Папки-передвижки

Роль семьи в воспитании самостоятельной личности

Наталья Шеметова
Роль семьи в воспитании самостоятельной личности

«Главный смысл и цель

семейной жизни — воспитание детей.

Главная школа воспитания детей —

это взаимоотношения мужа и жены,

отца и матери»

В. А. Сухомлинский

Семья – предмет многих научных изысканий. В каждой научной области дается своё определение данному понятию.

Публикация «Роль семьи в воспитании самостоятельной личности» размещена в разделах

В юридическом смысле семья – круг лиц, связанных личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание в семью.

В социологическом смысле семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны между собой общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

В толковом словаре Ушакова: группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.

В психологии семья рассматривается как малая социальная группа, которая основана на супружеском союзе и родственных связях (отношения мужа с женой, родителей и детей, братьев и сестёр, которые живут вместе и ведут общее домашнее хозяйство. Важнейшие характеристики семьи — это её функции, структура и динамика.

Итак, семья - это сложное социальное образование. Исследователи определяют ее как исторически сложившуюся систему взаимоотношений между мужем и женой, родителями и детьми, как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными связями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, как социальную необходимость, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Семья обладает следующими главными чертами: совместное проживание членов семьи; наличие взаимных прав и обязанностей, предусмотренных семейным законодательством; в большинстве случаев наличие общих детей; взаимная моральная и материальная общность, и поддержка внутри семьи.

Как и любой социальный институт, семья имеет определённые функции, непосредственно связанные с удовлетворением тех или иных потребностей всех членов семьи : экономическая, репродуктивная, воспитательная, духовное общение, сексуально–эротическая, эмоциональной поддержки и принятия, рекреативная (восстановительная, социальной регуляции контроля и опеки, фелицитивная (удовлетворения потребности человека в счастье)

Воспитание одна из главных функций семьи и в связи с этим встаёт вопрос о том, как помочь семье максимизировать положительное и свести к минимуму отрицательное влияние на развитие личности ребенка. Семья, как ближайшее социальное окружение ребенка, удовлетворяет потребность ребенка в принятии, признании, защите, эмоциональной поддержке, уважении (Э. Эриксон, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович, М. И. Лисина). В семье ребенок приобретает первый опыт социального и эмоционального взаимодействия. Эмоциональный климат в семье, где воспитывается ребенок, оказывает существенное влияние на формирование мировосприятия ребенка. Именно в семье закладываются основные качества личности : доброта, терпение, отзывчивость, трудолюбие, самостоятельность и другие важные качества. А. Н. Леонтьев отмечал, что от отношений зависят не только успехи и неудачи ребенка, в них самих заключены радости и огорчения, они имеют силу мотива. Потребности, интересы, склонности личности являются, прежде всего, результатом того, как человеку удается взаимодействовать с конкретной окружающей средой и насколько эта среда позволяет человеку проявлять его индивидуальность, как в предметной деятельности, так и при взаимодействии с другими людьми. Самостоятельность личности является одной из главных составляющих характера человека, и развитию этого качества должно быть уделено пристальное внимание. Она объединяет интеллектуальные, волевые и эмоциональные качества личности; их интеграция выражается во внутренней мобилизации сил и ресурсов для осуществления избранного алгоритма действий. Многие психологи считают, что самостоятельность – это характерологическая черта личности, комплексная её характеристика регуляции личности своей деятельности, отношений и поведения. Исследования А. Н. Леонтьева (1977, А. Р. Лурии (1980, Д. Б. Эльконина (1976) и других показали, что волевое развитие ребенка определяется особенностями сотрудничества с родителями. В детстве круг общения для ребенка предельно сужен. И в основном родители влияют на самостоятельность ребенка : если они изначально с раннего возраста воспитывают это качество, то у ребенка формируется достаточно высокий уровень самостоятельности [4]. В процессе формирования самостоятельности у ребенка родители играют главную роль.

Под самостоятельностью, как компонентом личности, исследователями понимается:

способность устанавливать основания для тех или иных поступков, то есть выбор поведения (С. Рубинштейн);

способность к обособлению своей позиции, умение общаться с самим собой (Р. Кондратьев);

способность к независимости реализации структурных блоков деятельности (Г. Щукина);

способность планировать, систематизировать, регулировать и активно осуществлять свою деятельность без постоянного внешнего руководства и помощи (К. Платонов);

способность соотносить свои стремления и возможности, адекватно оценивать процесс и результат своей деятельности (Л. Ростовская)

Развитие детской самостоятельности может осложняться за счет неправильного отношения родителей: от вседозволенности до тотального контроля над поступками детей, к тому же в силу не знания особенностей и специфики развития детской психики родители или занижают, или завышают требования к ребенку, что так же затрудняет становлению самостоятельности. Самостоятельность всегда продукт подчинения требованиям взрослых и одновременно собственной инициативы ребенка. И чем лучше, глубже, осмысленнее освоил ребенок правила поведения, тем шире у него возможности инициативно и самостоятельно применять их в новых, разнообразных условиях жизни. Обозначим наиболее значимые факторы, которые достаточно серьезно влияют на развитие самостоятельности ребенка. К ним относятся:

- личностные особенности родительской фигуры, формы поведения родителей в семье и за ее пределами;

- личностные особенности ребенка;

- педагогическая компетентность родителей, уровень их образованности;

- качество эмоциональных связей в детско-родительских отношениях;

- средства воспитательного воздействия, применяемые родителями и другими взрослыми;

- вовлеченность ребенка в жизнедеятельность семьи;

- степень удовлетворения актуальных потребностей ребенка в семье. [4]

Чтобы семья смогла педагогически эффективно воспитывать и развивать самостоятельность и на ее основе активное отношение к жизни, взрослые члены семьи должны придерживаться общей родительской позиции, соблюдать единство воспитательных подходов, взаимоуважение, интерес к событиям семейной жизни. Воспитание должно иметь три значения: понимание возможностей и потребностей ребенка, принятие его таким, какой он есть и признание его личностью.

Список литературы:

1. Андреева, Т. В. Семейная психология: Учебное пособие [Текст] /

Т. И. Андреева - СПб. : Речь, 2004. – 244 с.

2. Основы психологии семьи и семейного консультирования [Текст] :

Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/под общ. ред.

Н. Н. Посысоева. - М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 328 с.

3. Леонтьев А. Н. К теории развития психики ребенка [Текст] / Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. - М., 2005. – 396 с.

4. Удова О. В. Самостоятельная деятельность детей – условие развития самостоятельности в дошкольном возрасте: учебное пособие [Текст] / О. В. Удова. – Иркутск: «Аспринт», 2014. – 132 стр.

Публикации по теме:

Роль семьи в воспитании патриотических чувств у ребенка Т. А. Куликова считает, что идеалом воспитания является разностороннее воспитание детей, которое осуществляется как в семье, так и в общественных.

Консультация для родителей «Роль семьи в формировании личности ребенка» Семья для маленького ребенка-это целый мир. Мир, в котором он живет, действует, делает открытия, учится любить,ненавидеть, радоваться, сочувствовать.

Консультация для родителей «Роль семьи в развитии творческой личности ребенка» Роль семьи в развитии творческой личности ребенка Творчество детей — это мир ярких удивительных образов, с помощь которых они передают.

Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании дошкольников» «Роль семьи в воспитании дошкольников» Воспитание подрастающего поколения в демократическом обществе является предметом особой заботы.

Консультация «Роль семьи в физическом воспитании ребенка» Большое значение для правильного физического воспитания детей в семье имеет отношение родителей к вопросам здорового быта. Понятие «здоровый.

Родительское собрание «Роль семьи в воспитании ребенка» Родительское собрание «Роль семьи в воспитании ребенка» Цель: 1. Активизировать и обобщить воспитательные умения родителей, поддерживать.

Роль семьи в развитии личности ребенка с нарушением слуха Роль семьи в развитии личности ребенка с нарушением слуха Семья занимает одно из важнейших мест для детей с нарушениями слуха в процессе.

Консультация «Роль семьи в воспитании ребенка» Консультация для родителей: «Роль семьи в воспитании ребенка» Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок.

Семинар: Роль игры в воспитании личности детей дошкольного возраста.Семинар: Роль игры в воспитании личности детей дошкольного возраста. Ступень Ольга ИвановнаРоль игры в воспитании личности детей дошкольного возраста. Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность.

Роль семьи и семейных ценностей в развитии личности Статья «Роль семьи и Семейных ценностей в Развитии личности». Материалы регионального научно-практического семинара. Гвардейцева М. А. ,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль семьи в воспитании самостоятельной личности
Опубликовано: 3 декабря 2018 в 15:09
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль семьи в воспитании самостоятельной личности» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Шеметова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД