать произведение согласно возрасту, чтобы малыш мог понять содержание и осмыслить его. Дозировка представляемой информации. Занятия должны выстраиваться по определенной структуре, представленной ниже. Знакомство со сказкой сопровождается только рассматриванием иллюстраций к ней.

• Терапевтическая направленность. После чтения желательно обыграть сюжет, обсудить его или нарисовать фрагменты из сказки.

• Отсутствие нравоучений. Необходимо избегать давления на ребенка, нравоучений со стороны взрослого, ведь обстановка в процессе занятия должна быть ненавязчивой и дружеской.

• Подведение итога. После чтения обязательно нужно проанализировать сказку, героев и узнать, какое впечатление это произвело на детей.

СЛАЙД 9.

Сказкотерапия очень любила малышей, поэтому выясняла, чем ребенок в большей степени любит заниматься (рисовать, лепить, конструировать и пр., и включала его желание в структуру занятия. Таким образом, в процессе практической деятельности предвидится беседа, закрепится материал и расширятся границы для развития коммуникации.

Чтобы заинтересовать дошкольников произведением, Сказкотерапия проявлять те эмоции, которые присущи героям сказки. В этом ей помогали выразительное чтение, интонация, мимика, жесты.

Очень внимательно она относилась к настроению ребенка. Если малыш расстроен, не выспался или устал, то занятие по сказкотерапии нужно отложить, ведь он не сможет погрузиться в работу, а только загрустит еще больше.

СЛАЙД 10.

А чтобы занятия проходили гладко, Сказкотерапия следовала специальной сказочной структуре :

• Ритуал «погружения» в сказку. Создается настроение для совместной работы — прослушивание сказочных мелодий или медитация по переходу в сказочный мир.

• Знакомство со сказкой. Происходит чтение либо прослушивание аудиозаписи.

• Обсуждение. Психолог задает вопросы, связанные с главным героем и сюжетом всего рассказа. Обязательно определяется ценность сказки, чему она может научить ребенка.

• Арт-терапевтическая работа. Рисование героев или самого интересного момента сказки.

• Ритуал «выхода» из сказки. Закрыть глаза и вместе сосчитать до 3-х, на счет «три» перенестись из мира волшебства в реальность.

• Подведение итогов.

Таким образом, имея скелет занятия и необходимый для него материал, психолог с легкостью сможет расположить ребенка к себе и настроить его на продуктивную работу.

СЛАЙД 11.

На следующем островке жили ОЧЕНЬ активные дети. То и дело, они бегали, кричали и безобразничали. У гиперактивных, импульсивных детей возникали трудности концентрации и поддерживания внимания, появлялись сложности с обработкой информации и стимулов, нарушения обучения и памяти.

Здесь Сказкотерапия придумывала разные варианты использования сказок : использование специально созданных сказок, сочинение собственных сказок, чтение и рассказывание народных сказок.

Психокоррекционные сказки специально создаются для мягкого влияния на поведение ребенка; при этом под коррекцией понимается «замещение» неэффективного стиля поведения более продуктивным, а также объяснение ребенку смысла происходящего. Целью таких сказок является влияние на решение детьми психологических проблем, последствием которого должно стать изменение поведения.

Эффективная техника работы с детьми с СДВГ – сочинение собственной сказки, герой которой похож на ребенка и имеет такие же проблемы. Для детей 3-4 лет это могут быть простые истории про животных, предметы, человечков. Старшим дошкольникам нравятся сказки про волшебников, королей, фей и принцесс. Важно, чтобы ребенок предлагал свой выход из ситуации. Это поможет ему найти свой путь решения проблемы или использовать опыт, предложенный в сказке.

СЛАЙД 12.

Создавая психокоррекционные сказки, Сказкотерапия искала скрытую причину «плохого» поведения. Обнаружилось, что их, в основном, пять:

1. Ребенок желает привлечь к себе внимание. В этом случае в коррекционной сказке появлялись положительные способы привлечения внимания.

2. Он желает властвовать над ситуацией, взрослым, сверстниками. Здесь Сказка говорила о том, что хороший «предводитель» прежде всего, заботиться о своих друзьях.

3. Малыш желает за что-то отомстить взрослому. При этом в сказке возникает указание на искаженное видение героем проблемы и правильная модель поведения.

4. Ему страшно, тревожно, он желает избежать неудачи. В этом случае герои коррекционной сказки оказывают главному герою поддержку и предлагают способы преодоления страха.

5. У него не сформировано чувство меры. Психокоррекционная сказка может довести ситуацию до абсурда, показывая последствия поступков героя, и оставляя выбор стиля поведения за ним («Нехочуха», «Золотая антилопа», «Горшочек каши» и др.).

СЛАЙД 13.

Окунаясь с детворой в сказочный мир, Сказкотерапия использовала различные приемы:

• слушание и запоминание сказок;

• придумывание продолжения известной сказки или другого конца сказки;

• придумывание сказок (групповое или индивидуальное);

• моделирование сказок;

• рисование сказок;

• инсценирование сказок;

• развивающие игры на основе сказочных образов и сюжетов и др.

Она поняла, что необходимо обязательно вызвать положительный эмоциональный настрой у детей, стимулировать желание взаимодействия, заинтересовать с помощью наглядных пособий, включить продуктивные виды детской деятельности (рисунки, изготовление кукол, костюмов).

СЛАЙД 14.

ЭПИЛОГ…

Занимаясь с детьми, имеющими самые различные нарушения, Сказкотерапия поняла, что она не гарантирует моментального эффекта. Иногда требуется долгая и кропотливая работа, чтобы справиться с проблемой. Просто почитать ребенку сказку недостаточно. Дети испытывают различные трудности в понимании сложных чувств, оттенков переживаний, образов, поэтому нужно уделить особое внимание обсуждению положительных поступков персонажей, мягко направить ребенка к тому, чтобы он увидел в сказке выход из своей проблемы, если нужно – обсудить сказку, подсказать ключевые моменты.

Человек, который верит в сказку, однажды в неё попадает, потому что у него есть сердце… (Сергей Королев).

Прикреплённые файлы:

skazka_67pq9.pptx | 457,85 Кб
 
Публикации по теме:

Досуговая деятельность как одна из нетрадиционных форм взаимодействия с родителями Досуговая деятельность — одна из нетрадиционных форм взаимодействия с родителями Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей.

Буклеты — одна из современных форм работы с родителямиБуклеты — одна из современных форм работы с родителями Одним из компонентов развивающей среды в детском саду является работа с родителями. Так как они являются главными воспитателями своих детей.

День открытых дверей, как одна из форм работы с родителямиДень открытых дверей, как одна из форм работы с родителями Сегодня в группе Дошкольного образования при "МБОУ Ржаксинская СОШ №1 имени Н. М. Фролова" был организован День открытых дверей. Хочу с вами.

Детский фитнес как одна из инновационных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возрастаДетский фитнес как одна из инновационных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста «Использование инновационных технологий в работе инструктора по физической культуре» Инновации настолько прочно вошли в теорию и практику.

Игровой стретчинг как одна из эффективных форм современных физкультурно-оздоровительных технологий в ДОУ Все мы знаем, как трудно заставить и себя и ребенка целенаправленно заниматься физическими упражнениями. И так же мы хорошо знаем,что это.

Мультимедийная презентация как одна из инновационных форм работы с родителями в ДОУ (статья из опыта работы) Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного развития дошкольников, так как наилучшие.

Презентация «Песочная терапия как одна из современных здоровьесберегающих технологий в ДОУ» «Песочная терапия как одна из современных здоровьесберегающих технологий в ДОУ» Занятие с песком – увлекательный процесс, который пробуждает.

Мастер-класс «Ритмопластика как одна из форм здоровьесберегающих технологий в детском саду» Мастер-класс Тема: «Ритмопластика, как одна из форм здоровьесберегающих технологий в детском саду» АВТОР: педагог Сычева Ю. В. МДОАУ Детский.

Проведение дня открытых дверей как одна из форм взаимодействия семьи и ДООПроведение дня открытых дверей как одна из форм взаимодействия семьи и ДОО Проведение дня открытых дверей как одна из форм взаимодействия семьи и ДООИзменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования,.

Су-Джок терапия как одна из здоровьесберегающих технологий в повседневной работе с детьми «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский[/b] «Су-Джок терапия» От состояния здоровья детей во многом зависит.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сказкотерапия как одна из форм здоровьесберегающих технологий
Опубликовано: 20 ноября 2019 в 13:23
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сказкотерапия как одна из форм здоровьесберегающих технологий» (включая файлы) размещена пользователем Анна Хуссейн в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД