МААМ-картинки

Профилактика дислексии у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи средствами игровой деятельности

Юлия Бережная
Профилактика дислексии у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи средствами игровой деятельности

Развитие речи дошкольников является одним из важных условий в подготовке детей дошкольного возраста к школьному обучению. Одним из основных направлений формирования грамматически правильной устной речи является работа по предупреждению дислексии у дошкольников.

Дислексия – состояния, основным проявлением которых является стойкая избирательная неспособность овладеть навыком чтения, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального и речевого развития, отсутствие нарушений слухового и зрительного анализаторов и оптимальные условия обучения. Основным нарушением при этом является стойкая неспособность овладеть слогослиянием и автоматизированным чтением целыми словами, что нередко сопровождается недостаточным пониманием прочитанного [2].

Публикация «Профилактика дислексии у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи средствами игровой деятельности» размещена в разделах

Дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР, страдающие несформированностью фонематического слуха, зрительно-пространственного и слухо-пространственного гнозиса, находятся в особой группе риска.

Профилактика – самая эффективная мера, позволяющая своевременно предупредить возможные трудности в овладении детьми чтением [3].

Предупредить ошибки всегда намного легче, чем потом их исправить, поэтому профилактическую работу нужно начинать как можно раньше. И это особенно важно для детей с ТНР.

Как известно, игровая деятельность является ведущим видом деятельности в дошкольный период детства, поэтому педагогам необходимо использовать ее возможности для профилактики дислексии у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи.

Игровая деятельность – это деятельность ребенка в рамках воображаемой (условной, мнимой) ситуации, мотив которой заключается в осуществлении самой деятельности [1]

Основной целью коррекционного воздействия является формирование тех психических функций и процессов, которые обеспечивают нормальное функционирование операций процесса чтения. Поэтому с целью профилактики дислексии у детей с ТНР проводится систематическая работа, направленна на:

- развитие языкового анализа и синтеза;

- развитие слогового синтеза;

- развитие грамматического строя речи, уточнение синтаксических связей между словами в предложении;

- расширение и уточнение лексического запаса дошкольников;

- развитие зрительно-пространственных функций.

Ниже представим игры для профилактики дислексии у дошкольников с ТНР, которые можно использовать в организованной образовательной деятельности, в режимных моментах, на прогулке.

Например, предлагаем следующие игры на формирование буквенного гнозиса, дифференциации зрительных образов букв.

1. Найти букву, среди графически сходных.

2. Соотнести буквы, выполненные разным шрифтом.

3. Определить буквы, находящиеся в неправильном положении.

4. Назвать или записать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями.

5. Обвести букву, раскрасить, срисовать по предложенному образцу.

6. Обвести контуры букв, выполненные пунктиром.

7. Дописать букву.

8. Назвать буквы наложенные друг на друга.

9. Определить правильно и неправильно написанные буквы.

10. «На что похожа буква?»

11. Конструирование букв из элементов.

12. Лепка буквы из пластилина, выкладывание из счётных палочек.

13. Определить различие сходных букв, состоящих из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве.

14. Изготовление букв из семечек, гороха, фасоли, гречки

15. Письмо по манной крупе, на песке.

16. Письмо буквы в воздухе, пальцем на ладони, спине, колене.

17. Выкладывание букв с помощью ниток, шнурков.

Закрепление операций слогового анализа и синтеза проводится с использованием следующих игр:

1. Определить количество слогов в названных словах – поднять соответствующую цифру.

2. Игра «Хлоп – топ». Отхлопывается количество слогов в слове, а затем делается столько шагов вперёд, сколько слогов в слове.

3. Игра «Домики». Дети раскладывают картинки под одно, двух или трехэтажными домами в зависимости от того, сколько в них слогов.

4. Игра «Поезд». Детям предлагается макет поезда: паровоза и трех вагонов с цифрами 1;2;3. В первом вагоне размещаются слова-картинки из одного слога, во втором – из двух слогов, в третьем – из трех.

5. Игра «Зашифрованное слово». Выделить первый слог из названий картинок, объединить слоги в слово ( например: мама, шина, Надя – машина).

6. Определить пропущенный слог в названии картинок.

7. «Угадай, кто к нам пришел?» Заранее готовятся игрушки, дети – угадывают их по слогам, данным в беспорядке ( например: ка – миш, ка – зай, са – ли).

8. Определить слово или предложение, произнесенное по слогам.

9. Выделить из предложений слова, которые состоят из двух, трех слогов.

10. По сюжетной картинке назвать слова из 1;2;3 слогов.

11. «Телеграф». Ребенок или педагог отстукивали слоговую структуру слова, дети отгадывали, что это за слово (по картинкам).

Таким образом, только целенаправленная и систематическая работа по профилактике дислексии у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи позволит предупредить нарушения чтения. Использование игровой деятельности для решений этой цели повысит эффективность, реализуемой в ДОУ, работы по профилактике дислексии у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности.

Библиографический список

1. Куликова И. Н., Овеснова С. П., Вакеева Е. Б. Использование игровых технологий в системе работы по предупреждению нарушений письма и чтения у дошкольников с ТНР// Специальное образование. 2014. С. 116-119.

2. Макарова С. А. Дислексия или нарушения чтения : виды, симптомы, способы профилактики и коррекции. Методическое пособие для педагогов начальной школы. Ирбит, 2020. 23 с.

3. Тюнеева А. А. Предупреждение дисграфии и дислексии у старших дошкольников с ТНР // Вопросы дошкольной педагогики. 2017. № 1 (7). С. 131-135.

Публикации по теме:

Развитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельностиРазвитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра -это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается.

Развитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятияхРазвитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Развитие речи детей раннего возраста (2–3 года) средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Театрализованная деятельность.

Реализация прав детей на здоровье средствами игровой деятельности В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является актуальной, так как результаты научных исследований свидетельствуют.

Активизация речевой деятельности у детей с нарушениями речи через дидактические игрыАктивизация речевой деятельности у детей с нарушениями речи через дидактические игры Здравствуйте, уважаемые коллеги, хочу представить Вашему вниманию дидактические игры по развитию речи, сделанные из таких материалов, как.

Кинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопедаКинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопеда Здравствуйте! Мне хочется поделиться своим опытом по развитию мелкой мускулатуры рук у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Не секрет,.

Консультация «Экологическое воспитание дошкольников средствами изобразительной деятельности»Консультация «Экологическое воспитание дошкольников средствами изобразительной деятельности» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №1 «ТОПОЛЁК» Консультация «Экологическое воспитание дошкольников.

Значение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речиЗначение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи В 1950 году фонетическую ритмику, как верботальный метод реабилитации лиц с серьезными проблемами в коммуникации, разработал лингвист Петер.

Моя педагогическая концепция «Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности» Известна народная мудрость: каков у человека характер, такова и его речь. Очень хочется воспитать гармонично развитого человека во всех.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Профилактика дислексии у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи средствами игровой деятельности
Опубликовано: 14 ноября 2023 в 20:02
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Профилактика дислексии у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи средствами игровой деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Бережная в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД