МААМ-картинки

Речевое развитие ребенка с расстройствами аутистического спектра старшего дошкольного возраста

Наталья Пузенко
Речевое развитие ребенка с расстройствами аутистического спектра старшего дошкольного возраста

Логопедическая работа с детьми с РАС.

В современном мире растет статистика детей с расстройствами аутистического спектра Сегодня в самых разных странах мира все чаще говорят о настоящей «эпидемии» аутизма. Аутизм определяется как общее расстройство развития, при котором отмечается максимальный дефицит эмоций и сферы общения. Собственно, название болезни и определяет ее суть и то, как проявляется болезнь: значение слова «аутизм» — означает внутри себя. Человек, болеющий этим недугом, свои жесты и речь никогда не направляет во внешний мир. В его действиях отсутствует социальный смысл. Особенно ярко это серьёзное нарушение проявляется при социальном взаимодействии с окружающими людьми, в эмоционально-волевой сфере, в развитии речи и всех психических процессов. Развитие возможности активно пользоваться речью (растормаживание внешней речи). При аутизме в большей степени, чем при любых других нарушениях, заметна разница между тем, что понимает ребенок, и тем, что он может произнести. Но причина здесь совершенно особая: это отсутствие или снижение речевой инициативы, которую мы должны восстановить и развить.

Публикация «Речевое развитие ребенка с расстройствами аутистического спектра старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Из опыта работы развитие понимания речи (эмоционально-смысловой комментарий). Эмоционально-смысловой комментарий - необходимый элемент занятий. Это единственный адекватный путь, чтобы добиться включенности ребенка в реальность, осознания происходящего вокруг, понимания им речи. Необходимо «поймать» внимание ребенка, сосредоточить его на чем-то для того, чтобы добиться осмысления происходящего, осознания сказанного. Наиболее сложной, трудоемкой и наименее предсказуемой по темпу и результатам является работа с «неговорящими» детьми. Растормаживание речи у таких детей идет одновременно в трех направлениях: Провоцирование непроизвольного подражания действию, мимике, интонации взрослого. Провоцирование ребенка на непроизвольные словесные реакции. Повторение за ребенком и обыгрывание его звуковых реакций (аутостимуляция).

Коррекционную работу с аутичными детьми целесообразно проводить в трё х основных направлениях: Развитие ощущений и восприятия, зрительно- моторной координации. Развитие навыков самообслуживания. Развитие речи и коммуникативных склонностей.

1. Основные задачи логопедической работы при аутизме :

2. Установление эмоционального контакта с ребенком;

3. Активизация речевой деятельности;

4. Формирование и развитие спонтанной речи в быту и в игре;

5. Развитие речи в обучающей ситуации;

6. Дифференциация речевых нарушений, обусловленных аутизмом и сопутствующими синдромами.

Этапы коррекционно-развивающей работы : 1 этап – диагностический, основная цель которого определить возможности и потребности каждого ребёнка.

2 этап – составление плана работы и индивидуальной программы коррекционного обучения

3 этап – коррекционные занятия.

4 этап – подведение итогов обучения в конце курса реабилитации.

. Вариативные механизмы партнерства в решении вопросов логопедического сопровождения

Необходимо:

1. предъявлять четкие, конкретные инструкции, делить длинную инструкцию на несколько частей;

2. использовать наглядный материал (черно-белый, цветной);

3. использовать подсказки (физическую, указательный жест, моделирование правильного ответа («сделай как я», речевую, визуальную).

Методы используемые логопедической коррекции при аутизме : песочная терапия, сказка терапия, музыкатерапия, кинезотерапия, так же арт-терапия

Используемые программы в коррекции при аутизме :

1. Коррекционно-развивающая программа логопедической помощи детям с расстройствами. аутистического спектра (РАС)- направленная на развитие понимания речи, активизации речи в быту, установления эмоционально-психологического контакта взрослого с ребенком, снижение эмоционального напряжения, импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии, развитие внимания, навыков коммуникации восприятия.

2. Комплекс коррекционно-развивающих занятияй направленный на развитие зрительного восприятия, слухового восприятия,моторно и зрительно двигательных функций, развитие зрительно-двигательных функций.

При коррекционной работе необходимо учитывать уровень и характер особенностей данного ребенка, его индивидуальные возможности. С этой целью для каждого ребенка необходимо составлять индивидуальный план развития. Индивидуализация обучения — это основное условие, которое должно соблюдаться педагогами и психологами, работающими с данной группой детей. Логопедические занятия строятся с учетом возраста и индивидуальных особенностей каждого ребенка.

0-1год Первые звуковые выражения (банка с мыльным раствором) Произносить согласные (картинки с изображением кур, гусей и коров) Соединять звуки Простые восклицания (мяч)

1-2года Здороваться и прощаться Называть собственное имя (зеркало) Подражать голосам животных (мяу, ква-ква, пи-пи) и шумам из окружающей среды (ветер, машины, самолет) Слова, обозначающие действия (изображения людей, выполняющих повседневные действия) Называть членов семьи (фотографии членов семьи) Пение "Больше" (кусочки пищи)

2-3года Выражать желание одним словом (лестница, мяч, велосипед) Из двух данных предметов назвать нужный (предметы домашнего обихода) Сказать, кому принадлежит предмет (ботинки отца, сумка мамы) Отвечать на короткие вопросы словами "да" и "нет" (предметы домашнего обихода) Без помощи назвать 4 животных (рисунки животных) Назвать предметы, относящиеся к одной категории (предметы домашнего обихода) Описать картинки простыми предложениями (картон, рисунки людей, которые бегут, сидят, едят)

3-4года Отвечать на вопрос словами "большой", "маленький" или подавать соответствующий знак (кубики, бусины) Различать рисунки лиц мужского и женского пола, используя местоимения "он" и "она" (картинки) Понимание и использование обозначений места: "на" и "под». Самостоятельно делать выбор: "или. или" (вещи домашнего обихода) Беседовать с кем-нибудь, отвечая на простые вопросы (картинки игрушки). Передать краткое сообщение Образовывать множественное число (предметы быта)

4-5лет Назвать геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат) Назвать предназначения предметов домашнего обихода (книга, ложка, чашка, машинка) Называть время суток (рисунки лиц, занимающихся ежедневными делами) Считать до пяти (кубики) Назвать четыре цвета (цветные кубики).

5-6лет Рассказывать детали картинок (книга с иллюстрациями, передать сюжет услышанной истории. Понятие времени,

При правильно построенной работе аутичные дети могут добиться неплохих результатов. Периоды прогресса могут сменяться регрессом, так же как и у здоровых детей. В работе с аутичными детьми, как ни с какими другими, важны последовательность, твердость, настойчивость. Конечно, это очень сложная и кропотливая работа, как для родителей, так и для специалистов. Но важно помнить: добиваясь от ребенка правильного поведения, целенаправленной деятельности, мы формируем соответствующий стереотип и ему так будет легче социализироваться в обществе и познавать мир. Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком 3 лет, имеющим нарушения аутистического спектра Задачи: 1. Установить эмоциональный контакт с ребенком. 2. Развивать эмоциональную устойчивость ребенка с помощью психологических игр. 3.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком 6–7 лет с нарушением аутистического спектра Ф. и. ребенка:___ Дата рождения:___ Проблема:___ Задачи: 1. Установить эмоциональный контакт с ребенком.

«Речевое развитие детей дошкольного возраста». Консультация для родителей Представляю Вашему вниманию консультацию для родителей детей дошкольного возраста. Гуляя с собакой, часто слышу как мама говорит своему.

Нетрадиционное оборудование «Речевое дерево» для детей старшего дошкольного возрастаНетрадиционное оборудование «Речевое дерево» для детей старшего дошкольного возраста Формирование речи дошкольников, согласно ФГОС, является одной из приоритетных задач для педагога дошкольного учреждения. Своевременное появление.

Основные подходы в работе с расстройствами эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возрастаОсновные подходы в работе с расстройствами эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста Согласно системной походу (Витакер К., Пэпп П., Ричардсон Р., Сатир В., Черников А. В., Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. И., Варга А. Я.) в понимании.

Родительское собрание-практикум «Речевое развитие ребенка 6 лет» в старшей группеРодительское собрание-практикум «Речевое развитие ребенка 6 лет» в старшей группе Цель: повышение компетентности родителей в области речевого развития детей старшего дошкольного возраста Задачи: • познакомить родителей.

Родительское собрание «Речевое развитие ребенка 4–5 лет, роль мелкой моторики»Родительское собрание «Речевое развитие ребенка 4–5 лет, роль мелкой моторики» Воспитатель: Наседкина Наталья Анатольевна Ход собрания. Красочно обозначена тема собрания. Перед началом собрания родители знакомятся.

Родительское собрание «Речевое развитие ребенка»Родительское собрание «Речевое развитие ребенка» Цель: раскрыть значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка. Задачи: познакомить родителей с особенностями развития речи детей.

Сценарий новогоднего мероприятия для детей начальной школы (1–4 класс) с расстройством аутистического спектра (РАС) Сценарий новогоднего мероприятия для детей начальной школы (1–4 класс) с расстройством аутистического спектра (РАС) 8:3–8:4 Дата проведения:.

Советы в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра Советы в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра Субботина Татьяна Михайловна Буду рада, если мои советы из опыта работы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Речевое развитие ребенка с расстройствами аутистического спектра старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 4 апреля 2023 в 09:56
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Речевое развитие ребенка с расстройствами аутистического спектра старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Пузенко на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД