Папки-передвижки

Познавательное развитие детей дошкольного возраста

Анастасия Мирошниченко
Познавательное развитие детей дошкольного возраста

Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Любой нормальный ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности. Давно не секрет, что мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Познавательное развитие дошкольников основано на познавательной деятельности, в результате которой формируется личностный опыт ребёнка, его ценностное отношение к миру, формируются потребности в знании и познании. Через познавательные процессы ребёнок получает и осмысливает информацию. Ощущение, восприятие, мышление, воображение, речь являются неразрывными частями единого процесса отражения действительности. Чувственное наглядное познание предметов и явлений окружающего мира создаёт исходное для формирования личности ребёнка дошкольного возраста. Ощущая, воспринимая, наглядно представляя себе любой предмет, любое явление, ребёнок учится анализировать, обобщать, конкретизировать, т. е. мыслить и самостоятельно развиваться. Детский дошкольный возраст – самое благоприятное время для формирования образа мира. Взрослые познают мир умом, а маленькие дети через эмоциональное отношение к объекту. Проблема познавательного развития – одна из наиболее трудных в педагогике, так как, являясь индивидуально-психологической характеристикой человека, отражает очень сложные взаимодействия психофизиологических, биологических и социальных условий развития. Поэтому проблема познавательного развития у детей старшего дошкольного возраста является актуальной на сегодняшний день в педагогике и психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а ещё и потому, что познания является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности. Изучение проблемы требует в первую очередь аналитического представления ее генезиса процесса познания. Проблемой познавательного развития детей дошкольного возраста занимались такие ученые, как: Ж. Пиаже, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубенштейн, Д. Б. Эльконин, Н. Н. Поддъяков и др. Важно отметить, что в педагогике особую роль познавательного развития детей признавал еще Я. А. Коменский. В основу своей книги «Материнская школа» он положил принцип энциклопедичности знаний: признавал право ребенка воспринимать мир целостно, а не ограничивать познание ребенка какими-либо отдельными сторонами действительности. Как утверждает Я. А. Коменский, знания ребенка должны быть разнообразными: о природе, о труде, о небесных светилах, об экономике и др. В целом такие педагоги прошлого, как Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, Д. Локк, Ж. Ж. Руссо определяли познавательное развитие как естественное стремление детей к познанию. Дошкольный период характеризуется интенсивным развитием познавательной сферы ребенка. Л. С. Выготский и его коллеги обнаружили, что каждый познавательный психический процесс (восприятие, память, мышление и др.) имеет свою логику развития и преобразуется путем интеграции в высшую психическую функцию (логическую память, речевое мышление и т. д., которая носит произвольный и опосредованный характер. При этом произвольность в психической сфере формируется легче и быстрее, если ребенку интересен конечный результат его усилий и понятны приемы и средства познавательной деятельности. Несмотря на разносторонность выполненных работ и их несомненную теоретическую и прикладную значимость, анализ научных исследований и практики свидетельствует, что недостаточно выявлена сущность и показатели особенностей познавательного развития детей старшего дошкольного возраста.

Публикация «Познавательное развитие детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Процесс познавательного развития детей старшего дошкольного возраста сопровождается противоречием между необходимостью познавательного развития детей старшего дошкольного возраста и недостаточным методическим обеспечением, позволяющим изучить особенности познавательного развития детей старшего дошкольного возраста.

Проблема исследования: каковы особенности познавательного развития детей старшего дошкольного возраста?

Цель исследования: изучить особенности познавательного развития сферы детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста;

Предмет исследования: методы особенностей познавательного развития детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: можно предположить, что познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста зависит от уровня развития познавательной потребности.

Задачи исследования:

1) Определить психолого-педагогическую сущность познавательного развития детей старшего дошкольного возраста;

2) Выявить особенности познавательного развития детей старшего дошкольного возраста.

3) Выявить уровни и показатели познавательного развития детей старшего дошкольного возраста;

Публикации по теме:

Конспект НОД по ОО «Познавательное развитие» для детей 5–7 лет «Была война… 900 Дней блокады Ленинграда!»Конспект НОД по ОО «Познавательное развитие» для детей 5–7 лет «Была война… 900 Дней блокады Ленинграда!» Конспект НОД по ОО «Познавательное развитие» для детей 5-7 лет. (Можно использовать как сценарий для проведения тематического досуга к Дню.

Конспект НООД по ОО «Познавательное развитие» (ФЭМП) для детей старшей группы «Фантазеры спешат на помощь!» Интегрируемые области: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие». «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественное.

Конспект НОД в ОО «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у лесной феи»Конспект НОД в ОО «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у лесной феи» Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшего возраста. Тема: «В гостях у лесной феи» Цель:.

Конспект ООД в ОО «Познавательное развитие» для детей среднего дошкольного возраста «Мастерская по ремонту» Задачи: -Познакомить детей с профессиями (сапожник, часовщик, столяр). -Продолжать расширять и обогащать словарь детей. -Воспитывать трудолюбие,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательное развитие детей дошкольного возраста
Опубликовано: 29 апреля 2024 в 13:04
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Познавательное развитие детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Мирошниченко на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД