Получи документы

Конспект занятия «Решение проблемных ситуаций»

Анна Пономаренко
Конспект занятия «Решение проблемных ситуаций»

ПОДСИСТЕМЫ ЧЕЛОВЕКА

Цели

• систематизировать знания о строении человека;

• развивать внимание, умение сравнивать, обобщать;

• развивать воображение.

Оборудование

• бумажные части тела робота.

1. «СБОРКА РОБОТА»

Игрушка приходит на занятие с различными частями тела, вырезанными из бумаги: голова, руки, туловище, ноги, шея.

И. : Вот я дома нашла какие-то круги, палочки; даже не знаю, что это такое.

В. : А ты давай разложи это на ковре, чтоб было удобно, и тогда посмотрим.

Игрушка выкладывает на ковре в произвольном порядке все части.

Публикация «Конспект занятия „Решение проблемных ситуаций“» размещена в разделах

В. : Ребята, а вы тоже не знаете, что это такое?

В. : Правильно, части тела. Если их правильно разложить, то может получиться робот.

И. : Давайте я, я умею!

Начинает раскладывать неправильно: ноги к голове, две руки с одной стороны и др. Дети советуют, как сделать правильно.

И. : Вот теперь все как надо. И оказывается, что робот очень похож на человека…

В. : Мне кажется, что настоящий человек отличается от этого робота. Как вы думаете, ребята?

В. : А можно ли его «превратить» в человека?

Детские ответы по возможности «воплощаются в жизнь» : части тела робота соединяются между собой, дорисовываются черты лица, волосы; рисуется одежда и т. д.

2. ИГРА «РУКИ, НОГИ, ГОЛОВА»

Правила игры

Воспитатель называет различные части тела, нужно до них дотронуться. Кто ошибся — выбывает из игры.

3. ОБСУЖДЕНИЕ «ЧТО — ДЛЯ ЧЕГО?»

Воспитатель называет различные части тела человека и задает вопросы, зачем они нужны. Желательно вначале рассмотреть более крупные подсистемы (голова, руки, ноги и т. д., потом более мелкого, когда подсистема становится рассматриваемой системой (зачем на голове глаза, нос, рот и др. ; на руках пальцы, ладони, локти и др.).

В конце проводится обсуждение: что, какие части не нужны человеку, являются лишними? По желанию можно проанализировать последствия фантастических допущений: что произошло, если бы глаза были на затылке, уши на коленях, пальцы вместо носа и т. п.

Вывод: все, что есть у человека, ему необходимо и находится там, где нужно.

4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

ЗАНЯТИЕ 10

ПОДСИСТЕМЫ ПРЕДМЕТОВ: ОБЪЕКТ «ЧАЙНИК»

Цели

• систематизировать знания о посуде;

• обучить функциональному подходу восприятия подсистем;

• развивать диалектическое мышление;

• развивать умение прогнозировать.

Оборудование

• настоящий и игрушечный чайники.

1. ОБСУЖДЕНИЕ «КАКОЙ ЧАЙНИК ЛУЧШЕ?»

Игрушка приходит на занятие вся замерзшая, хочет согреться и просит вскипятить чайник. Пока чайник греется, предлагается обсудить вопросы:

• Зачем вообще нужен чайник?

• Можно ли его заменить другим предметом (кастрюлей, чашкой и др., почему? Чем это будет неудобно?

• Что хорошего, что плохого в чайнике?

• Из чего сделан чайник?

• Бывают ли стеклянные чайники, почему?

• Что хорошего и что плохого в стеклянном (бумажном, из ткани, деревянном, пластмассовом) чайнике?

2. ИГРА-ЭСТАФЕТА «НАПОЛНИ ЧАЙНИК»

Группа делится на несколько команд. Нужно наполнить водой чайник, находящийся на расстоянии.

Каждый участник команды ложкой зачерпывает воду из стаканчика и бежит, чтобы перелить ее в чайник.

Побеждает команда, которая первой выполнит задание.

3. АНАЛИЗ ПОДСИСТЕМ

Предлагается проанализировать все подсистемы чайника в последовательности:

• название подсистемы;

• для чего нужна;

• что в ней хорошего и что плохого;

• что произойдет, если этой подсистемы не будет;

• что произойдет, если таких подсистем будет несколько.

Пример обсуждения

— Из каких частей состоит чайник?

— Носик, ручка, стенки, дно.

— Зачем носик нужен?

— Чтобы воду из него наливать.

— Что хорошего и что плохого в носике?

— Хорошо, что через него вода льется точно струей, а плохо, что за него можно зацепиться и чайник опрокинуть.

— А если не будет носика?

— Это плохо, потому что вода из дырки будет сразу выливаться, неудобно будет наливать.

— А если несколько носиков и сразу три чашки наливать?

— Когда гости пришли — так удобнее будет, а если один дома, то через другие носики будет вода выливаться, их придется закрывать…

— Для чего нужна ручка? И т. д.

4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Желательно организовать в виде чаепития (чайник — «герой» занятия — посередине стола).

ЗАНЯТИЕ 11

ПОДСИСТЕМЫ ПРЕДМЕТОВ: ОБЪЕКТ «МАШИНА»

Цели

• систематизировать представления детей о транспорте;

• обучать системному анализу объекта;

• закрепить знание правил дорожного движения.

Оборудование

• машина «грузовик»;

• игрушечный или бумажный светофор;

• игрушки или рисунки различных машин.

1. АНАЛИЗ ПОДСИСТЕМ

Игрушка в группу приезжает на грузовике («чтоб быстрее добраться»).

Обсуждение:

— зачем нужны машины?

— что хорошего и плохого в машинах?

— из каких частей состоит машина?

— зачем нужна каждая из частей?

— какими частями настоящая машина отличается от игрушечной?

2. ИГРА «СВЕТОФОР»

Воспитатель «превращает» детей в машины и предлагает им «поездить», при этом соответственно реагировать на сигналы светофора.

Команды можно подавать голосом, а можно показывать соответствующий цвет светофора.

Возможны «ловушки», когда называется один цвет, а показывается другой (дети должны реагировать на изображение).

3. ОБСУЖДЕНИЕ «КАКИЕ БЫВАЮТ МАШИНЫ ПО НАЗНАЧЕНИЮ»

Воспитатель предлагает детям назвать, какие специализированные машины они знают (пожарная, «Скорая помощь», «Молоко», «Хлеб», «Милиция» и др.).

Затем обсуждается, для чего нужны специализированные машины, чем (какими частями) они отличаются от других ( и для чего нужны эти отличия: почему все машины не могут быть одинаковыми).

В процессе обсуждения рекомендуется использовать рисунки разных видов машин или соответствующие игрушки.

4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

ЗАНЯТИЕ 12

ОБОБЩАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ ПО ПОДСИСТЕМАМ

Цели

• систематизировать восприятие объектов как совокупности взаимосвязанных частей;

• познакомить с приемами сочинения загадок;

• развивать воображение.

Оборудование

• разборные игрушки.

1. ОБСУЖДЕНИЕ «КОНСТРУКТОРЫ»

Приходит игрушка, рассказывает:

— Мне вчера подарили конструктор, такая игра интересная: много частей, и что хочешь — то и собрать можно. А у вас в группе конструкторов нет, неинтересно.

В. : Почему неинтересно? У нас в группе много конструкторов, можно даже сказать, что у нас только одни конструкторы и есть!

И. : Как это так?

В. : Так ведь из частей состоит не только конструктор, а все остальное тоже. Вот, например, стул: Из каких частей он состоит?

И. : Четыре ножки, сиденье и спинка.

В. : Совершенно верно. Стул можно разобрать и получатся эти части, а можно из таких частей собрать новый стул. Вот и получается стул как конструктор : его тоже можно собирать и разбирать…

И. : Ой, точно! А еще что?

Воспитатель аналогично называет несколько объектов, затем раздает детям предметы или их изображения и предлагает по цепочке назвать все детали этих «конструкторов».

Примеры объектов

• домик;

• пирамидка;

• кукольная кроватка;

• игрушечный телефон;

• фломастер;

• портфель.

В конце желательно проанализировать, чем эти «конструкторы» отличаются от настоящих.

2. ИГРА «КТО БОЛЬШЕ?»

Дети делятся на две команды, воспитатель показывает какой-либо предмет. Дети поочередно называют подсистемы. Выигрывает команда, которая назовет больше подсистем.

Упражнение можно организовать в виде эстафеты или игры с мячом.

3. СОЧИНЕНИЕ ЗАГАДОК

В. : Сейчас я загадаю загадку, а вы попробуйте определить, как она «устроена» и отгадать ее. Что это такое: два колеса, руль и педали?

И. : В загадке называются только части. Это велосипед!

В. : А вот еще загадка: 4 ножки и сиденье. Что это?

Д. : Табуретка.

В. : Верно. А можно загадать и по-другому: 4 лучика и квадратное солнышко. Это тоже загадка про табурет, но здесь использованы сравнения.

И. : А попробуйте про очки придумать загадку.

В. : Хорошо. Из каких частей состоят очки?

Д. : …

И. : Так получается неинтересно, такую загадку очень легко отгадать!

В. : Не торопись, игрушка! Мы ведь еще с ребятами не назвали, на что похожи эти части.

Д. : …

В. : А вот теперь загадка готова: что это: два озера на ножках?

И. : Такая загадка гораздо лучше. Значит, чтобы придумать загадку, надо назвать, из каких частей состоит предмет и придумать, на что они похожи!

В. : Умница. Совершенно верно!

Воспитатель предлагает придумать несколько аналогичных загадок (можно разделить детей на группы).

4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Игрушка на прощание «высказывает мысль», что все окружающие предметы состоят из различных частей, что всё вокруг является «конструкторами». Воспитатель предлагает детям над этим подумать и обсудить на следующем занятии.

ЗАНЯТИЕ 13

МЕТОД МАЛЕНЬКИХ ЧЕЛОВЕЧКОВ

Цели

• познакомить с методом маленьких человечков;

• обобщить представления детей о свойствах твердых веществ;

• развивать воображение, умение инсценировать;

• развивать познавательный интерес, умение анализировать причины.

Оборудование

• мяч.

1. ОБСУЖДЕНИЕ «ЧТО НЕ ДЕЛИТСЯ НА ЧАСТИ?»

Воспитатель напоминает вывод игрушки на предыдущем занятии (все предметы состоят из частей) и предлагает назвать, из каких частей состоит кирпич (бумага, мыло, проволока, камень и др.).

Обычно дети дают ответы типа «Кирпич состоит из маленьких кусочков кирпича», «Мыло из маленьких кусочков мыла» и т. д.

Обобщая ответы детей, воспитатель указывает, что эти «маленькие частицы», из которых состоят вещества, называются «молекулы». Можно сказать, что кирпич состоит из молекул кирпича, вода из молекул воды, бумага из молекул бумаги и т. д.

— Про молекулы вы подробно станете изучать, когда будете учиться в школе. А пока вы еще маленькие, то вместо слова «молекулы» мы будем говорить «маленькие человечки». Разные предметы состоят из разных человечков. Дом, стол, машина не очень похожи, но они все твердые, значит, и человечки там похожи. В твердых предметах человечки крепко держатся за руки…

2. ИГРА «НАЗОВИ ТВЕРДОЕ»

Воспитатель по очереди бросает детям мяч, дети должны называть различные твердые предметы. Кто ошибся или повторил —выходит из игры.

Нередко дети путают понятия «твердое» (в смысле крепкое) и «твердое» как агрегатное состояние вещества (в отличие от жидкого и газообразного). Могут быть ситуации типа : «Нет, бумага не твердая, вот фанерка твердая). При возникновении подобных ситуаций воспитатель уточняет задание: твердое —это то, что не жидкое. («Бумага – это не жидкость, она состоит из твердых человечков, но они, наверное, не очень сильно держаться за руки, вот почему бумага легко рвется.»)

3. ИНСЦЕНИРОВАНИЕ МАЛЕНЬКИМИ ЧЕЛОВЕЧКАМИ

Воспитатель «превращает» детей в маленьких человечков и предлагает изобразить проволоку, брусок, спичку (дети становятся в линию, держась за руки).

При этом анализируются свойства этих предметов: почему проволоку можно согнуть, а брусок нет; почему спичка не гнется, а ломается.

Как показать резинку, почему она растягивается, что происходит, если растянутую резинку отпустить? продолжать растягивать? (все ответы моделируются).

4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

ЗАНЯТИЕ 14

ТВЕРДЫЕ И ЖИДКИЕ ЧЕЛОВЕЧКИ

Цели

• активизировать мышление детей;

• закрепить представления детей о свойствах жидких веществ;

• обучать умению сравнивать и анализировать свойства объектов.

Оборудование

• бумажная коробочка;

• стакан с водой;

• кубики.

1. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ

Приходит игрушка и рассказывает:

— В воскресенье я была на дне рождения у Снежной Королевы. На Севере все кругом такое красивое, сверкает, переливается. Особенно мне понравилась посуда: тонкая, прозрачная, искристая. Снежная королева мне даже одну чашечку подарила на память. Я ее положила в коробочку, чтобы не разбить и привезла вам; сейчас покажу.

Игрушка открывает коробочку, но там ничего нет, только дно — мокрое.

— Ой, а где же она делась? Как она могла исчезнуть?

В процессе обсуждения выясняется, что чашка у Снежной Королевы была сделана изо льда, а лед — растаял.

2. СРАВНЕНИЕ ТВЕРДЫХ И ЖИДКИХ ВЕЩЕСТВ

В. : Оказывается лед — волшебный, он умеет превращаться. Лед — это твердое вещество, в нем человечки крепко держатся за руки. Когда становится тепло, человечки перестают держаться за руки — и получается жидкость, вода. А чем жидкие вещества отличаются от твердых? Что можно делать с водой, а что — со льдом?

Желательно ответы детей сопровождать соответствующим показом различных свойств твердых и жидких веществ: поставить рядом стакан с водой и стакан с кубиками льда (можно заменить обычными кубиками (они тоже твердые, но не тают).

Можно показать следующие опыты: жидкость растекается, она может впитываться, принимает форму емкости, в которой находится; а твердые вещества сохраняют свою форму в любой емкости; жидкие человечки легко перемещаются (если дотронуться до воды — палец станет мокрым, а если до кубиков, то палец деревянным или пластмассовым не становится, вода занимает весь стакан, без «пустот», с кубиками так не получается (а в коробку кубики можно уложить плотно, почему, если налить воду в тряпичный мешочек — она вытечет, а кубики останутся и др.

3. ИГРА «ЗАМРИ»

Дети свободно перемещаются по группе. Когда воспитатель подает сигнал (бубном или колокольчиком, они превращаются в ледяных, должны замереть — «замерзнуть». Повторный сигнал — «растаяли» и т. д.

4. МОДЕЛИРОВАНИЕ СИТУАЦИИ

Воспитатель вызывает группу детей и предлагает проинсценировать ситуацию «Сосулька весной» : Что происходит, когда солнце пригревает? что образуется под сосулькой? что происходит ночью?

5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Можно предложить ответить на вопрос: «Бывает ли так, чтобы люди по воде ходили?»

Публикации по теме:

Картотека проблемных ситуаций для детей старшего дошкольного возраста (ПДД) Ситуации на транспорте. Ребенок - пассажир. 1. Ты с бабушкой стоишь на остановке, ждете автобус. Кто зайдет в него первый? Кто из вас должен.

Картотека проблемных ситуаций по конструированию для детей средней и старшей группы Для эффективного обучения конструированию из подвижного конструктора "Тико" и лего-конструктора "Дупло", "Дакта" в средней и старшей группах,.

Конспект совместной деятельности по решению проблемных ситуаций на основе сказки «Из какой сказки кот?» Цель: способствовать нахождению выхода из проблемной ситуации, используя возможные варианты решения. Задачи: 1. Помочь дошкольникам в осуществлении.

Практикум для педагогов ДОУ «Позитивное решение конфликтных ситуаций» Позитивное решение педагогических конфликтов Семинар-практикум для педагогов ДОУ Цель: получить педагогам теоретические знания и практический.

Консультация «Примеры педагогических ситуаций и их решение» ситуация 1. В старшей группе детского сада появилась новая игрушка – грузовая машина. Два ре­бенка отнимают ее друг у друга, начинается.

Рекомендация для родителей на тему «Решение конфликтных ситуаций между детьми-дошкольниками» Процесс социализации, в который вступает ребенок в дошкольном учреждении, невозможен без конфликтов с другими детьми. Нередко для их решения.

Презентация «Решение проблемных ситуаций как одна из форм познавательно-исследовательской деятельности» Актуальность: В современных условиях от человека требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самому и поэтому.

Семинар-практикум для педагогов «Использование проблемных ситуаций на занятиях художественно-эстетического цикла» МАДОУ «Детский сад №2 «Подсолнух» филиал №1 «Ракитня»СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ для педагогов Воспитатель 2 младшей группы №5 Янковская Е. А. «Использование.

Опыт работы «Решение конфликтных ситуаций в детском коллективе» Каждый воспитатель сталкивается в своей работе с проблемой детских ссор и драк. Ссорятся дети любого возраста, ведь им тоже, как и взрослым,.

Фотоотчет «Занятие образовательного клуба «Решение образовательных ситуаций с помощью кейс-метода»Фотоотчет «Занятие образовательного клуба «Решение образовательных ситуаций с помощью кейс-метода» C целью повышения педагогической компетентности воспитателей с небольшим стажем работы в дошкольной образовательной организации 12 октября.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Решение проблемных ситуаций»
Опубликовано: 9 декабря 2018 в 16:18
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Решение проблемных ситуаций»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Пономаренко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД