МААМ-картинки

Семинар-практикум «Развитие интеллектуальных способностей ребёнка посредством реализации логико-математических игр»

Эльвира Попова
Семинар-практикум «Развитие интеллектуальных способностей ребёнка посредством реализации логико-математических игр»

Семинар – практикум

«Развитие интеллектуальных способностей ребёнка через реализацию логико-математических игр»

Цель:

Повышение профессионального умения педагогов – участников в процессе активного общения по освоению опыта с дошкольниками по развитию логического мышления при формировании математических представлений в процессе игровой деятельности.

Задачи:

Публикация «Семинар-практикум „Развитие интеллектуальных способностей ребёнка посредством реализации логико-математических игр“» размещена в разделах

• Познакомить педагогов с опытом работы по использованию логико-математических игр с детьми дошкольного возраста;

• Обучить участников семинара методам и приёмам использования развивающих игр в педагогическом процессе;

Развивать интерес к оригинальным образовательным технологиям, инициативу, желание применять на практике данные технологии;

• Вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.

Подготовила и провела:

воспитатель группы «А»

ОН для детей от 5 до 6 лет

Попова Э. М.

МБДОУ ДС №12 «Росинка»

2019г.

Ход выступления:

Здравствуйте уважаемые, коллеги! Представляю вашему вниманию семинар-практикум на тему : «Развитие интеллектуальных способностей ребёнка через реализацию логико-математических игр»

Хочу начать свой мастер – класс с загадки: «Без чего нет и не может быть полноценного умственного развития(Ответы коллег)

Конечно же, это игра. Известно, что игра - это основной вид деятельности детей. Именно игра способствует самовыражению, развитию интеллекта, самостоятельности, находчивости и сообразительности.

Предлагаю вам несколько интересных вопросов!

- В названии какой конфеты чувствуется холод? (Леденец)

- В каком слове «Нет» употребляется сто раз? (Стонет)

- Стоит богатый дом и бедный. Они горят. Какой дом будет тушить полиция? (Полиция пожары не тушит)

- У квадратного стола отпилили один угол. Сколько теперь углов у стола? (Пять)

-Что помогло вам, верно, ответить на все вопросы? (Ответы коллег)

-Конечно это сообразительность, креативность, внимание и такие приемы: сравнение, анализ, обобщение. А это и есть приемы логического мышления.

- Как вы думаете, зачем логика маленькому ребенку, дошкольнику? (выслушать ответы педагогов ( если затрудняются с ответом задать вопрос: «Зачем нужна логика нам, взрослым?»).

- Совершенно верно, и нам взрослым, и детям логика нужна всегда.

- Развивает внимание.

- Учит мыслить ясно и четко.

- И, конечно же, служит фундаментом для получения знаний, развития способностей при дальнейшем обучении в школе.

Опираясь на Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. В котором выделены основные направления развития ребенка : самостоятельность, инициативность, творчество. Нам как педагогам очень важно владеть способами поддержки детской инициативы, необходимо научиться тактично, сотрудничать с детьми. Тем самым способствуя развитию их логического и образного мышления.

- Средства развития мышления различны, но наиболее эффективными являются логикоматематические игры и упражнения.

Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах.

Но зачем логика маленькому ребенку, дошкольнику? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков и качеств является навык логического мышления, способность «действовать в уме».

Характеристика логических операций :

Сравнение – заключается в установлении сходства или различия предметов по признакам;

Анализ – логический прием, заключающийся в разделении предмета на отдельные части, проводится для выделения признаков, характеризующих данный предмет или группу предметов;

Синтез – это мыслительное соединение частей предметов в единое целое с учетом их правильного расположения в предмете. Игра: «Сложи фигуру», «Построй домик» и др;

Упорядоченность действий – логический прием, формирующий навыки последовательных действий. Игры: «Продолжи ряд» (с чередованием фигур, «Что сначала, что потом?» и др.

Классификация – это распределение предметов по группам (классам) на основании общих признаков.

Классификация включает 2 логических действия :

• Выделение общего признака – основание классификации;

• Деление на классы по основанию классификации.

Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.

Логические операции – сравнение, синтез, анализ, классификация и другие – применяются во всех видах деятельности.

Основной неотъемлемой частью развивающей среды являются игры, способствующие развитию интеллектуальных и творческих способностей ребенка. «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огоньки пытливости и любознательности», - писал выдающийся педагог В. А. Сухомлинский.

В своей работе использую технологии А. Никитина, В. Воскобовича, которые являются средствами интеллектуального развития и воспитания детей дошкольного возраста. Благодаря использованию игровых технологий процесс обучения дошкольников проходит в доступной и привлекательной форме.

Цель технологии – развитие интеллектуальных способностей детей

В дошкольной педагогике известно множество игр, направленных на формирование логического мышления например :

Сложи узор.

В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу – этим важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности, - и способность к комбинированию. Сначала дети работают по готовым образцам, а затем придумывают узоры сами.

Игры-головоломки (геометрические конструкторы).

Это игры «Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Сфинкс», «Листик», «Вьетнамскую игру». Суть игр состоит в том, чтобы воссоздать на плоскости силуэты предметов, животных, птиц, человека по образу или замыслу.

Сложи квадрат.

Складывая квадраты из разноцветных фрагментов различной формы, ребенок выполняет несколько видов работ, неодинаковых по содержанию и степени сложности. Все детали необходимо перевернуть на лицевую сторону и сообразить, как из фрагментов одного цвета сложить квадрат. То есть в процессе игры ребенок знакомится с сенсорными эталонами цвета и формы, соотношением целого и части, учится разбивать сложное задание на несколько простых, создавая алгоритм игры. Выполнение игровых заданий способствует развитию сообразительности, пространственного воображения, логического мышления, математических и творческих способностей.

Блоки ДЬЕНИША.

Дидактический материал «Логические блоки» состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования – декодирования, а также логические операции «не», «и», «или». В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у ребят развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.

Палочки КЮИЗЕНЕРА.

Это универсальный дидактический материал. Основная его особенность – абстрактность. Велика их роль в реализации принципа наглядности, представлении сложных абстрактных математических понятий в доступной ребенку форме. Работа с палочками позволяет перевести практические, внешние действия во внутренний план. Заниматься с ними дети могут индивидуально или подгруппами. Игры могут носить соревновательный характер. Операции: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация и сериация выступают не только как познавательные процессы, операции, умственные действия, но и как методические приемы, определяющие путь, по которому движется мысль ребенка при выполнении упражнений.

Также в моей копилке много игр сделанных своими руками:

Игры с счётными палочками

Игра «Внимание – Угадайка»

Игра «Загадки в картинках»

Игра «Что лишнее?»

Математический планшет

Игра «Четвёртый лишний»

Игра «Цветные резиночки»

Игра «Аналогии»

Игра «Фигуры»

Разноцветный коврик

Игры на состав чисел: «Домики», «Круги», «Грузи и вези

Также в работе я использую «Математические раскраски», Головоломки «Судоку», «Зеркальные числа», «Находилки», «Круговая шифровка», Лабиринты.

Сегодня я хочу поделиться с вами некоторыми играми, и как можно использовать игры.

Заключение.

Таким образом, при использовании логико-математических игр в организованной образовательной и самостоятельной деятельности с детьми дошкольного возраста, ведёт к развитию логического мышления и повышения уровня знаний по развитию элементарных математических представлений у детей.

Анализ

Семинара – практикума

«Развитие интеллектуальных способностей ребёнка через реализацию

логико-математических игр»

от 05 декабря 2019г.

Исходя из годового плана ДОУ, нами был проведен семинар-практикум с педагогами на тему: «Развитие интеллектуальных способностей ребёнка через реализацию логико-математических игр». Целью, которого было повышение профессионального умения педагогов – участников в процессе активного общения по освоению опыта работы с дошкольниками по развитию интеллектуальных способностей при формировании математических представлений в процессе игровой деятельности.

В ходе мероприятия педагогам были загаданы логические загадки, которые педагоги отгадали с помощью логических решений. Также на слайде была представлена презентация, которая формировала знания о характеристике логических операций. Во время игры с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера педагоги познакомились с методами и приемами которые пригодятся во время игры с дошкольниками. В играх «Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Сфинкс», «Листик», «Вьетнамская игра» складывали животных и птиц по образцу, что раскрыло суть игр, и пополнило знания педагогов о логико-математических играх.

Вывод: семинар практикум «Развитие интеллектуальных способностей ребёнка через реализацию логико-математических игр» способствовал решению поставленной цели, так как педагоги активно участвовали в играх и показали свои знания в логико-математических играх.

Подготовила и реализовала :

Воспитатель группы «А»

ОН для детей от 5 до 6 лет

Попова Э. М.

Участники:

Воспитатели всех возрастных групп.

Публикации по теме:

«Развитие математических способностей у дошкольников» Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный.

Фототчет «Семинар-практикум «Развитие творческой индивидуальности»Фототчет «Семинар-практикум «Развитие творческой индивидуальности» Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию фототчет о моем посещении окружного семинара- практикума "Развитие творческой индивидуальности:.

Консультация для педагогов «Развитие математических способностей дошкольников посредством музыки» Математическая концепция в образовании. принятая Правительством Российской Федерации, ставит перед музыкальным руководителем ДОУ задачу:.

Консультация для воспитателей «Развитие интеллектуальных способностей у детей с применением метода кинезиологии»Консультация для воспитателей «Развитие интеллектуальных способностей у детей с применением метода кинезиологии» «Мозг хорошо устроенный стоит больше, чем мозг хорошо наполненный» М. Монтень. В современном мире информация быстро устаревает, и этот.

Отчёт по теме «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Уважаемые коллеги! Хочу поделиться опытом работы и представить вашему вниманию отчёт за межаатестационный период по теме:«Развитие математических.

Развитие творческих способностей дошкольников посредством сказки Педагогический проект «Сказка - рядом с нами!»Авторы: Лычангина Л. В., воспитатель; Федотова Т. В., педагог дополнительного образования МБДОУ.

Развитие сенсорных способностей детей посредством дидактических игрРазвитие сенсорных способностей детей посредством дидактических игр Дорогие коллеги, хочу поделиться с вами дидактическими играми для сенсорного развития детей раннего дошкольного возраста. Роль дидактических.

Семинар-практикум «Развитие речи и личности посредством сказкотерапии»Семинар-практикум «Развитие речи и личности посредством сказкотерапии» Я в этом году участвовала на районном семинар-практикуме "Развитие речи и личности через сказкотерапию". Решила поделиться с конспектом.

Семинар-практикум «Внедрение ФГОС по образовательным областям. Познавательное развитие» Форма проведения: Семинар – практикум. Цель: повысить компетентность педагогов МБДОУ в области знаний ФГОС ДО способствовать улучшению.

Семинар-практикум по внедрению ФГОС по образовательным областям. 2 блок «Социально-коммуникативное развитие» Форма проведения: Семинар – практикум. Цель: - повысить компетентность педагогов МБДОУ в области знаний ФГОС ДО способствовать улучшению.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Развитие интеллектуальных способностей ребёнка посредством реализации логико-математических игр»
Опубликовано: 31 марта 2020 в 14:56
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум «Развитие интеллектуальных способностей ребёнка посредством реализации логико-математических игр»» (включая файлы) размещена пользователем Эльвира Попова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД