МААМ-картинки

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста средствами пластилинографии (1 фото)

Елена Кумшаева
Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста средствами пластилинографии

Опыт работы по теме: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста средствами пластилинографии»

Опыт работы по теме:

«Если Вы хотите вырастить хороших детей, тратьте на них в два раза меньше денег и в два раза больше времени».

Эстер Селсдон

Публикация «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста средствами пластилинографии» размещена в разделах

Пластилинография – это творческий процесс, в ходе которого дети создают объемные картины из пластилина, не задействуя при этом классические инструменты для рисования – кисти, краски или карандаши. Вне зависимости от того, сколько лет ребенку, 2 или 8, рассматриваемый вид декоративно-прикладного искусства положительно влияет не только на его умственное, но и физическое развитие

Рисование пластилином для детей — эффективное средство совершенствования мелкой моторики и воображения. Дошкольники с раннего возраста любят лепить, для них это одно из самых увлекательных занятий. Помимо обычной возни с пластичным материалом, их наверняка заинтересует необычная техника — пластилинография, при которой посредством пластилина на плоской поверхности создаются картины разной степени сложности.

Пластилинография — нестандартная методика творчества с использованием пластилина, результатом которой становятся в разной степени объемные изображения на плоской основе. Помимо пластилина, для создания изобразительных шедевров можно использовать разные декоративные материалы, в том числе природные: бусины, мелкие камушки, бисер, пуговицы, семена, злаковые зерна, ракушки, высушенные стебельки и веточки.

Актуальность и проблемность развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.

Одной из главных проблем в настоящее время для общества является полноценное и всестороннее развитие детей. Развитие руки ребенка, ручных умений или мелкой пальцевой моторики является одним из самых главных условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка.

Поэтому развивать мелкую моторику рук необходимо начинать с раннего возраста.

Функция руки неповторима и универсальна. Сухомлинский в своих воспоминаниях писал о том, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться»

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.

В настоящее время у многих детей иметься общее моторное отставание, но в большей степени это проявляется у детей которые живущих в городах. Это связано с тем, что еще недавно наши мамы и папы вместе с детьми работали больше руками: перебирали крупу, стирали белье, вязали и вышивали, а сейчас всю эту работу выполняют машины. Может где-то это и хорошо так, как у нас освободилось время для других важных дел, но это повлияло на общую недоразвитость моторики рук и неготовность наших детей к письму.

Однако, развивая мелкую моторику рук, мы влияем на общее психическое развитие ребенка. Систематические упражнения по тренировки движений пальцев рук являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга у ребенка.

2. Новизна и оригинальность.

Для того, чтобы добиться успешного и гармоничного развития интеллектуальных способностей, развития речевой деятельности, а также сохранения благоприятного психического и физического развития ребенка необходима система целенаправленной работы по развитию мелкой моторики, в частности через пластилинографию.

Художественный материал "пластилин" имеет огромное значение в развитии ребенка. Рисование пластилином способствует развитию ребенка, что оказывает благоприятное влияние на развитие речи, подготавливает их к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

Интеграция пластилинографии по образовательным областям согласно с ФГОС ДО.

Исходя из этого, были определены основные цели и задачи обучения детей пластилинографии :

Цель: Развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через пластилинографию.

Задачи:

развитие, координации движения рук, глазомера;

• освоение приемов пластилинографии (скатывание, надавливание, размазывание);

• формирование навыков работы с пластилином, пробуждение интереса к лепке.

3. Раскрытие путей реализации представленного опыта.

Весь подбираемый материал для образовательной деятельности с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые способы обобщения.

В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизацию словаря, понимание ребенком речи окружающих. Дети знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми. У детей появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине. Сенсорное развитие занимает одно из основных мест в работе с детьми по пластилинографии. В младшей группе происходит развитие общих сенсорных навыков: различие формы, величины. У детей формируется тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления опыта ребенка.

Дети младшего дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. В ходе творческой деятельности происходит реализация впечатлений, знаний состояния детей в изобразительном творчестве.

Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой деятельности (движения, действия и т. п.)

Основные средства которые используются в образовательной деятельности.

Применение этих средств в работе, позволяет повысить активность и внимание детей, развить их воображение и фантазию. У дошкольников появляется устойчивый интерес к пластилинографии.

Особое внимание уделяется и предметно – развивающей среде. Ведь всё, что окружает детей, во многом определяет их настроение, эстетические эмоции и впечатления.

Существует множество различных приемов рисования пластилином.

• Прямая — подразумевает прикрепление к плоской поверхности «шнуров», «улиток», «шаров» и прочих пластилиновых фигур. Метод применяется в 1-ой младшей группе, то есть приемлем для дошколят 2–3 лет.

• Обратная — представляет собой выкладку пластилинового рисунка на задней поверхности прозрачной, обычно стеклянной, основы по предварительно очерченному контуру. Получается изображение, напоминающее витраж. Техника применима для 5–6-летних дошкольников.

• Контурная — лепка, при которой рисунок формируется из «шнурков» — тонких пластилиновых полосок. Они могут быть разными по толщине, но их диаметр равен по всей длине. Детям непросто скатывать такие полоски, поэтому в детсадах рекомендуется использовать шприцы. В них нужно впихнуть пластилиновую массу, а сами шприцы погрузить в емкость с горячей водой. Когда пластилин внутри размягчится, можно приступать к рисованию. Метод рекомендован для дошкольников средней группы.

• Мозаичная — пластилинография, при которой рисунок формируется из пластилиновых шариков разного диаметра. Рекомендуется для средней возрастной группы.

• Многослойная — подразумевает постепенное наложение пластов пластилина разного колера. Получившийся многоцветный «торт» нужно либо согнуть пополам, либо скрутить в полоску, затем разрезать на части. Эта техника пластилинографии предназначена для дошкольников старшей группы.

• Фактурная — пластилинография, при которой создаются выпуклые, то есть барельефные, рисунки. Степень выпячивания изображения над плоской основой может быть разной. Техника предназначена для детей подготовительной группы.

• Модульная — лепка, при которой детали рисунка выполняются в разных вышеперечисленных техниках, затем соединяются в цельную картину. Рекомендуется для старших дошкольников.

Организация взаимодействия с родителями и коллегами.

Для достижения положительных результатов в развитии детей невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Родители - самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. По данным проведенных бесед выяснилось, что у большинства дома нет пластилина для самостоятельного творчества. Родители сами не уделяют внимание лепке и не владеют простейшими навыками работы. Проводимые с родителями различные консультации, мастер – классы, выставки совместного творчества дали свои результаты. Многие из родителей приобрели пластилин, доски для лепки для занятий дома.

Также родители принимают активное участие в изготовлении совместных поделок. Понимание родителями значимости кистевой моторики сохранит не только физическое и психическое здоровье ребёнка, но и оградит его от дополнительных трудностей обучения, поможет сформировать навыки письма.

Проведенная мною работа показала свою результативность. Мною была организована выставка книг и пособий по развитию мелкой моторики рук. Очень заинтересовала воспитателей методика формирования опыта развития моторики младших дошкольников. Для этих целей был проведен мастер – класс «Рисуем картину пластилином», где проследили последовательность работы, этапы. Почти все коллеги изъявили желание позаимствовать разработанную мною систему мероприятий с детьми.

5. Результативность развития воспитанников.

Для отслеживания результатов работы с детьми проводилась диагностика два раза в год (октябрь, март). Она была направлена на обследование уровня развития ручных умений детей, а именно:

1. Технические навыки: раскатывание, сплющивание, размазывание.

2. Проявление творчества в декоре

3. Развитие мелкой моторики

4. Проявление аккуратности и трудолюбия

6. Результативность педагогической деятельности.

Оценка имеющего опыта показала, что разработанная система педагогической работы с детьми и родителями способствовала изменению уровня развития мелкой моторики рук и пальцев у детей младшего дошкольного возраста. Использование разных форм педагогической работы с детьми ведет к повышению, сохранению и обогащению эмоционально –познания окружающего мира и развитию творческого потенциала младших дошкольников.

Но главное значение образовательной работы по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у детей развивается ловкость рук, укрепляется сила, движения становятся более согласованными. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.

Литературные источники

1. Тюфанова И. В. «Мастерская юных художников». -СПб., «Детство-Пресс», 2002 г.

2. Венгер Л. А. «Педагогика способностей». -М., 1973 г.

3. Григорьева Г. Г. «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности». -М., 2000 г.

4. Комарова Т. С. «Дети в мире творчества». -М., 1995 г.

5. Межиева М. В. «Развитие творческих способностей у детей 5 – 9 лет». Ярославль. Академия развития, 2002 г.

6. Рейд Б. «Обыкновенный пластилин». -М., 1998 г.

7. Шумакова Н. Б. «Одаренный ребенок: особенности обучения». -М., Просвещение, 2006 г.

8. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду». Авторская программа «Цветные ладошки».

9. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев. -М. ; АСТ; СПб: Сова, 2006 г.

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста средствами пластилинографии
Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста с помощью игр фрутокрышечкамиРазвитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста с помощью игр фрутокрышечками «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский Актуальность развития мелкой моторики детей дошкольного возраста объясняется.

Формирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игрыФормирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры Данная тема выбрана была не случайно. Именно сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка, является залогом его.

Фотоотчет по теме самообразования «Развитие мелкой моторики у детей младшего и среднего дошкольного возраста»Фотоотчет по теме самообразования «Развитие мелкой моторики у детей младшего и среднего дошкольного возраста» В настоящее время, пожалуй, навряд ли найдется такой человек, которому будет неизвестно о важности развития мелкой моторики и координации.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.

Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста" «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Истоки способностей.

Презентация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования» В дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего.

Развитие мелкой моторики детей с ОВЗ средствами нетрадиционного оборудования (ФГОС до) Развитие мелкой моторики детей с ОВЗ средствами нетрадиционного оборудования (ФГОС ДО) Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. В. А.

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Актуальность проблемы Развитие мелкой моторики рук имеет  значение для общего развития ребенка. Доказано, что развитие рук находится в.

Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста. Из опыта работыРазвитие мелкой моторики у детей младшего возраста. Из опыта работы "Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста".Из опыта работы. Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителямиРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителями Развитие речи всегда красной нитью проходит через все образовательные области. Захватывает оно и познавательное развитие, а в моем случае,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста средствами пластилинографии
Опубликовано: 5 января 2023 в 23:31
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста средствами пластилинографии» (включая файлы) размещена пользователем Елена Кумшаева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД