Получи документы

Рабочая программа по финансовой грамотности

Ирина Балахнина
Рабочая программа по финансовой грамотности

Направленность программы – социально-гуманитарная.

Уровень освоения содержания программы стартовый.

Актуальность программы. Необходимость принятия в повседневной жизни тех или иных финансовых решений, а также затруднения, возникающие при использовании современных финансовых инструментов, обуславливают важность приобретения каждым человеком знаний и навыков в области финансов. Под словом «финансы» в данном конкретном случае следует понимать всю совокупность личных и семейных денежных средств, которыми будет распоряжаться человек в течение жизни. Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017– 2023 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 года № 2039-р, содержит определение финансовой грамотности как результата процесса финансового образования, который, в свою очередь, определяется как сочетание осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений.

Публикация «Рабочая программа по финансовой грамотности» размещена в разделах

В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги. Формирование финансовой воспитанности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести необходимые личностные качества.

Адресат программы. Данная Программа рассчитана на детей в возрасте: 5-6 лет (первый год обучения, 6-7 лет (второй год обучения). Набор в кружок осуществляется по принципу добровольности, без отбора и предъявления требований к наличию у них специальных умений. Количественный состав группы первого года обучения – 30 человек, второго года обучения – 30 человек.

Объем и срок освоения программы. Программа предусматривает обучение в течение двух лет, общее количество часов на весь период обучения – 27 часов. первый год обучения – 14 часов; второй год обучения – 13 часов.

Формы обучения и форма организации обучения: очное.

Режим занятий. Занятие проводится два раза в месяц по одному академическому часу. Продолжительность одного академического часа для детей в возрасте 5-6 лет – 25 минут, для детей в возрасте 6-7 лет - 30 минут. Цель программы : формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире.

Задачи:

Первый год обучения:

- дать дошкольникам первичные финансовые и экономические представления;

- развивать умение выделять экономическое содержание из сказочного произведения;

-понимать простейшие экономические явления и основные экономические категории;

-давать аргументированную оценку поступкам героев; формировать у детей представления о профессиях и труде взрослых;

- воспитывать уважение к своему и чужому труду, добросовестное отношение к посильному труду, коллективизму в быту, предусматривающему взаимопомощь между членами семьи, друзьями, соседями.

Второй год обучения: - поддерживать интерес к изучению мира экономики и финансов;

- положить начало формированию финансово-экономического мышления;

- способствовать формированию разумных экономических потребностей, умению соизмерять потребности с реальными возможностями их удовлетворения;

- обогатить словарный запас дошкольников основными финансово-экономическими понятиями, соответствующими возрасту детей;

- стимулировать мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам.

Содержание программы.

Учебно-тематический план первого года обучения.

Общее кол-во часов Теория Практика

1 Потребности 2 1 1

2 Труд 2 1 1

3 Ремесло 2 1 1

4 Товар 2 1 1

5 Бартер 2 1 1

6 Деньги 2 1 1

7 Реклама 2 1 1

Итого 14 7 7

Содержание учебно-тематического плана первого года обучения.

Тема 1. «Потребности»

Теоретическая часть: 1. Чтение сказки «Три поросенка» с последующим обсуждением.

Практическая часть:

2. Конструирование различных видов жилья

Тема 2. «Труд»

Теоретическая часть:

1. Чтение РНС «Морозко».

Беседа по прочитанному

Практическая часть:

2. Коллективный хозяйственно-бытовой труд в группе

Тема 3. «Ремесло»

1. Чтение РНС «Каша из топора».

Беседа с детьми

Практическая часть:

2. Сюжетно-ролевая игра «Кулинарный поединок»

Тема 4. «Товар»

Теоретическая часть:

1. Чтение РНС «Как барин овцу купил».

Беседа с детьми

Практическая часть:

2. Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет»

Тема 5. «Бартер» 5

Теоретическая часть:

1. Чтение РНС «Лисичка со скалочкой».

Беседа с детьми

Практическая часть:

2. Квест «Киндер Сюрприз» (игра на обмен заранее приготовленными игрушками)

Тема 6. «Деньги»

Теоретическая часть:

1. Чтение РНС «Серебряная монетка» Г. -Х. Андерсон.

Беседа с детьми

Практическая часть:

2. Изготовление денег для сюжетно-ролевой игры «Супермаркет»

Тема 7. «Реклама»

Теоретическая часть:

1. Чтение РНС «Мальчик с пальчик».

Беседа с детьми

Практическая часть:

2. Изготовление рекламных буклетов.

Учебно-тематический план второго года обучения.

№ Раздел программы Количество часов

Общее кол-во часов Теория Практика

1 Потребности 2 2 -

2 Товар 1 1 -

3 Труд 1 1 -

4 Ремесло 3 2 1

5 Бартер 1 1 -

6 Деньги 3 2 1

7 Реклама 1 - 1

8 Итоговое занятие 1 - 1

Итого 13 9 4

Содержание учебно-тематического плана второго года обучения. Тема 1. «Потребности»

Теоретическая часть:

1. Понятие об экономике. Как жили первобытные люди

2. Потребности современного человека

Тема 2. «Товар»

Теоретическая часть:

1. «Что такое ресурсы»

Тема 3. «Труд»

Теоретическая часть:

1. Труд и товар

Тема 4. «Ремесло»

Теоретическая часть:

1. Поговорим о профессиях

2. Поговорим о профессиях (продолжение)

Практическая часть:

3. Изготовление плакатов «Дерево профессий» - профессии моей семьи Тема 5. «Бартер»

Теоретическая часть:

1. Обмен и деньги

Тема 6. «Деньги»

Теоретическая часть:

1. Экономика семьи

2. Мы с мамой идем в магазин Практическая часть

3. Мы играем в «Магазин»

Тема 7. «Реклама»

Практическая часть:

1. Просмотр рекламных видеороликов.

Изготовление рекламных буклетов

Тема 8. «Итоговое занятие»

Практическая часть:

1. Викторина «Знаете ли вы экономику»

Планируемые результаты.

К концу первого года обучения:

дети знают такие понятия как «потребность», «товар», «деньги», «реклама», «труд», «ремесло», «обмен»; знают профессии; проявляют уважение к результатам трудовой деятельности.

К концу второго года обучения: дети начинают использовать в своей речи экономические категории; дети начинают соизмерять свои потребности и финансовые возможности семьи; проявляют бережливость.

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ.

Календарный учебный график

№ Год обучения Объем учебных часов Всего учебных часов Количество учебных часов Режим работы

1 1 14 14 14 2 раза в месяц

2 2 13 13 13 2 раза в месяц

Условия реализации программы

Для реализации программы необходимо материально-техническое обеспечение. Занятия проводятся в группе (площадь 60 м 2). Основной формой занятия на первом и втором году обучения является игра, что позволяет педагогу «идти от ребенка», учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей. Также используются методические материалы и средства обучения и воспитания: методическая литература; детская литература (сказки, методические пособия по всем разделам; электронная библиотека; иллюстрации.

Формы аттестации и оценочные материалы

Основной задачей мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы является определить степень освоения ребенком содержания Программы. Мониторинг проводится педагогами, реализующими Программу, и отслеживается через оценку уровня сформированности финансовой воспитанности.

Мониторинг делится на:

- первичный (сентябрь);

- итоговый (май).

Полученные в ходе мониторинга результаты фиксируются в диагностической таблице. В сравнении с результатами первичной диагностики итоговый мониторинг позволяет определить у детей уровень финансовой воспитанности.

Результаты освоения Программы доводятся до сведения родителей (законных представителей) в конце мая (через любые удобные формы – собрание, индивидуальные консультации, рекомендации и т. п.).

С каждым ребенком работа проводилась индивидуально и по мере успешности ответов на задания, определялся уровень экономической воспитанности.

Задание 1. Цель: Определить уровень знаний о потребностях человека, животных, растений.

Задание 2. Цель: Определить уровень знаний о природных и капитальных ресурсах (транспорт, инструменты, оборудование); о производителях товаров и услуг.

Задание 3. Цель: Определить уровень знаний о деньгах, рынке и цене. Задание 4. Цель: Определить уровень знаний о рекламе.

Критерии и показатели финансовой грамотности детей дошкольного возраста

Критерии Показатели

Когнитивный компонент (наличие знаний и представлений об экономической жизни детей) - знание ребенком потребностей семьи;

- представления о труде родителей;

- представления об экономических понятиях;

- проявление интереса к окружающим явлениям современного общества

Поведенческо-деятельностный компонент (экономические умения) - отражение имеющихся знаний в игровой, трудовой, продуктивной деятельности и умение опираться на эти знания; - общение со взрослыми и сверстниками, способность к выбору, взаимопомощь, умение находить свое место в общем деле, стремление к сотрудничеству, достижение поставленной цели.

Эмоционально-ценностный компонент (нравственно-экономические качества личности - проявление бережливости, ответственности, деловитости и предприимчивости; - оценка проявления этих качеств у сверстников.

По наличию и совокупности показателей, которые соответствуют представленным критериям, можно судить об уровнях экономической воспитанности: высоком, среднем и низком.

Высокий уровень: дети могут объяснить элементарный смысл экономических понятий, проявляют ярко выраженный и устойчивый интерес к труду родителей, имеют представление о работе родителей, употребляют экономические слова и словосочетания; находятся в позиции активных участников событий, способны отразить полученные знания в играх; готовы к общению со взрослыми и сверстниками, задают множество вопросов и самостоятельно пытаются найти ответы на них; своевременно выполняют поручения, способны контролировать свои действия, оценивать результаты деятельности; стремятся и умеют проявлять инициативу, энергично выполняют поручения, доводят начатое дело до конца.

Средний уровень: дети имеют представление об экономических понятиях, но не всегда могут объяснить их; у них наблюдается неустойчивый интерес к потребностям своей семьи, труду родителей; имеющиеся у них знания нечеткие, поверхностные; имеют достаточно представлений об окружающем мире, но не умеют использовать имеющиеся знания; под руководством взрослого умеют организовывать свою деятельность, своевременно выполняют поручения; добросовестно относятся к материальным ценностям, но большую заботу проявляют лишь к вещам личного пользования; порученную работу выполняют вовремя и добросовестно только под руководством взрослого; не всегда активны, но способны проявлять упорство в достижении цели.

Низкий: дети не могут объяснить смысла экономических понятий, не проявляют интереса к потребностям своей семьи, труду родителей, окружающим явлениям современного общества, не употребляют в речи экономические слова; не проявляют интереса к продуктивной деятельности, ведут себя как посторонние наблюдатели; не доводят начатое дело до конца, быстро те- 8 ряют интерес к труду и оставляют работу, возвращаясь к игре; не склонны к бережному отношению к личной и общественной собственности; при выполнении работы не проявляют какойлибо заинтересованности в ее результате; безответственны, безынициативны, не проявляют упорства в достижении цели.

Карта мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.

Ф. И. ребенка ___ Год рождения___

Начало года Средний балл Уровень Конец года Средний балл Уровень

Знания о потребностях

Знания о ресурсах

Знания о деньгах и цене

Знания о рекламе

Всего баллов

Методические материалы

Для освоения данной Программы на занятиях применяются: - методы обучения (словесный, наглядный практический; объяснительноиллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский проблемный; игровой, дискуссионный, проектный и др.) и воспитания (убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.); - педагогические технологии - технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология модульного обучения, технология блочно-модульного обучения, технология дифференцированного обучения, технология разноуровневого обучения, технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой деятельности, технология портфолио, технология образа и мысли, здоровьесберегающая технология.

Список литературы

1. Смоленцева, А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок [Текст] : Практическое пособие / А. А. Смоленцева. – М. : АРКТИ, 2006.

2. Шорыгина, Т. А. Беседы об экономике [Текст] : методические рекомендации / Т. А. Шорыгина. – М. : ТЦ Сфера, 2017

Публикации по теме:

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Планирование на Неделю финансовой грамотности с детьми 4–5 летПланирование на Неделю финансовой грамотности с детьми 4–5 лет Понедельник НОД по финансовой грамотности для дошкольников «Азбука денег». Чтение экономической сказки для детей дошкольного возраста «Хранители.

Конспект занятия по финансовой грамотности «По дорожкам финансовой грамотности» «По дорожкам финансовой грамотности» для детей 5 лет, уже изучивших азы финансовой грамотности. Цель: содействие финансовому просвещению.

Консультация для родителей «Азбука финансовой грамотности»Консультация для родителей «Азбука финансовой грамотности» Дошкольное детство — большой отрезок жизни ребенка. Этот возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности,.

Лэпбук по финансовой грамотности для дошкольниковЛэпбук по финансовой грамотности для дошкольников Лэпбук по финансовой грамотности для дошкольников Экономика поможет нам понять Как решенья принимать, Как ресурсы сберегать И страной.

Лэпбук по финансовой грамотности «Сундук сокровищ»Лэпбук по финансовой грамотности «Сундук сокровищ» Цель: Способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста основ финансовой грамотности. Задача: преподнести элементарные финансовые.

НОД по финансовой грамотности «Что такое деньги»НОД по финансовой грамотности «Что такое деньги» Конспект НОД по финансовой грамотности «Что такое деньги» в старшей группе Цель: SSS 61482; раскрыть сущность понятия «деньги», «монета»,.

Проект по финансовой грамотности «Деньги-помощники»Проект по финансовой грамотности «Деньги-помощники» Хочется поделиться с коллегами и родителями,которые посещают мою страничку, о том, что мы с воспитанниками начали проект по финансовой.

Консультация «Детям о финансовой грамотности»Консультация «Детям о финансовой грамотности» Помню, в детстве, мама оставила мне денег на молоко. Путь в магазин пролегал мимо стихийного базарчика, где торговали всем тем, что вырастили.

Стенгазета-плакат «Азбука финансовой грамотности»Стенгазета-плакат «Азбука финансовой грамотности» Финансовая грамотность — это совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа по финансовой грамотности
Опубликовано: 4 мая 2022 в 08:01
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа по финансовой грамотности» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Балахнина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД