Получи документы

Развитие словесно-логического мышления с помощью логических игр и упражнений для детей с ТНР

Альбина Васильева
Развитие словесно-логического мышления с помощью логических игр и упражнений для детей с ТНР

Словесно – логическое мышление – это мыслительная деятельность, которая развивается в дошкольном возрасте и переходит к теоретическому мышлению, характерному для взрослого человека. Особенности формирования словесно логического мышления в дошкольном возрасте заключаются в активном становлении категориального строя мыслительных процессов. Абстрактные понятия, которые все больше наполняют лексический словарь ребенка, приобретают конкретность и помогают ему формулировать суждения. Оперируя суждениями, детский мозг приходит к умозаключениям и выводам. [1, C. 20-25]

Публикация «Развитие словесно-логического мышления с помощью логических игр и упражнений для детей с ТНР» размещена в разделах

Начальный этап развития логического мышления у младших дошкольников отличается скудностью обоснований и аргументации. Пятилетние дети уже способны объяснять некоторые свои суждения, но они чаще ссылаются на случайные обобщения. В рассуждениях старших дошкольников прослеживается более глубокое понимание многих закономерностей, но им также не всегда удается абстрагироваться от несущественных признаков в своих умозаключениях. На умение выделять существенные признаки опирается обобщение и классификация, это необходимый навык для школьного обучения.

Группу посещают дети с тяжёлыми нарушениями речи. Детям присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность. Работая со своими воспитанниками, я заметила, что дети часто отвлекаются, затрудняются сделать выводы, быстро устают, а это ведёт к снижению внимания, памяти, а значит, дети плохо усваивают программный материал.

Развивать словесно – логическое мышление у детей дошкольного возраста очень важно, ведь дети готовятся к поступлению в школу. Дети первого класса начинают изучать школьную программу, в которой имеются элементы логики, и детям с неразвитым вербальным мышлением сложно будет усвоить новые знания.

Все качества мышления нуждаются в тренировке, так как только в деятельности происходит их совершенствование. В развитии мышления и других психических процессов дошкольников и младших школьников большое значение имеет игра, процесс которой связан со свойствами предметов (их формой, весом, величиной, цветом, особенностями, произведением с ними различных действий. Это способствует комплексному изучению этих предметов, создает условия для одновременного взаимодействия различных органов чувств.

Важное значение для развития мышления имеют занятия рисованием, лепкой, конструированием, которые включают в себя постановку ребенком задач, наблюдение, требуют внимательного и организованного отношения. Постепенно, с обогащением жизненного опыта ребенка, накоплением знаний, Развитием его мыслительной деятельности, умения сравнивать, обобщать и анализировать развивается наблюдательность ребенка, мышление становится более полным, гибким, обогащенным деталями, целенаправленным. Поэтому, при организации образовательно – воспитательный процесса, всегда учитываю, что основная деятельность детей – это игра. [2, C. 19-49]

На таких занятиях где используются игровые сюжеты, логические игры и логические упражнения у детей появляется интерес, они меньше испытывают утомление.

Развитие словесно – логического мышления происходит с помощью пересказывания любимых и понравившихся мультфильмов, сказок, сочинения историй с любимыми героями, а также решение упражнений на логику, разгадывания загадок, объяснение значений пословиц и поговорок. В своей работе использую карты Проппа. Карты Проппа позволяют изучить огромное количество сказок, стимулировать, обогащать и развивать речь - дети стали запоминать больше информации, более точно пересказывают текст.

Предлагаемые игры на развитие мыслительных процессов помогут совершенствовать мыслительные операции ребенка с нарушением речи.

Игра – ассоциация «Второе слово».

Создаются две команды участников. Игрок первой команды придумывает любое слово и говорит его противнику другой команды, только слово произносится тихо, чтоб его не слышали. Этот игрок придумывает ассоциацию на это слово и говорит его в слух своей команде. Например, если загадано слово «стол», тогда игрок произносит слово «стул». Его команда, посовещавшись, должна отгадать первое слово. Если у них не получиться отгадать, тогда это возможность переходит другой команде. Команда, отгадавшая слово получает балл. Подобные игры хорошо развивают словесно- логическое мышление. [5, C. 108-198]

Игра «Кто похвалит лучше всех».

Детям предлагаю придумать как можно больше характеристик для одного объекта. Можно придать соревновательный характер данной игре.

Игра «Определи хозяина».

Называют детям один-два ярких признака, на основе которых они определяют целостный образ. Например: хвост и ушки, ручка, колючки, лист, крышка.

Игра «Свободные ассоциации».

Инструкция: «Какой образ или признак ты вспоминаешь, когда слышишь это слово?». В игре могут принимать участие несколько человек. Первый называет любое слово, второй свою ассоциацию с ним, третий называет качество или понятие, ассоциирующееся с предыдущим словом. Иногда можно уточнять, почему именно эта ассоциация возникла у дошкольника. [4, C. 65-67]

Игра на отношение понятий «Запутать хочу».

1. Чего больше в огороде: овощей или огурцов? 2. Чего больше в саду: яблок или фруктов? 3. Чего больше в квартире: мебели или диванов? 4. Чего у тебя меньше: одежды или костюмов?

Таким образом, развитие словесно – логического мышления происходит поэтапно, с индивидуальным подходом к каждому. Ведь один ребенок с наглядно – образным мышлением, другой – с наглядно – действенным. Но применение игр на развитие словесно – логического мышления активизируют разнообразные умственные процессы и принимают произвольный характер. [3, C. 37-59]

Литература

1. Басов А. В, Тихомирова Л. Ф. Развитие логического мышления детей. – Ярославль: “Академия развития”, 1998.

2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. – М: “Просвещение”, 1991.

3. Венгер Л. А. и др. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – М: “Просвещение”, 1989.

4. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Математика. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – М. : ТЦ "Учитель", 2007.

5. Энциклопедия развивалок. – М. : Эксмо, 2011. – 240 с. Развивающие игры.

Публикации по теме:

Дидактическая игра из крышек на развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста «Займи свой домик»Дидактическая игра из крышек на развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста «Займи свой домик» Одна из основных задач воспитания в дошкольном возрасте – своевременное познавательное развитие. Важнейшей стороной познавательного развития.

Консультация для родителей «Развитие логического мышления с помощью счётных палочек с детьми подготовительной группы»Консультация для родителей «Развитие логического мышления с помощью счётных палочек с детьми подготовительной группы» Консультация для родителей «Развитие логического мышления с помощью счётных палочек» Главной целью системы дошкольного образования является.

Консультация для родителей «Развитие логического мышления у детей» Консультация для родителей. «Развитие логического мышления у детей» Консультация для родителей. «Развитие логического мышления у детей».

Мастер-класс изготовления игры «Бабочки летают» на развитие логического мышления для детей дошкольного возрастаМастер-класс изготовления игры «Бабочки летают» на развитие логического мышления для детей дошкольного возраста Материал будет интересен воспитателям и родителям детей дошкольного возраста. Для изготовления игры понадобились: - картон белый; - фломастеры;.

Развитие интеллектуальной готовности детей 6–7 лет с помощью логических блоков ДьенешаРазвитие интеллектуальной готовности детей 6–7 лет с помощью логических блоков Дьенеша Каждый родитель желает видеть своего ребёнка успешным в будущем: в учебе в школе, профессиональной деятельности. Безусловно, успешность.

«Путешествие по математическим островам». Развитие логического мышления детей подготовительной группы«Путешествие по математическим островам». Развитие логического мышления детей подготовительной группы Цель работы – развивать логическое мышление у детей подготовительной группы в процессе решения занимательных задач. Задачи : Обучающие:.

Развитие логического мышления у детей младшего дошкольного возраста Мышление – это важный процесс, который влияет на обучение и развитие ребенка и способствует комплексному развитию личности старшего дошкольника.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр Развитие логического мышления в старшем дошкольном возрасте помогает формировать у детей высокую активность и глубокие знания в познавательной.

Дидактическая игра на развитие логического мышления и мелкой моторики «Разноцветные ладошки» для детей от 3 летДидактическая игра на развитие логического мышления и мелкой моторики «Разноцветные ладошки» для детей от 3 лет Развивающая игра «Разноцветные ладошки». Игра с разноцветными карточками-ладошками направлена на развитие логического мышления, внимания,.

Занятие для детей младшей группы «Забывчивый художник» на развитие логического мышления Занятие для детей младшей группы "Забывчивый художник" на развитие логического мышления. Цель: Развитие логического и ассоциативного мышления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие словесно-логического мышления с помощью логических игр и упражнений для детей с ТНР
Опубликовано: 29 июля 2023 в 12:00
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие словесно-логического мышления с помощью логических игр и упражнений для детей с ТНР» (включая файлы) размещена пользователем Альбина Васильева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД