Папки-передвижки

Проблема развития ребенка и обучения личности в различных психологических теориях

Александр Владимирович Гришин
Проблема развития ребенка и обучения личности в различных психологических теориях

Психоаналитическая теория. Возникнув как концепция объяснения и лечения неврозов, психоанализ возвел свои положения в ранг общего учения о человеке, обществе и культуре. Согласно идеям психоанализа, в основе развития личности лежат внутренние биологические влечения. Однако, то, в чем нуждается человек и к чему он стремится, находится во внешнем, социальном мире. Поэтому человек должен адаптироваться к обществу. Основной этап адаптации, а, следовательно, и развития личности человека приходится на период от рождения до 5 лет. Неудачи адаптации в этом возрасте сказываются в течение всей жизни. Поэтому подход психоаналитиков сосредоточен на истории развития человека в раннем детстве – предполагается, что именно там можно найти разгадку внутренней природы личности.

Публикация «Проблема развития ребенка и обучения личности в различных психологических теориях» размещена в разделах

Основоположником психоанализа является Зигмунд Фрейд (1856–1939). Ядро его теории (фрейдизма) образует представление о «борьбе» между скрытыми в глубинах индивида бессознательными психическими силами (главной из которых является сексуальное влечение – либидо) и необходимостью выжить во враждебной этому индивиду социальной среде. Социальные запреты, создающие «цензуру» сознания, наносят душевную травму, подавляют энергию бессознательных влечений, которая «прорывается» в виде невротических симптомов, сновидений, ошибочных действий, забывания неприятного и т. п.

Согласно З. Фрейду, в анатомии модели личности выделяют три основные структуры:

1) ОНО (ИД) – целиком функционирует в бессознательном и определяется инстинктивными биологическими побуждениями, наполняя поведение личности потребностно-мотивационной энергией. Это нечто темное, не знающее человеческих законов, свободное от всяких ограничений. ИД подчиняется принципу удовольствия, пренебрегая неприятными последствиями для само личности и для окружающих.

2) Я (ЭГО) – часть психического, отвечающее за принятие решения. Его задача – удовлетворять требования ИД, но в соответствии с ограничениями социальной реальности и обеспечивать безопасность и самосохранение организма. ЭГО подчиняется принципу реальности, суть которого – хотя бы на время обуздать буйство ИД, пока не будет найдена возможность разрядки. ЭГО – исполнительный орган личности и тесно связан с интеллектом.

3) СВЕРХ-Я (СУПЕР-ЭГО) – морально-этическая сила личности, формируемая в процессе онтогенеза. По теории Фрейда, в СУПЕР-ЭГО функционируют две подсистемы:

- совесть, способствующая критической самооценке и напоминающая о моральных принципах, запретах и продуцирующая чувство вины, за то, что личность отклонилась от этих норм:

- эго-идеал, определяющий поощрительный аспект переживаний личности, т. е. когда цель достигнута, возникает чувство самоуважения, гордости и морального удовлетворения.

Таким образом, СВЕРХ-Я – это сверх требовательное, практически нереальное представление человека о своем идеале, как бы «Идеальное Я». Актуальный человек стремится к этому совершенству и никогда его не достигает. Это его желание. На отбор желаний влияет социум. Поэтому далеко не каждое желание имеет право на существование. В реальной внутренней жизни человека бывает так, что желание очень сильное (его «поощряет ИД, но в рамках социальных норм и запретов («контролируемых» ЭГО) – нереализуемое. Следовательно, человек оказывается в состоянии фрустрации, которая действует на организм разрушительно.

Согласно теории З. Фрейда, при рождении ребенок представляет собой чистое ОНО (ИД)– примитивную, жаждущую наслаждений составную часть личности. По мере биологического созревания и развития его Я (ЭГО, которое опирается на разумный контакт с внешним миром, или на принцип реальности, побуждает ребенка подчиняться требованиям общества и учиться откладывать удовлетворение своих побуждений ради достижения широких социальных целей. Между 3 и 6 годами появляется СВЕРХ-Я (СУПЕР-ЭГО)«полицейский» или совесть, постоянно конфликтующая с ОНО, тогда как Я пытается достичь чувства душевного равновесия личности.

По Фрейду личность проходит в своем развитии несколько психосексуальных стадий : оральную– от рождения до 1,5 лет; анальную – от 1.5 до 3 лет; фаллическую– от 3 до 5 лет; латентную – от 6 до 12 лет (ребенок дружит в основном с детьми одного с ним пола и сосредоточен на приобретении знаний и умений); генитальную – от 12 до 17 лет (период нормального взрослого сексуального поведения, который начинается с наступлением пубертата).

Если на какой-либо из этих стадий развития дети испытывают слишком сильную фрустрацию или слишком большое удовлетворение, может произойти фиксация на потребностях этой стадии. Кроме того, реакции родителей на любой из этих стадий могут оказать глубокое воздействие на развитие личности ребенка. Например, если родители слишком строго относятся к ошибкам ребенка, приучая его к горшку на анальной стадии, он может впоследствии превратиться в человека с навязчивым стремлением к аккуратности и пунктуальности.

Хотя в теории Фрейда рассматривается целостность индивидуума, включающая как сознательную, так и бессознательную психическую активность, его последователи отказывались признать в качестве основной детерминанты личности психосексуальное созревание.

Аналитическая психология сформировалась на основе системы взглядов швейцарского психолога К. Г. Юнга (1875–1961, давшего ей это имя с целью отграничить ее от родственного направления – психоанализа З. Фрейда. Придавая, как и З. Фрейд, решающее значение в регуляции поведения бессознательному, К. Юнг выделил наряду с его индивидуальной (личной) формой коллективную, которая никогда не может стать содержанием сознания. Коллективное бессознательное образует автономный психический фонд, в котором запечатлен передающийся по наследству (через структуру мозга) опыт предшествующих поколений. Входящие в этот фонд первичные образования – архетипы (общечеловеческие первообразы) – лежат в основе символики творчества, различных ритуалов, сновидений и комплексов. В качестве метода анализа скрытых мотивов К. Юнг предложил тест на ассоциацию слов: неадекватная реакция (или задержка реакции) на слово-раздражитель указывает на наличие комплекса.

Целью психического развития человека аналитическая психология считает индивидуацию – особую интеграцию содержаний коллективного бессознательного, благодаря которой личность реализует себя как уникальное неделимое целое. Хотя аналитическая психология отвергла ряд постулатов фрейдизма (в частности, под либидо понималась не сексуальная, а любая бессознательная психическая энергия, однако методологическим ориентациям этого направления присущи те же особенности, что и другим ответвлениям психоанализа, поскольку отрицается социально-историческая сущность побудительных сил человеческого поведения и преобладающая роль сознания в его регуляции.

Аналитическая психология неадекватно представила данные истории, мифологии, искусства, религии, трактуя их как порождения некоего вечного психического начала. Предложенная К. Юнгом типология характеров, согласно которой имеются две главные категории людей – экстраверты (направленные на внешний мир) и интроверты (направленные на внутренний мир, получила независимо от аналитической психологии развитие в конкретных психологических исследованиях личности, в частности – в теориях черт личности.

Индивидуальная психология. Разработана австрийским психологом Альфредом Адлером (1870–1937). Индивидуальная психология исходит из того, что структура личности (индивидуальность) ребенка закладывается в раннем детстве (до 5 лет) в виде особого «стиля жизни», который предопределяет все последующее психическое развитие. Ребенок из-за неразвитости своих телесных органов испытывает чувство неполноценности, в попытках преодолеть которое и самоутвердиться складываются его цели. Когда эти цели реалистичны, личность развивается нормально, а когда фиктивны – становится невротичной и асоциальной. В раннем возрасте возникает конфликт между прирожденным социальным чувством и чувством неполноценности, которое вводит в действие механизмы компенсации и сверхкомпенсации. Это порождает стремление к личной власти, превосходству над другими и отклонение от социально ценных норм поведения.

Обращение к опыту индивидуальной психологии А. Адлера позволяет выделить важные теоретические положения для выявления условий развития личности. Согласно А. Адлеру, все поведение человека происходит в социальном контексте и суть человеческой природы можно постичь только через понимание социальных отношений. Поскольку поведение человека зависит от мнения о нем окружающих людей, то он всегда мотивирован фиктивными целями – личными мнениями о настоящих и будущих событиях. А так как центром личности является сознание, то человек, как сознательное существо, обычно понимает свою неполноценность, причины своего поведения и цели, к которым стремится, и способен планировать действия и управлять ими для достижения собственной самореализации. Поэтому мотивация личности в основном представлена социальными побуждениями, а она сама предстает как уникальная система мотивов, черт, интересов и ценностей и каждое ее действие несет печать свойственного именно ей жизненного стиля.

Такой подход к природе человека позволил А. Адлеру описать психическую деятельность человека в социальном аспекте через следующие конструкты: способность решать проблемы : принятие логики общественной жизни как абсолютной истины; уверенность и адаптация; социальное чувство (принятие социальных ценностей); индивидуальное стремление к власти и превосходству.

Раскрывая социальную сущность человека, А. Адлер указывал на основную движущую силу его развития – чувство неполноценности и компенсации, поскольку именно оно обусловливает процесс совершенствования человека, толкая вперед его желание преодолеть свою неполноценность, и становится источником всех его устремлений к саморазвитию, росту и компетентности. Это же чувство ведет за собой стремление к превосходству, лежащее в основе решения жизненных проблем и являющееся основной мотивационной силой в жизни человека. При этом фокусом стремления к превосходству является жизненная цель, которая со временем становится источником мотивации, силой, организующей человеческую жизнь и придающей ей смысл. Только в движении по направлению к личностно значимым целям индивидуум может быть воспринят как единое и само согласующееся целое. Поэтому цели, которые ставят люди перед собой, а также индивидуальные пути их достижения дают ключ к пониманию того, какое значение они придают своей жизни. Эти жизненные цели в значительной степени выбираются индивидуально, а, следовательно, в постоянном стремлении к совершенству люди способны планировать свои действия и определять собственную судьбу. Достигая намеченных целей, они не только повышают самооценку, но и находят свое место в жизни.

Непрерывно двигаясь в направлении роста и развития, человек творчески реагирует на опыт прожитых лет и создает собственную картину восприятия себя и мира, формируя свои эмоции, мотивы и действия, проявляющиеся в конкретном стиле жизни. При этом он воспринимает, заучивает, сохраняет в памяти то, что удовлетворяет жизненному стилю, и игнорирует остальное. По мнению А. Адлера, стиль жизни включает в себя уникальное соединение черт, способов поведения и привычек, которые, взятые в совокупности, определяют неповторимую картину существования индивидуума; комплекс поведенческой активности, направленной на преодоление неполноценности. Все наши психические процессы организованы в единое целое и приобретают значение в контексте нашего стиля жизни.

Стиль жизни человека формируется под влиянием творческих способностей личности, совокупность которых составляет творческое (креативное) «Я». Этот конструкт придает жизни смысл: оно создает цель и средства ее достижения, способствует развитию социального интереса, делает каждого человека свободным и самоопределяющимся индивидуумом, самостоятельно творящим свою личность.

Идеи индивидуальной психологии получили на Западе распространение не только в психологии личности, но и в социальной психологии, где они использовались в групповых методах терапии.

Бихевиористические теории (теории научения). Бихевиоризм (от англ. behaviour – поведение) – направление в американской психологии ХХ в., отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения. Основатель бихевиоризма Д. Уотсон сформулировал кредо этого направления так: «Предметом психологии является поведение».

Подход бихевиористических теорий к личности опирается на три основных постулата, из которых следует целый ряд принципиальных моментов.

1) Поведение представляет собой реакцию на подкрепления, находящиеся в окружающей среде, и оно более ситуативно, специфично, чем это предполагалось другими теориями личности (например, психоанализом). Поведение при этом понимается как совокупность реакций организма на воздействия внешней среды, на набор фиксируемых стимулов. Поведение человека, также как и поведение животного описывается жесткой схемой «стимул – реакция» (S R, что рассматривается в качестве основной единицы поведения.

В дальнейшем, бихевиористы все же были вынуждены признать и внутренние психологические феномены, опосредующие ответные реакции человека и основная формула бихевиоризма трансформировалась в формулу «стимул – промежуточные переменные – реакция» (S r s R). В соответствии с этим стимулы стали обозначаться как независимые переменные, а реакции – как зависимые переменные. Промежуточные переменные – это те психологические образования, которые опосредуют реакции организма на те или иные стимулы (совокупность познавательных и побудительных факторов, действующих между стимулами и ответным поведением).

2) Почти всякое поведение усваивается в результате научения, поэтому теория личности и прикладная практика должны базироваться на принципах научения и изменения поведения. Научение – основной, связанный с развитием, процесс изменения индивидуума в результате приобретения личного опыта или выполнения серии упражнений.

3) Поведение формируется в процессе обучения : нормальному поведению обучают посредством подкрепления и имитации. Проблемы возникают в результате плохого обучения.

Теории научения подчеркивают причины, находящиеся во внешнем окружении. В центре внимания оказываются внешние стимулы, которыми можно манипулировать (например, пищевое вознаграждение, или – в педагогике – оценка учителя). Предпочтение, которое бихевиоризм отдает внешним, средовым детерминантам, связано также с акцентом на ситуативную специфичность поведения. Бихевиористы считают, что, какая бы согласованность в поведении ни обнаруживалась, этим мы обязаны сходству условий среды, в результате которых и возникают данные действия. Именно благодаря таким подходам, бихевиоризм оказал существенное влияние на развитие такого направления, как терапия средой.

Публикации по теме:

«Творчество, как один из показателей развития личности».«Творчество, как один из показателей развития личности». «Творчество – один из существенных показателей развития личности, а воображение – основа творческой деятельности». (А. Н. Леонтьев) Открытие.

Фотоотчет «Развитие спортивных качеств личности ребенка в летний период на прогулке»Фотоотчет «Развитие спортивных качеств личности ребенка в летний период на прогулке» Лето-пора свершений и открытий! Лето- это радость, длительные прогулки, укрепление сил и здоровья. Вот и мы не теряем времени даром с.

Головоломки в развитии личности ребенка дошкольникаГоловоломки в развитии личности ребенка дошкольника ГОЛОВОЛОМКА- это непростая задача, требующая для своего разрешения большой догадливости, сообразительности, а не специальные знания. Некоторые.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проблема развития ребенка и обучения личности в различных психологических теориях
Опубликовано: 16 мая 2024 в 09:48
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проблема развития ребенка и обучения личности в различных психологических теориях» (включая файлы) размещена пользователем Александр Владимирович Гришин на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД