МААМ-картинки

Проектный метод обучения как самый эффективный способ формирования у детей знаний и навыков по ПДД

Наталия Внукова
Проектный метод обучения как самый эффективный способ формирования у детей знаний и навыков по ПДД

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма остается приоритетной для общества проблемой, требующей решения на различных уровнях. Согласно статистике ситуация с дорожно-транспортными происшествиями, участниками которых становятся дети, имеет тенденцию к ухудшению. Это обусловлено резким ростом автомобильного парка, слабой подготовленностью детей к безопасному участию в дорожно-транспортном процессе.

Публикация «Проектный метод обучения как самый эффективный способ формирования у детей знаний и навыков по ПДД» размещена в разделах

Ежегодно на планете в результате дорожно-транспортных происшествий гибнут более 260 тысяч детей, а более 10 млн. получают травмы, становятся инвалидами. По данным Всемирной организации здравоохранения, гибель в результате ДТП является третьей по значимости причиной смерти для детей в возрасте 5-9 лет.

Среди жертв ДТП много детей дошкольного и младшего школьного возраста. Общество платит слишком большую цену – жизнь и здоровье своих детей, поэтому перед ним стоит важная задача – уберечь детей от ДТП, научить их безопасному поведению на дороге.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования обучение дошкольников безопасному участию в дорожном движении относится к образовательной области: «Социально-коммуникативное развитие детей», которое направлено, в том числе, на формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

С целью решения столь актуальной проблемы педагогические коллективы дошкольных образовательных организаций находятся в постоянном поиске эффективных методов формирования у воспитанников основ безопасности на улицах города.

Первым учителем, который поможет обществу решить эту проблему, должен стать воспитатель дошкольного учреждения. Проблема обучения детей в детском саду имеет свои особенности. От воспитателя требуется не столько обучение знанию правил, сколько обучение действовать безопасно в сложных дорожных ситуациях. Суть заключается в том, чтобы привить ребенку правила безопасного поведения в любой дорожной ситуации.

Программой воспитания в детском саду предусматривается ознакомление детей с различными видами транспорта (грузовыми и легковыми автомобилями, трамваем, троллейбусом и автобусом, работой регулировщиков дорожного движения; воспитание умения правильно вести себя на улице. Для правильной организации работы с детьми педагогу надо хорошо знать правила движения по улице пешеходов и транспорта, дорожные знаки, требования, предъявляемые к передвижению с группой детей по улицам, дорогам и на транспорте.

Воспитатель должен, учитывая имеющиеся у детей знания и умения, постепенно и последовательно ставить перед ними новые задачи, показывать знакомые явления под новым углом зрения, обогащать, закреплять и систематизировать их преставления о правилах движения по улицам и дорогам.

Чтобы добиться успехов в освоении ПДД, необходимо, начиная с дошкольного возраста, осуществлять связь между всеми разделами программы.

В играх дети учатся конструировать машины, различают кабину, двери, окна и т. д., в сюжетных играх типа «Поехали на машине», «Пошли на праздник», «Водители» обращается внимание детей на передвижение в заданном направлении. Эти игры еще и очень просты по своему содержанию.

На занятиях по развитию речи используются беседы, проводится чтение художественной литературы и инсценировки литературных произведений, заучивание стихотворений, загадывание загадок, рассказы; рассматривание и обсуждение иллюстраций, картинок.

Формируя элементарные математические представления детей, воспитатель при этом учит различать левые и правые руки, при этом он говорит: Возьмите линейку так, как я, - в левую руку, положите кружок как у меня – на середину листка» и т. д.

Во время занятий физкультурой малышей учат двигаться в определенном направлении, находить свое место, различать пространственное, например; вперед, обратно, назад, сбоку и т. д. ; проводят подвижные игры: «Поезд», «Трамвай», «Найти свой свет» и др.

Организуются викторины, конкурсы по безопасности движения, просматривание диафильмов, встречи с работниками ГИБДД.

Таким образом, у детей постепенно накапливается определенный опыт движения по улицам, обогащается их словарный запас, повышается уровень пространственной ориентировки. Это позволяет усложнить программные задачи ознакомления детей с ПДД. Воспитатель расширяет словарный запас детей, их представление ориентирования на улице.

Старшему дошкольному возрасту разрозненные сведения о ПДД необходимо связывать в последовательную и стройную систему представлений. Дети должны называть и практически использовать имеющиеся знания правил движения по улицам. Они знакомятся с дорожными знаками, регулированием дорожного движения сотрудниками ГИБДД.

Перед детьми необходимо постоянно ставить новые задачи, требующие самостоятельности действий и активности мыслей, умения применять знания на практике. Подключая детей к обыгрыванию ПДД в различных играх, воспитатель готовит их к жизни, практическому переносу их знаний о ПДД в повседневную жизнь. Умение применять ПДД воспитывается у детей и при рассматривании картин, чтении книг, выполнении отдельных несложных поручений.

Ознакомление детей с ПДД необходимо закладывать с самого раннего детства (с 2 лет). Но не следует думать, что детей такого возраста учат дорожной азбуке. Воспитательная работа, проводимая с ними, является предпосылкой для более глубокого ознакомления в будущем с окружающим миром, формирования у детей ориентировки в нем, закладывается основа для ознакомления с ПДД. В работе используются различные методические приемы и формы.

С малышами 2-3 лет проводятся целевые прогулки, во время которых дети наблюдают несколько видов транспорта (в зависимости от условий) : автомобили легковые и грузовые, автобусы, троллейбусы. На занятиях по развитию речи и других дети рассматривают картинки с изображением транспортных средств, учатся рассказывать о нарисованном, различать красный, зеленый, желтый цвета.

Из года в год эти знания расширяются. Детей постарше (в возрасте 4 лет) приучают понимать и использовать пространственные понятия: тут, там, здесь, вверху, внизу, близко, далеко. С детьми тоже проводятся целевые прогулки, но цель наблюдений при этом уже немного сложнее. Во время прогулок дети могут ответить на различные вопросы, например:

Где едут машины? Из каких частей состоит машины? Какие машины проезжают по улице? Где ходят люди? Можно ли играть на дороге? Почему опасно играть на улице и дороге?

Детям очень нравятся прогулки с целью наблюдения за работой светофора. После этого дошкольники изображают светофор в своей творческой деятельности, закрепляют полученные знания о светофоре в играх.

Известно, что пешеходы на улице должны быть внимательными и осторожными, В детском саду с 3 - 4 лет детей учат внимательности. Сначала в играх, во время которых они должны увидеть определенные изменения в обстановке («Кто ушел?», «Что изменилось?», затем начинается знакомство с ПДД. Дети знакомятся с элементами улицы, понятиями «проезжая часть дороги», «переход», узнают, что для пешеходов и транспорта есть специальные правила движения, которые все обязаны соблюдать. Дети узнают значение сигналов светофора: зеленый свет разрешает проезд по улице и переход через нее, красный свет запрещает, желтый сообщает о том, что сигнал сейчас изменится. В старшей группе знания детей расширяются, углубляются. Воспитатели стремятся применить разные методы и формы работы, чтобы заинтересовать детей, доступнее раскрыть материал. То, что дети видят во время прогулок, закрепляется в процессе занятий в саду. Детям дается задание рассказать, что они видели, когда шли в детский сад. Цель задания – воспитание внимания, памяти, наблюдательности, активизации мышления ребенка. Все знания закрепляются в специальных играх.

От того, насколько ребенок усвоит ПДД и станет точно выполнять их, а не только держать в памяти, во многом зависит его здоровье и жизнь.

С целью решения столь актуальной проблемы педагогические коллективы дошкольных образовательных организаций находятся в постоянном поиске эффективных методов формирования у воспитанников основ безопасности на улицах города. Одним из таких методов, который завоевал широкую популярность и хорошо зарекомендовал себя на практике, является проектный метод.

Это очень эффективный метод взаимодействия с детьми, который позволяет дошкольникам быть активными субъектами образовательного процесса. Благодаря технологии проектирования дети сами ставят перед собой проблему, которая их интересует, и с помощью различных источников информации ищут ответы на свои вопросы, активно включаясь в процесс своего образования. Кроме этого проектная технология реализуется только в триаде; педагоги - дети – родители. Проектная технология как метод активного приобщения дошкольников к чему-либо очень эффективна, ребенок полностью погружается в ту проблему, которая ему интересна, которую необходимо решить. Обучение детей ПДД будет иметь очень хорошие результаты только тогда, когда дошкольник самостоятельно или со своими родителями сможет пройти все круги информационного обеспечения. Ребенок, решая поставленную перед собой задачу, может посетить совместно с родителями библиотеку, использовать Интернет, телевизор, расспросить кого-то из взрослых. После активного получения информации по проблеме ребенок получит более качественные знания и навыки. Кроме того, если говорить об эффективности приобщения дошкольников к правилам безопасного поведения, нельзя не сказать о взаимодействии с родителями. Именно благодаря проектной деятельности взаимодействие с родителями приобретает качественный характер. Родители становятся активными участниками образования своих детей. Очень важно, что родители входя в проектную технологию взаимодействуют с детьми на равных. И дети, и родители открываются в совместной деятельности, они объединены одной целью, поэтому, как правило, в результате проектной деятельности улучшается психологическая обстановка и в семье. По проблеме приобщения детей к правилам безопасного поведения на дороге можно предложить такие проекты для решения :

- «Когда появился первый светофор?»;

- «От кареты до метро»;

- «Какими были первые автомобили?»;

- «Когда появились первые дороги?»;

- «Чем опасен перекресток?».

Главное для воспитателей и родителей в приобщении дошкольников к ПДД – донести до детей смысл, необходимость знаний и навыков по данной проблеме. И всегда необходимо помнить, что ребенок учится законам дорог, беря пример с членов семьи и других взрослых.

Публикации по теме:

Метод моделирования как условие формирования системы знаний о природе у детей старшего дошкольного возраста «Метод моделирования как условия формирования системы знаний о природе у детей старшего дошкольного возраста» Емельянова Майя Анатольевна.

Дидактическая игра как метод формирования навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста 2.2. Дидактическая игра как метод формирования навыков самообслуживания у детей младшего возраста Занятия по формированию культурно-гигиенических.

Дидактическая игра «Волшебный цветок» для активизации словаря детей дошкольного возрастаДидактическая игра «Волшебный цветок» для активизации словаря детей дошкольного возраста дидактическая игра-активный вид учебной деятельности, игра направленная на обучение и развитие детей. конкретные сведения об окружающем мире.

Квиллинг — эффективный метод развития творческих способностей у детей дошкольного возраста Есть свои радости в каждом виде творчества: все дело в том, чтобы уметь брать свое добро там, где его находишь. Оноре де Бальзак Квиллинг.

Мнемотехника — эффективный способ развития памяти дошкольника. Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Театрализованная деятельность как способ формирования социальных навыков дошкольников ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРЕЗЕНТАЦИИ Здравствуйте Уважаемые коллеги! 1-2 слайд «Что такое театр? Это лучшее средство для общения людей,.

Эффективный способ подготовки детей к школе — кинезиология Мастер-класс Подготовила педагог-психолог МДОУ «Детский сад компенсирующего вида №163» Разумкина Лариса Николаевна Нейро-психологические.

Сказкотерапия как эффективный метод работы с детьми с ЗПР Сказкотерапия, как эффективный метод работы с детьми с ЗПР. Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности,.

Технология ТРИЗ — эффективный способ интеллектуального и творческого развития ребенка Технология ТРИЗ – эффективный способ интеллектуального и творческого развития ребенка. Современное общество предъявляет новые требования.

Эффективный и простой способ постановки звука [Л]Эффективный и простой способ постановки звука [Л] Уважаемые коллеги! Хочу поделиться простым и очень действенным приёмом для вызывания звука «Л». Может быть, он уже существует. Но я его.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектный метод обучения как самый эффективный способ формирования у детей знаний и навыков по ПДД
Опубликовано: 2 августа 2015 в 19:07
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проектный метод обучения как самый эффективный способ формирования у детей знаний и навыков по ПДД» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Внукова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД