Лучший педагог года

Познавательно-творческий проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Родные истоки» (13 фото)

Эльвира Белова
Познавательно-творческий проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Родные истоки»

Познавательно-творческий проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Родные истоки»

Предлагаю Вашему вниманию познавательно-творческий проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. В рамках реализации проекта, для более углублённого изучения данной темы, был создан кружок «Горенка», где дети с удовольствием занимались. Организация такой работы помогла нам добиться определённых результатов.

Название проекта - «Родные истоки"

Тип проекта - познавательно-творческий.

Возраст детей - подготовительная группа.

Вид проекта - долгосрочный.

Публикация «Познавательно-творческий проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников „Родные истоки“» размещена в разделах

Срок реализации- сентябрь 2018 г. - май 2019 г.

Актуальность проекта: Данный проект предназначен для ознакомления детей дошкольного возраста с жизнью,бытом и творчеством русского народа. Проект ориентирован духовно-нравственное и художественно–эстетическое воспитание детей. Система обычаев традиций любого народа – это результат его воспитательных усилий в течение многих веков. Через эту систему каждый народ воспроизводит себя, духовную культуру, свой характер и психологию, в ряду сменяющих друг друга поколений.

В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирования национального самосознания человека. Актуальность заключается в том, что в настоящее время одним из важнейших приоритетов современного образования является духовно-нравственное воспитание детей, подростков и молодёжи. Народная культура и традиции передает национальную самобытность народа. Это богатый материал для воспитания любви к Родине.

Дошкольный возраст – благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, способной возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, духовные и художественные ценности. Возвращение к корням, изучение культуры и быта народа способствуют сохранению русских традиций и обычаев.

Воспитание на основе традиций русского народа является важнейшим направлением воспитания, оказывающим определяющее влияние на все другие направления. Основой воспитания является культура семьи, общества и образовательного учреждения–той среды, в которой живет ребенок, где происходит его развитие и становление личности. Что будет заложено в душу ребёнка, проявится позднее, станет его жизнью

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Использование в работе с дошкольниками и освоение ими культурного наследия русского народа формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственную стороны личности. Наша основная цель-как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию и др.

Проводя параллель с нашим временем, стоит вспомнить, что любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого-с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.

Разнообразие форм знакомства ребёнка с народной культурой позволит ему приобщиться к национальным традициям, испытать удовольствие от своих чувств, эмоций, даст возможность самовыражения. Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произведений устного народного творчества сложится для ребёнка образ Родины. Ещё в недалёком прошлом в каждом доме жили народные образы, а из поколения к поколению передавалось почитание старых традиций, воспитывалось уважение к прошлому. «Уважение к прошлому–вот черта, отличающая образованность от дикости» – говорил А. С. Пушкин. Анализируя эти строки и окружающую действительность, становится ясно, что в работе с детьми необходимо стремиться воскресить из забвения это истинно человеческое чувство. Ведь детство–это время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Это самый благородный путь возрождения забытых ценностей.

Цель: Формирование у детей первоначальных представлений о культуре, истории и жизни русского народа.

Задачи:

-Формировать систему знаний о русской народной культуре, традициях и истории.

-Формирование духовно-нравственных и патриотических качеств, эстетического вкуса у детей.

-Гармоничное, позитивное и гуманистическое развитие личности ребёнка.

-Формировать устойчивый, познавательный интерес к народному искусству, уважение к труду и таланту мастеров.

-Воспитывать желание возродить лучшие традиции русского народа.

Направления работы:

1. Знакомство с жизнью и бытом русского народа.

2. Широкое использование фольклора.

3. Знакомство с народным искусством.

4. Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками.

5. Знакомство с русскими народными играми.

Формы работы:

-Беседы с использованием наглядности;

-Занятия на основе метода интеграции;

-Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;

-Создание детьми собственных изделий;

-Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен;

-Использование народных игр, хороводов;

-Развлечения, фольклорные праздники, посиделки.

Методы и приёмы: метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и других наглядных пособий); словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);частично-поисковый, проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ходе совместной деятельности педагога и детей);сотворчество; мотивационный (убеждение, поощрение).

Предполагаемый результат:

-Формирование устойчивого интереса у детей к истории и культуре русского народа;

-Наличие у детей представлений о народных промыслах и умения различать изделия разных народных промыслов;

-Развитие творческих способностей детей и формирование уважения к историческому наследию.

Этапы реализации проекта:

I этап (аналитический).

-Обоснование актуальности проекта.

- Определение системы, направлений, целей и задач.

-Подбор методической и педагогической литературы, пособий.

-Создание предметно-развивающей среды.

-Составление плана мероприятий.

-Проведение мониторинга.

- Анкетирование родителей.

II этап (организационный).

-Разработка ООД познавательного цикла, сценариев к праздникам и развлечениям.

-Подбор дидактического материала, дидактических игр, основанных на народном фольклоре, изготовление картотек–закличек, пословиц, поговорок, примет, народных игр, художественной литературы.

-Подбор изделий народных промыслов.

III этап (практический).

-Работа с педагогами: консультации, мастер-классы, открытые показы ООД, выступления, рекомендации.

-Работа с детьми: беседы, ООД познавательного цикла, театрализованная деятельность, проведение праздников и развлечений, организация проектной деятельности в уголках (познавательно- игровом, художественном, музыкальном, знакомство с предметами старины, декоративно-прикладным искусством, мастер- классы, дидактические игры

-Работа с родителями: консультации, беседы, дни открытых дверей, участие в праздниках, развлечениях, мастер-классы, оформление рекомендаций, информационного стенда, буклетов, анкетирование.

IV этап (итоговый).

-Анализ достижения целей и полученных результатов.

-Практический и теоретический семинар, консультация по теме проекта.

-Выполнение педагогами и родителями совместных творческих работ и пособий.

-Проведение выставки совместных работ родителей и детей.

-Анкетирование родителей «По приобщению детей к истокам русской народной культуры».

-Обобщение опыта по теме проекта.

План мероприятий по реализации проекта.

Сентябрь.

1. Диагностика знаний детей о духовно-нравственных ценностях.

2. Анкетирование родителей о духовно-нравственном воспитании в семье и направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении.

3. Изготовление папок: «Народные праздники», «Русские народные игры», «Игры в русской избе», «Малый фольклор», «Персонажи русских сказок», «Русская народная одежда», «Русский головной убор», «Народная игрушка», «Любимая сказка», «Народные промыслы».

4. Консультации для педагогов по теме: «Ознакомление дошкольников с культурой и традициями русского народа».

5. Знакомство детей с мини-музеем "Русская изба"

Фото «Родные истоки»

Октябрь.

1.«Родной свой край – люби и знай» - беседа с детьми о родном городе.

2. ООД "Как жили люди на Руси?"

3. Беседа с детьми о празднике «Покров Пресвятой Богородицы».

4. Консультация для родителей на тему: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников».

5.«Осенины – осенняя ярмарка»- развлечение и выставка работ из природного материала

Познавательно-творческий проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников - фото

Ноябрь.

1.«Славься, Россия, чудо-мастерами» или путешествие по народным промыслам- рассматривание альбомов,подлинных изделий.

2.«Филимоновские свистульки» – знакомство с творчеством филимоновских мастеров.

3. Изобразительная деятельность – лепка и роспись филимоновской игрушки.

4. Рассказ о празднике «Синичкин день». Дидактическая игра «Перелётные птицы».

5. Знакомство детей с народной игрушкой. Изготовление детьми куклы – самоделки.

Фото №1 Предлагаю Вашему вниманию познавательно творческий проект по духовно нравственному воспитанию дошкольников

Декабрь.

1. Консультация для педагогов «Особенности патриотического воспитания дошкольников»

2.«Пришёл мороз – береги ухо и нос» - загадывание загадок о морозе,разучивание заклички «Ты, мороз,мороз».

3.«Дымковская игрушка» - знакомство детей с народным промыслом.

4. Изобразительная деятельность – лепка и роспись дымковской игрушки.

5.«Святой Николай, подарки нам раздай!»-развлечение.

6. Беседа с детьми о традициях празднования Нового Года.

Фото №2 В рамках реализации проекта для более углублённого изучения данной темы был создан кружок Горенка где дети с удовольствием занимались

Январь.

1.«Пришла Коляда накануне Рождества» - беседа о рождественских праздниках, святочных гаданиях. Разучивание и пение колядок, слушание русских народных песен, традиционные рождественские народные игры.

2. Чтение и обсуждение литературных произведений о Рождестве, разучивание стихов.

3. Развлечение «Колядки на Святки»

4. Беседа по ознакомление детей с народно – прикладным искусством «Золотая Хохлома».

5. Изобразительная деятельность – роспись ложек.

Фото №3 Организация такой работы помогла нам добиться определённых результатов Фото №4 Название проекта Родные истоки Тип проекта познавательно творческий

Февраль.

1. Проведение комплексно-тематического занятия «Как работали и отдыхали на Руси, или Посиделки в горнице».

2.«Зимние узоры» - знакомство с творчеством вологодских кружевниц.

3.«Дело мастера боится» - знакомство со сказкой «Семь Симеонов», повторение пословиц о труде, музыкально – фольклорная игра «А мы просо сеяли».

4.«Городецкие узоры – сколько радости для глаз» - знакомство с городецкой росписью и историей её появления.

5. Изобразительная деятельность – роспись деревянной доски.

Фото №5 Возраст детей подготовительная группа Фото №6 Вид проекта долгосрочный

Март.

1.«Грач на горе – весна на дворе» - беседа о русских обычаях встречи весны.

2.«Масленица Прасковейка, встречаем тебя хорошенько! – беседа о Масленице,пение песен,частушек, русские народные игры.

3. Развлечение «Масленица».

4.«Гжель прекрасная» - знакомство детей с Гжельским художественным промыслом.

5. Изобразительная деятельность – роспись тарелок.

6. Выступление на ГМО на тему: «Ознакомление дошкольников с культурой и традициями своего народа.

Фото №7 Публикация Познавательно творческий проект по духовно нравственному воспитанию дошкольников Родные истоки размещена в разделах Осень

Апрель.

1.«Что такое Пасха?»- занятие по ознакомлению с окружающим миром. (Беседа об истории возникновения,традициях и обычаях праздника,рассматривание и обсуждение иллюстраций).

2. Открытое занятие для родителей по ИЗО - «Украшаем пасхальное яйцо».

3. Конкурс для родителей «Пасхальный сувенир».

4.«В гости к нам пришла матрёшка» - рассказ об истории создания игрушки,чтение стихов,потешек.

5. Изобразительная деятельность – лепка и роспись матрёшки.

Фото №8 Сценарии осенних развлечений Проекты творческие Проекты

Май.

1.«Живёт в народе песня» - беседа о русской народной песне, знакомство с пословицами и поговорками о песне.

2.«Поэзия народного костюма» - рассказ о народном костюме с использованием видеоматериалов.

3.«На героя слава бежит» - беседа о русских богатырях, знакомство с былинами.

4. Заключительная беседа о прошлом родного края, просмотр видеоматериалов.

5. Изобразительная деятельность – рисование «Моя малая родина»

Фото №9 Проектная деятельность Социализация и воспитание детей

Результаты реализации проекта:

В результате комплексной работы у детей сформированы первоначальные представления о культуре русского народа,расширяются знания о многообразии народных праздников и традиций. Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством способствует развитию творческих способностей и эстетического вкуса у детей,а также умению различать и называть народные промыслы. У детей обогащается словарный запас при знакомстве с народным фольклором – дети знают потешки, заклички, пословицы и поговорки,народные сказки и песни;формируются двигательные навыки,чему способствуют подвижные игры,пляски,хороводы;формируются представления о морально-нравственных ценностях: доброте,правде,красоте, трудолюбии,храбрости и отваге;развиваются коммуникативные навыки: уважительное отношение ко взрослым,сверстникам и малышам,развивается чувство коллективизма; развивается эмоционально-волевая сфера;формируются патриотические чувства и любовь к Родине, своему народу,к традициям и культуре,языку,символики,что способствует гармоничному,позитивному развитию личности,а также зарождению фундаментальных черт национального характера.

Фото №10 Проекты Темочки Конкурс для воспитателей и педагогов Лучший проект август Срок реализации сентябрь г

Используемая литература:

Ватаман В. Г. Воспитание детей на традициях народной культуры: программа,разработки занятий и мероприятий - Волгоград: УЧИТЕЛЬ,2008.

Гришина Т. Н. Приобщение детей к народной игровой культуре // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2005.

Давыдова О. И. Работа с родителями в детском саду (этнографический подход). – Барнаул: БГПУ, 2003.

Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб. : ДЕТСТВО - ПРЕСС,2000.

Куприна Л. С., Бударина Т. А., Маркеева О. А., Корепанова О. Н. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно – обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов ДОУ. - СПБ. : "ДЕТСТВО - ПРЕСС",2008.

Ботякова О. А. ,Голякова Л. Ф. ,Зязева Л. К. ,Прокофьева С. А. ,Сорокина Г. Г. ,Тимофеева Е. Я. ,Федорова О. М. Российский этнографический музей - детям: Методическое пособие для педагогов ДОУ. - СПБ. : ДЕТСТВО - ПРЕСС,2001.

Косарева В. Н. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет. - Волгоград: УЧИТЕЛЬ,2019.

Комарова Т. С., Антонова А. В., Зацепина М. Б. Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет. - М. : Педагогическое общество России, 2005.

Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. - М. : Мозаика - Синтез, 2005.

Яковлева Н. Н. Решение коррекционных задач в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Использование образовательного пространства мини-музея "Русская изба". - СПБ. : "ДЕТСТВО - ПРЕСС",2014.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Анкета для родителей по духовно-нравственному воспитанию детей Уважаемые родители! Просим Вас ответить на вопросы анкеты по духовно-нравственному воспитанию детей. 1. Является ли традицией Вашей семьи.

Дидактическая игра по духовно-нравственному воспитанию «Украшение пасхального яйца» Программное содержание: - познакомить детей с происхождением слова «Пасха»; - воспитывать бережное отношение к народным традициям; - развивать.

Занятия в подготовительной группе по духовно-нравственному воспитанию по программе «Добрый мир» Сегодня в России в сложных социально-экономических, нравственных условиях наше общество подстерегает опасность окончательной утраты духовных.

Педагогический опыт по духовно-нравственному воспитанию с использованием сказкотерапии ЧОУ «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА – ПРАВОСЛАВНЫЙ ДЕТСКИЙ САД «СВЯТО НИКОЛЬСКИЙ» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ.

Познавательно-информационно-творческий проект по экологическому воспитанию «Кормушки для пичужек»Познавательно-информационно-творческий проект по экологическому воспитанию «Кормушки для пичужек» Познавательно-информационно -творческий проект по экологическому воспитанию «Кормушки для пичужек» ПОКОРМИТЕ ПТИЦ Покормите птиц зимой.

Проект «Организация развивающей предметно-пространственной среды по духовно-нравственному воспитанию» Тип проекта: творческий, практико-ориентированный. По количеству участников: групповой Длительность проекта: среднесрочный (3 месяца) Участники.

Проект по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников «Родной свой край люби и знай!»Проект по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников «Родной свой край люби и знай!» Проект по духовно – нравственному и гражданско – патриотическому воспитанию детей. Тема: "Родной свой край люби и знай!" Структура проекта.

Проект по духовно-нравственному воспитанию «Бабушка моя — солнце на ладошке» в младшей группе «Когда думаешь о детском мозге, представляешь нежный цветок розы, на котором дрожит капелька росы. Какая осторожность и нежность нужны,.

Проект в разновозрастной группе по духовно-нравственному воспитанию «Братья наши меньшие»Проект в разновозрастной группе по духовно-нравственному воспитанию «Братья наши меньшие» Проект в разновозрастной группе духовно-нравственного воспитания «Братья наши меньшие» 1. Организация: МАДОУ «Октябрьский детский сад «Радуга».

Проект «Родные истоки» Проект «Родные Истоки»Цели проекта: 1. расширение знаний о водоёмах родного края; 2. пробуждение интереса и стремления к дальнейшему изучению.

Автор публикации:
Познавательно-творческий проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Родные истоки»
Опубликовано: 26 августа 2020 в 11:49
+337Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Познавательно-творческий проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Родные истоки»» (включая файлы) размещена пользователем Эльвира Белова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 47.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД