Лучший педагог года

Повышение профессиональной компетенции педагогов через использование интерактивных форм работы

Светлана Сигунькова
Повышение профессиональной компетенции педагогов через использование интерактивных форм работы

"Со мной работали десятки молодых педагогов.

Я убедился, что как бы человек успешно

не кончил педагогический вуз, как бы он

не был талантлив, а если не будет учиться на опыте,

никогда не будет хорошим педагогом,

я сам учился у более старых педагогов…"

(А. С. Макаренко)

Интерактивное обучение - это специальная форма организации той или иной деятельности. Она имеет в виду достаточно конкретные и прогнозируемые цели работы. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых педагог чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным и эффективным весь процесс обучения. Процесс взаимодействия организован таким образом, что практически все участники оказываются вовлеченными в процесс познания, обсуждения. Они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают, понимают, о чем думают. Совместная деятельность в данном процессе означает, что каждый участник вносит свой особый индивидуальный вклад, имеет возможность обменяться знаниями, собственными идеями, способами деятельности, услышать другое мнение коллег.

Публикация «Повышение профессиональной компетенции педагогов через использование интерактивных форм работы» размещена в разделах

Я хочу поделиться опытом работы по активации педагогов при организации и проведении заседаний районных методических объединений. Являясь руководителем РМО, я столкнулась с проблемой – низкой активностью присутствующих педагогов. Педагоги анализировали показанные занятия 2-3 фразами, не задавали коллегам дополнительных вопросов по представленным презентациям из опыта работы, а просто молча просиживали отведённое время. Передо мной, как руководителем РМО, встал вопрос, как сделать, чтобы каждый педагог стал активным, заинтересованным участником работы районного объединения? Как перевести пассивных слушателей к эффективной исследовательской деятельности, к умению рефлексировать в процессе познания нового и освоения предлагаемого методического материала? Как обеспечить непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого присутствующего педагогического работника?

Ранее я использовала традиционные формы работы такие, как открытые просмотры организованной образовательной деятельности, детские театрализованные представления, музыкальные развлечения, презентации инновационного опыта педагогической деятельности.

Открытые просмотры позволяют познакомиться на практике с работой коллег и впоследствии использовать их позитивный опыт, извлечь для себя что-то новое, осознать свои успехи и недочеты. Кроме того, педагоги учатся анализировать особенности образовательного процесса в целом, а также ООД или досуговую деятельность в группе

Презентации инновационного опыта работы педагогов позволяет решить целый ряд задач, таких как: целенаправленное накопление педагогических материалов, анализ результатов деятельности по определенному направлению образовательной работы, описание взаимосвязанной работы всех специалистов ДОУ,

.

С целью повышение профессионального мастерства педагогов, пополнение их теоретических знаний, практических умений и получения обратной связи я решила использовать деятельностный подход с интерактивными формами работы.

Методические объединения для педагогов района я начала проводить в форме семинаров – практикумов, включать в повестку дня мастер – классы, деловые игры, имитационные игры, инсценировку, педагогические ситуации, экспресс – опросы. Активизировала к высказываниям с помощью «свободного микрофона», организовывала работу в подгруппах, парах, командах с правом делегирования. Что бы педагоги лучше запомнили методический материал и впоследствии включили в практику образовательной работы с дошкольниками я использовать «мозговой штурм», кроссворды и обсуждение педагогических ситуаций.

Мастер– класс отличается от других форм трансляции опыта тем, что в процессе его проведения идет непосредственное обсуждение предлагаемого методического продукта и поиск творческого решения педагогической проблемы, как со стороны участников мастер-класса, так и со стороны того, кто демонстрирует свой опыт.

Деловая игра способствует развитию профессионального творческого мышления, в ходе ее педагоги приобретают способность анализировать ситуации и решать новые для себя профессиональные задачи. Проведение деловых игр приближают образовательный процесс к реальной действительности, требуя от педагога творчества, взаимодействия и инициативы. Игровое сопровождение преподносимого материала позволяет поддерживать у присутствующих постоянную заинтересованность, активизирует их самостоятельную деятельность, формирует и закрепляет практические навыки.

В ходе имитационных игр педагоги имитируют организационные моменты образовательного процесса с воображаемыми детьми. Роль детей выполняют присутствующие на заседании воспитатели и специалисты.

С помощью инсценировки предлагаю педагогам взять на себя роль какого-либо участника педагогического процесса (воспитателя, родителя или ребёнка) или сказочного персонажа и действовать в соответствии с этой ролью. При этом можно показать психолого - педагогические знания и уровень методической подготовки. А так же поделиться своими творческими способностями в области театрального искусства.

Экспресс-опрос помогает быстро и оперативно выявить, насколько педагоги понимают обсуждаемую на заседании РМО проблему, чтобы впоследствии всплыли пробелы в практике работы, и было ясно над чем нужно работать, какие темы включить в план работы в будущем. Экспресс - опрос можно провести, как устно, так и письменно.

Работа в подгруппах, парах, командах с правом делегирования. Предлагаю педагогам добровольно или с помощью жребия, считалки разделиться на подгруппы. Каждой подгруппе даётся задание и время на обсуждение. По истечению времени каждая подгруппы выбирает делегата, который от имени всей группы выносит решение задания.

Педагогические ситуации могут являться составной частью деловой игры, а так же использоваться как отдельная самостоятельная форма работы. Педагогу давалась педагогическая ситуация с родителем, другим педагогом или ребёнком из которой он (педагог) должен найти выход, применяя при этом свою профессиональную компетентность.

Тренинги с элементами релаксации способствуют позитивному настрою и групповой сплоченности; снятию мышечного и эмоционального напряжения педагогов; улучшению эмоционального состояния.

По окончанию заседания методического объединения при подведении итогов в качестве рефлексии использую следующие формы : «ресурсный круг», «рефлексивная мишень» и анкетирование.

Метод «Ресурсный круг, при котором участники сидят в круге лицом друг к другу, что позволяет убрать коммуникативный барьер, помогает каждому участнику по очереди высказать своё мнение о работе методического объединения. Сигналом к следующему высказыванию служит лёгкое прикосновение рукой предыдущего к плечу следующего участника ресурсного круга или передают по часовой стрелке какой - либо предмет.

«Рефлексивная мишень» - на листе бумаги рисуется мишень - круг, который делится на четыре сектора.

В каждом из секторов записываются вопросы рефлексии состоявшейся деятельности, взаимодействия. Приведу пример: 1-й сектор (желание работать в проектном режиме, 2-й сектор (понимание материала, 3-й сектор (настроение на семинаре – практикуме, 4-й сектор (оценка своей деятельности или работоспособность на семинаре).

Каждый участник ручкой или карандашом четыре раза (по одному в каждый сектор) "стреляет" в мишень, делая метку (точку, плюсик, галочку и т. д.). Метка соответствует его оценке данного заседания. Если участник очень низко оценивает результаты, то метка ставится им в секторе "0" на мишени, если выше, то в поле "5". Если результаты оцениваются очень высоко, то метка ставится в "яблочко", в секторе "10" мишени. После того как каждый участник "выстрелил" (поставил четыре метки) в рефлексивную мишень, она вывешивается на всеобщее обозрение и можно кратко проанализировать работу на данном мероприятии.

При анкетировании прописываю актуальные проблемы в образовании, вопросы, касающиеся представляемого методического и практического материала, а так же оценки содержания повестки дня РМО, на которые каждый педагог может честно ответить. Анкетирование помогает выявить успехи и недостатки при организации заседания и образовательной деятельности в художественно-эстетическом развитии дошкольников.

Таким образом, применение деятельностного подхода с использованием интерактивных форм работы позволяет создать условия для повышения профессиональной компетентности педагогов, познакомиться с предлагаемым опытом работы, распространить свои инновации, развить умение работать коллективно, плодотворно сотрудничая друг с другом и активизировать деятельность педагогов на районных методических объединениях.

Буду очень рада, если мой опыт работы будет использован на практике другими руководителями районных методических объединений.

Всем желаю творческих успехов в педагогической деятельности!

Публикации по теме:

Использование интерактивных игрушек. Знакомство с игрушкой «Чебурашка-дружочек»Использование интерактивных игрушек. Знакомство с игрушкой «Чебурашка-дружочек» Добрый день уважаемые коллеги Разрешите предложить Вашему вниманию тему- использование интерактивных игрушек Цель-познакомить детей.

Использование интерактивных игр как нетрадиционной формы работы с родителями В настоящее время в детских садах все большую актуальность приобретают нетрадиционные формы работы с родителями. В нашем учреждении они.

«Использование разнообразных форм работы в детском саду с семьей с целью создания единого образовательного пространства» Семья – поистине высокое творенье. Она заслон надёжный и причал. Она даёт призванье и рожденье. Она для нас основа всех начал. (Е. А. Мухачёва).

Повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме речевого развития дошкольников в условиях внедрения ФГОС до МОУ «Анишинская СШ имени героя Советского Союза А. С. Гостева» Консультация для воспитателей «Повышение профессиональной компетентности педагогов.

Использование инновационных форм организации взаимодействия с семьей для повышения педагогической компетенции и вовлечениеИспользование инновационных форм организации взаимодействия с семьей для повышения педагогической компетенции и вовлечение Дошкольная образовательная организация (ДОО) – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную.

Использование интерактивных технологий в организованной образовательной деятельности в ДОУИспользование интерактивных технологий в организованной образовательной деятельности в ДОУ Уважаемые коллеги приветствую вас! Хочу поделится своим опытом в использовании интерактивных технологий на занятиях. Что же такое интерактивная.

Использование нетрадиционных форм работы с родителями по правовому воспитанию. «Сказочный суд» (фотоотчет)Использование нетрадиционных форм работы с родителями по правовому воспитанию. «Сказочный суд» (фотоотчет) Сегодня вашему вниманию будет представлена одна из нетрадиционных форм работы с родителями на тему «Защита прав и достоинств ребёнка» –театральное.

Консультация для педагогов «Самообразование педагога — одна из составляющих его профессиональной компетенции» Я чувствую себя вправе сказать: да здравствует самообразование во всех областях. Только те знания прочны и ценны, которые вы добывали.

Консультация «Формирование у детей начал экологической компетенции через проектную деятельность»Консультация «Формирование у детей начал экологической компетенции через проектную деятельность» Всё хорошее в людях — из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим,.

Семинар-практикум для воспитателей «Повышение компетенции педагогов в области патриотического воспитания дошкольников» Цель: Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах патриотического воспитания дошкольников, установить тесное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Повышение профессиональной компетенции педагогов через использование интерактивных форм работы
Опубликовано: 11 марта 2021 в 21:04
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Повышение профессиональной компетенции педагогов через использование интерактивных форм работы» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Сигунькова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД