МААМ-картинки

Познавательно-исследовательский проект «Снежная лаборатория»

Ольга Сергина
Познавательно-исследовательский проект «Снежная лаборатория»

Познавательно-исследовательский проект

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Островецкая средняя общеобразовательная школа»

ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

Познавательно-исследовательский проект

«Снежная лаборатория»

для детей 5-6 лет

Подготовили и реализовали

руководители проекта :

воспитатели:

Демина Е. В.

Сергина О. В.

участники проекта :

воспитатели,

дети старшей группы №13 «Смородинки»,

родители

д. Островцы

декабрь, 2023 г.

Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Снежная лаборатория“» размещена в разделах

«Белый снег, пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится…»

И. З. Суриков

«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно,но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед ним всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».

В. А. Сухомлинский.

Актуальность проекта :

Путей развития интеллектуального творческого потенциала личности существует много, но исследовательская деятельность - один из самых эффективных.

Умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и на специальных занятиях, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому (проводя исследования, ставя эксперименты, др., чем получать добытые кем-то знания в готовом виде. Через такую деятельность дети учатся наблюдать, рассуждать, планировать, обобщать, делать выводы и многое другое.

Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. Дошкольники – прирожденные исследователи. Экспериментирование, как специально организованная деятельность, способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания окружающего мира. Именно в дошкольном возрасте необходимо сформировать у ребенка основы экологической культуры, познавательную инициативу, умение сравнивать предмет и явления, устанавливать связи между ними.

Зима способствует изучению вопросов, связанных с такими природными явлениями, как «снег», «лёд», «мороз». Именно данное время года позволяет нам в естественных условиях провести экспериментальную деятельность, окунуться в мир зимней природы, изучить физические явления, связанные со снегом и льдом.

Проблема проекта :

Зима в этом году началась с обильных снегопадов, что не могло не вызвать особых детских восторгов. Однако в ходе бесед о зиме и зимних природных явлениях выяснилось, что дети имеют минимальные представления о свойствах и качествах снега и льда. Возникли вопросы, как появляются снежинки, почему они пушистые, холодные? Как растут сосульки? Почему лед скользкий?

К тому же большинство детей имеет привычку пробовать снег на вкус.

Таким образом, возникла необходимость разобраться во всех поставленных вопросах и проверить все озвученные версии. Участие детей в проекте позволит совершенствовать представления о воде, снеге и льде.

Тема проекта : «Снежная лаборатория»

Тип проекта : познавательно-исследовательский.

Вид проекта : групповой.

Продолжительность проекта : краткосрочный (1 неделя).

Руководители проекта : воспитатели.

Участники проекта : дети, воспитатели, родители.

Возраст детей: 5-6 лет.

Цель проекта : расширять представления детей о свойствах и состояниях воды через познавательно-исследовательскую деятельность.

Задачи проекта :

формирование способностей к исследовательской деятельности на примерах проведения опытов;

- знакомство детей со способами обследования;

- развитие наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, прогнозировать результаты деятельности, обобщать, делать выводы;

- воспитывать интерес к совместной познавательно-экспериментальной деятельности участников проекта, интереса к окружающему миру.

Ожидаемый результат:

Расширение знаний детей о природных явлениях, о свойствах снега, воды, льда.

Формирование представлений о трех агрегатных состояниях воды: жидком, твердом и газообразном.

Расширение словарного запаса.

Развитие у детей интереса к исследовательской деятельности, творческих способностей, познавательной активности.

Активное участие воспитанников в проведении опытов и исследований.

Развитие умения ставить конкретную задачу, находить ее решение и делать соответствующий вывод.

Формирование устойчивого интереса к наблюдениям за явлениями в природе.

I этап:

- выбор темы;

- создание необходимых условий для реализации проекта;

-подготовка материалов и оборудования для проведения экспериментально-исследовательской деятельности;

- создание развивающей среды;

- чтение художественной литературы;

- беседы с детьми по данной теме;

- наблюдения за погодными условиями изменениями в природе во время прогулок.

- создание картотек «Занимательные опыты и эксперименты»;

- подборка дидактических и подвижных игр;

- подготовка консультаций для родителей.

II Этап. Проблемно-деятельностный

ООД, осуществляемая в разных видах деятельности СОД в режимных моментах Самостоятельная деятельность детей Взаимодействие с родителями Организация ППС

Познавательное развитие :

Беседы:

«Свойства и состояния воды»

Цель: совершенствовать представления детей о свойствах и состояниях воды. «Волшебный снег»

Цель: ознакомить детей со свойствами снега в процессе опытно-экспериментальной деятельности.

«Польза снега для живой природы»

Цель: выяснить полезность снега для живой природы и человека «Почему снег и лед опасны?»

Цель: формировать основы правил безопасности жизни.

Опытно-экспериментальная деятельность:

Опыт «Какие снежинки

Цель: Закрепление знаний о том, что такое снежинки, как они появляются, какие имеют свойства и внешний вид.

Опыт «Равен ли литр снега литру воды?»

Цель: Продолжить знакомить детей со свойствами снега.

Опыт «Чистый ли снег?»

Цель: Определение чистоты талой воды.

Эксперимент «Окрашивание снега»

Цель: формирование умения детей наблюдать, видеть причинно–следственные связи, делать элементарные выводы.

Опыт «Разноцветные льдинки»

Цель: Знакомство с двумя состояниями воды.

Эксперимент «Прозрачность льда»

Цель: закреплять знания детей о состояниях воды.

Эксперимент «Елочные украшения»

Цель: развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования с жидкостью.

Опыт «Ледяные самоцветы»

Цель: показать детям, как солёная вода растворяет вещества, как при низкой температуре вода замерзает, превращается в лёд.

Опыт «Мыльные пузыри на морозе»

Цель: привлечь внимание и интерес к изменению состояния шара из мыльной воды на прогулке в морозный день.

Опыт «Снежное одеяло»

Цель: Выяснить, как чувствуют себя растения под снегом.

Развитие речи, подготовка к обучению грамоте:

Рассказ по картине «Зимние развлечения»

Цель: учить детей составлять описательный рассказ по пейзажной картине.

Заучивание стихотворения:

И. Суриков «Первый снег пушистый»

Художественно-эстетическое развитие:

Рисование: «Деревья зимой», «Снеговик»

«Зимушка-зима», «Мороз Иванович»

Лепка: «Удивительные снежинки»

Аппликация: «Зимние чудеса»

Конструирование: «Елка»

Художественно-эстетическое развитие:

Прослушивание муз. композиций:

Е. Тиличеева «Что нам нравиться зимой», П. И. Чайковский «Времена года», «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик», Г. Свиридов «Метель», русская народная песня «Как на тоненький ледок…».

Чтение художественной литературы:

Г. Х. Андерсен «Снежная Королева», И. Суриков «Зима»; О. Высоцкая «Снежный кролик»; С. А. Есенин «Белая береза»; В. Берестова «Гололедица»; А. Усачев «Снежинка»; русские народные сказки: «Два мороза», «Морозко», А. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка»; В. Донникова «На катке»; И. Бунин «Первый снег»; В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович» С. Иванов «Каким бывает снег»

Разгадывание загадок.

Дидактические игры:

«Когда это бывает?»

Цель: Тренировать в классификации по различным основаниям.

«Назови зимние слова»

Цель: формирование активного запаса слов, обозначающих предмет, развитие фантазии и творчества.

«Скажи, какой?»

Цель: активизация словарного запаса детей, расширение представлений о свойствах объектов неживой (живой) природы

«Продолжи предложение»

Цель: уточнение представлений о зиме и других временах года, активизация словарного запаса, развитие связной речи.

«Большой – маленький»

Цель: закрепление использования в речи слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, развитие памяти.

«Исправь ошибки»

Цель: формирование представлений о характерных явлениях зимой, сравнение зимы и других времен года, развитие внимания, памяти, связной речи – объяснения.

«Что будет, если лепить из…»

Цель: закрепление знаний о материалах, из которых можно лепить; активизировать словарь детей.

«Подбери логические пары»

Цель: составление логических пар из различных предметов; развитие словарного запаса, логики и памяти.

«Расставь по порядку»

Цель: знание процесса изготовления снеговика; умение пояснять его этапы.

«Где снежинка

Цель: учить детей подговаривать слова стихотворения во время чтения его педагогом, выполнять соответствующие тексту движения (собираться в кружок; «вертеться, как снежок»). Учить детей понимать инструкцию взрослого, использовать в речи предлоги.

«Что зимой бывает?»

Цель: Развитие представление о приметах зимы. Совершенствование связной речи.

Подвижные игры:

«Два мороза»

Цель: Развивать у детей торможение, умение действовать по сигналу. Упражнять в беге с увертыванием в ловле. Способствовать развитию речи.

«Цепи кованные»

Цель: Развивать у детей умение действовать по сигналу, упражнять в построении в две шеренги, беге. Развивать психофизические качества: силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость.

«Заморожу!»

Цель: развитие быстроты, умения ориентироваться в пространстве.

«Льдинки, ветер и мороз»

Цель: учить детей бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, развивать у них чувство равновесия, ловкости, координацию движения.

«Не будите медведя»

Цель: учить бегать легко, обегая предметы, меняя направление и темп движения, увертываясь от водящего, с сохранением равновесия после внезапной остановки; формировать волевые качества личности детей, способствовать тренировке артикуляционного аппарата.

Словесные игры:

«Как на ёлке снег», «Из чего- какой», «Скажи наоборот»

Цель: развивать словарный запас детей.

Наблюдения:

За зимними природными явлениями

За зимним небом

За сугробами на улице.

За образованием сосулек.

Цель: развивать навыки связной речи, наблюдательность, воспитывать эстетическое восприятие окружающей среды. Рассматривание иллюстраций «Природные явления», «Удивительные снежинки», «Зимние забавы» и др.

Игры со снегом и льдом на прогулке: «Постройка снеговиков и крепостей, куличи из снега, метание снежков.

Раскраски и формы «дорисуй узоры и фигуры по образцу»

Самостоятельное художественное творчество: рисование, лепка по теме проекта.

Консультация для родителей:

«Экспериментируем дома - опыты со льдом и снегом», «Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника», «Безопасность детей зимой»

Выставка художественной и научно-познавательной литературы; иллюстрации по теме проекта; раскраски, обводилки, лабиринты по теме проекта; акварельные и гуашевые краски, цветные карандаши, пластилин, цветная бумага и картон; оборудование для проведения опытов.

III Этап. Заключительный

В ходе проекта дети закрепили знания о зимних природных явлениях, о свойствах снега, воды, льда через познавательно-исследовательскую деятельность

В результате проведенных опытов и наблюдений, мы узнали, что снег и лед –это замерзшая вода, как получаются снег и сосульки и многое другое.

Дети с радостью и удивлением открывали для себя окружающий мир. Любознательность, жажда новых впечатлений, желание экспериментировать, самостоятельно искать истину - всё это способствовало успеху проекта.

«Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и наконец стал открывать истины, никому ещё не известные». К. Э. Циолковский. Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского и исследовательского таланта.

Продукт проекта :

1. Поделки и скульптуры на прогулочном участке детского сада

2. Выставка творческих работ детей.

3. Фотоотчет опытов и экспериментов.

Результаты реализации проекта :

1. Расширение представлений детей о природных явлениях, о свойствах снега, воды, льда.

2. Расширение словарного запаса детей.

3. Развитие у детей интереса к исследовательской деятельности, творческих способностей, познавательной активности.

4. Активное участие детей в процессе опытов и исследований.

5. Развитие умения ставить конкретную задачу, находить её решение и делать соответствующий вывод.

Публикации по теме:

Познавательно-исследовательский проект «Интересная бумага»Познавательно-исследовательский проект «Интересная бумага» Базисный компонент: Работа по проекту проводится в соответствии с направлениями примерной основной общеобразовательной программы дошкольного.

Познавательно-исследовательский проект: «Я и часы»Познавательно-исследовательский проект: «Я и часы» Познавательно-исследовательский проект в подготовительной группе «Я и часы» Для детей: 6- 7 лет Вид проекта: познавательно-исследовательский.

Познавательно-исследовательский проект «Луковая семейка»Познавательно-исследовательский проект «Луковая семейка» .

Познавательно-исследовательский проект «Мебель»Познавательно-исследовательский проект «Мебель» Проект «Мебель» Тип проекта: познавательно-исследовательский Участники проекта: дети средней группы, родители, воспитатель группы Петрушина.

Познавательно-исследовательский проект «Мотылёк»Познавательно-исследовательский проект «Мотылёк» Форма проекта: групповая Форма работы с детьми: наблюдение и решение проблемных задач. Методические приемы: наблюдения, проблемно – поисковый,.

Познавательно-исследовательский проект «Вода и её свойства»Познавательно-исследовательский проект «Вода и её свойства» Актуальность: Вода - единственное вещество на земле, которое существует в природе во всех трёх агрегатных состояниях: жидком, твёрдом, газообразном.

Познавательно-исследовательский проект «Юные исследователи» Проект «Юные исследователи"Актуальность проекта «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательно-исследовательский проект «Снежная лаборатория»
Опубликовано: 21 января 2024 в 21:00
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Познавательно-исследовательский проект «Снежная лаборатория»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Сергина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД