МААМ-картинки

Консультация для педагогов «Подготовка ребенка к конкурсу чтецов»

Марина Тошева
Консультация для педагогов «Подготовка ребенка к конкурсу чтецов»

Консультация для педагогов

Уважаемые коллеги! Вам наверняка в течение учебного года не раз приходится готовить ребят к конкурсу чтецов. Кроме чтения прозы на «Живой классике», дети читают много стихов к различным праздникам – дням матери, героев Отечества, юмора, к месячнику героико-патриотического воспитания и проч… К сожалению, приходится констатировать, что в большинстве случаев «подготовка» сводится к выбору взрослым произведения, не всегда удачному выбору.

Публикация «Консультация для педагогов „Подготовка ребенка к конкурсу чтецов“» размещена в разделах

Позвольте предложить несколько рекомендаций, которые помогут и вам, и ребятам чувствовать себя более уверенно в стрессовых условиях конкурсов.

Наверняка, есть в школе группа ребят, на которых вы опираетесь в таких случаях, из которых в первую очередь выбираете чтецов. Заранее готовьте их артикуляционный аппарат, дыхательную систему, всю психику к публичному чтению. Упражнений для носоглотки, губ, языка, гортани великое множество на соответствующих сайтах в интернете. Нужно только сделать эти 10-минутные занятия регулярными, привычными для ребят. И непосредственно перед конкурсным чтением разогреть, размять, подготовить артикуляционные мышцы к активной работе. Без этого чтец на сцене будет подобен ненастроенному музыкальному инструменту.

Выбор произведения – сложнейшая и важнейшая задача. Основополагающий момент! СОВМЕСТНАЯ работа педагога и ребенка!

Материал соответствует следующим требованиям:

Интересен и нравится ребенку.

Соответствует его возрасту и полу.

Учитывает силы и возможности ребенка.

Классика! Настоящая! Русская или зарубежная в хорошем переводе! Классика прошла испытания временем, сценой, записью на радио и телевидении.

Актуальность материала именно для чтеца. Ребенок точно понимает, о чем он говорит со сцены. Понимает значение всех слов. Знает сюжет произведения, если готовится читать отрывок.

Не стоит брать тот текст, где есть только диалоги. Считается, что в таком тексте «есть, что поиграть», т. е. создается возможность продемонстрировать артистизм ребенка. Да. Но! В диалоговом тексте очень мало возможности выразить личностное, собственное отношение чтеца к происходящим событиям. Именно описательные части текста позволяют чтецу выражать тонкие, глубокие, пережитые чувства, использовать различные оттенки различнейших интонаций.

Пусть текст будет сюжетным. Пусть в нем произойдет изменение героя, или изменение его отношения к ситуации, или изменение его взаимоотношений с кем-то. Пусть в тексте что-то ПРОИЗОЙДЕТ! И чтец будет вести слушателей к итогу, а итог с первых абзацев будет ожидаем зрителями, будет им интересен, будет их волновать.

Работа над текстом.

Итак, текст перед нами. Побеседуем с юным чтецом.

Детально ответим на вопросы: Какова главная мысль, идея нашего текста? Зачем ты выходишь с ним на сцену? С кем ты будешь общаться? Чего хочешь добиться? С какой целью ты оказался здесь? Например: «Хочу, чтобы люди задумались о смысле жизни». «Хочу, чтобы не было равнодушных». «Хочу, чтобы вспомнили свою первую влюбленность». «Хочу, чтобы люди учились относиться к встрече, как к чуду»… Таким образом, сформулируем сверхзадачу чтеца и будем думать, как раскрыть эту сверхзадачу через образы данного произведения.

Обсудим обстоятельства, в которых происходит действие. Поговорим о характере персонажа, его судьбе, его интересах. ПОЗНАКОМИМСЯ с персонажем поглубже, как с новым другом. Разберемся, что он чувствует, думает, чего хочет, как будет добиваться осуществления своих планов, как будет действовать, что будет чувствовать в момент действия… Обсудим, в какое время года, время суток, в какую погоду совершается действие, описанное в тексте. Как себя чувствует наш друг – герой, как ему дышится, каково его самочувствие… Словом, четко смоделируем предлагаемые автором обстоятельства. И юный исполнитель будет помнить об этих обстоятельствах во все время подготовки и чтения!

Педагоги театральных вузов рекомендуют не только вообразить и обсудить предлагаемые литературным текстом обстоятельства, но и превратить текст в киноленту видений, нарисовать основные позиции персонажей рассказа. Схематично, – точками-палочками-крючочками – не важна здесь художественность, важно детально увидеть ход происходящих событий!

Цель всех этих бесед и обсуждений – приближение текста к ребенку. Только тогда у чтеца появится определенное отношение к событию, людям или фактам, о которых идет речь. Постепенно сближаясь с текстом, дополняя его своим творческим воображением, ребенок постепенно создает живую, яркую картину, свидетелем которой он как бы сам становится. И тогда текст запоминается легко и прочно.

Работа над текстом. (Продолжение)

Сосредоточимся на грамматическом и логическом разборе читаемого отрывка.

Объясним все непонятные слова.

Уточним сомнительные ударения.

В интересном тексте последовательность событий излагается в нарастающей напряженности. Внимательно проследив содержание и взаимосвязь этих событий, выделим ряд эпизодов, на которые может быть разделено все произведение. А затем в каждом из эпизодов постараемся уяснить содержание каждой фразы, ее необходимость, значение для выполнения нашей сверхзадачи.

Определим в тексте главные слова, на которых будут сделаны логические ударения, которые будут при чтении специально выделены. Вот что пишет об этом К. С. Станиславский: «В первую очередь нужно выбрать среди всей фразы одно самое важное слово и выделить его ударением. После это следует сделать то же с менее важными, но все-таки выделяемыми словами. Что же касается не главных, не выделяемых, второстепенных слов, которые нужны для общего смысла, то их надо отодвинуть на задний план и стушевать. Для этого нужен целый комплекс ударений: сильных, средних, слабых».

Поработаем над текстом с карандашом в руках. Отметим паузы (длинные, средние, короткие, интонации (вопросительные, восклицательные, недоумения, продолжения, возмущения, иронии… - их огромное множество, динамику (нарастание голоса, затихание, возгласы и т. п.). О вариантах обозначений договоритесь с ребенком : они должны быть понятны ему и вам и одинаковы у вас обоих.

Очень советую не зубрить текст по кусочку, а несколько раз в день – утром и вечером – прочитывать его целиком, всякий раз стараясь видеть происходящие события в созданных автором и своим воображением обстоятельствах.

Перед выступлением:

Дыхательная и артикуляционная разминка.

Постараться почувствовать, какие мышцы от волнения стали каменными, напряжены и «мешают» - зажаты. Мешают руки – куда их девать? Шея и нижняя челюсть? Зажатую мышцу надо перенапрячь (сильно сжать кулаки, челюсти, напрячь все мышцы шеи) подержать несколько секунд в очень напряженном состоянии, а потом расслабить. Сосредоточенность на физическом состоянии тела поможет снять напряжение мышц и отвлечет от необходимости волноваться.

Во время выступления.

Чтец обращается в зрительный зал, к слушателям. В нынешней ситуации, когда придется снимать видео с выступлением ребенка, пусть в помещении будут люди, к которым обращен рассказ. Чтобы исполнитель видел глаза, мимику слушателей, их эмоциональную реакцию на звучащее произведение.

Не стоит во время чтения перевоплощаться в тех, о ком повествуешь. Перевоплощаются актеры в спектакле или фильме. А чтец только рассказывает слушателям о действующем лице, как бы подглядывая за ним и проявляя свое к нему отношение и оценивая его действия. Если в тексте есть прямая речь, то и тогда чтец не должен играть действующих лиц, изображая их голоса и возраст, а должен лишь повествовать о них.

Исполнитель рассказывает о том, что уже когда-то произошло. Знает все событие от начала до конца. Вот и пусть ведет слушателей последовательно, осмысленно, уверенно от начала к концу произведения, все время памятуя о своей цели – о сверхзадаче, о том, к чему хочет привести зрителей.

Успехов всем, уважаемые коллеги!

Подготовка артикуляционного аппарата к работе.

Дыхание:

Быстрый бесшумный вдох через нос-рот одновременно. Плечи не поднимаются. Спина ровная. Голова поднята, но назад не запрокинута.

Чтобы вдыхать бесшумно, на вдохе прижимаем кончик языка к верхним альвеолам –(бугорки позади верхних зубов.

Упражнения:

Короткий вдох – длинный выдох за n секунд. Число n т постепенно увеличивается от 8 до___ (по возможностям детей).

«Как на горке на пригорке жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка… и т. д.». Текст произносим громко, внятно на одном выдохе. Постепенно количество слов увеличиваем.

«Насос». Короткий быстрый вдох – длинный сильный выдох на звуке «с» : с силой проталкиваем воздух через сомкнутые зубы и прижатый к ним язык.

«Мяч». Короткий быстрый бесшумный глубокий вдох – длинный сильный выдох на звуке «ш» - мяч сдувается.

Артикуляция.

Упражнения для губ.

«Слон и лягушка». Губы вытянуть трубочкой, удерживать три секунды. Растянуть уголки рта в стороны как можно сильнее – удерживать три секунды. Повторить15 раз.

Сброс (расслабление губ) : бр-р-р (расслабленными губами)

«Трубочка». Вытянуть губы трубочкой как можно сильнее. Медленно переместить вправо, держать 3 секунды, медленно переместить влево, держать три секунды. (6 раз)

Сброс.

Оскал. Помассировать губы о зубы. 10-20 раз. Сброс.

Упражнения для языка.

«Парус». Рот приоткрыт. Язык цепляется за нижние зубы и дугой выдается вперед. Прячется, расслабляясь. (6-10 раз).

Сброс (расслабление языка) : поболтать языком.

«Футбол». Рот закрыт. Язык нажимает поочередно на щеки так, чтобы было заметно острое округление щеки. (6 пар раз).

«Желоб». Язык сворачиваем в трубку и показываем наружу, стараясь высунуть его как можно больше.

Чистоговорки:

На мели мы налима лениво ловили.

Для меня вы в лимане ловили линя

Не меня ль о любви вы так мило молили

И в туманы лимана манили меня?

В недрах тундры выдры в гетрах тырят в ведра ядра кедров.

Выдрав с выдры в тундре гетры, вытру выдрой ядра кедров.

Вытру гетрой выдре морду. Ядра – в ведра, выдру – в тундру.

Однажды был случай в далеком Макао: макака коалу в какао макала.

Коала какао лениво лакала, макака макала, коала икала.

На дворе трава, на траве – дрова. Не руби дрова на траве двора. Раз – дрова, два – дрова, три – дрова, четыре – дрова.

Был бык тупогуб, тупогубенький бычок. У быка бела губа была тупа.

Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.

Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон:

в капюшоне кукушонок смешон.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов ДОУ «Подготовка к новогоднему утреннику» Новый год – самый любимый праздник дошколят. Поэтому педагоги дошкольных учебных заведений и сами дети очень тщательно готовятся к празднованию.

Консультация для педагогов «Подготовка детей к обучению в школе»Консультация для педагогов «Подготовка детей к обучению в школе» Подготовка детей к школе в детском саду - задача комплексная и охватывает все сферы жизни ребенка. Наличие знаний само по себе не определяет.

Консультация для педагогов «Подготовка детей к утренникам, праздника, развлечениям» «Подготовка детей к утренникам, праздника, развлечениям»Детство – самая счастливая пора жизни. Яркость и богатство впечатлений детства часто.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Подготовка ребенка к конкурсу чтецов»
Опубликовано: 3 мая 2024 в 08:54
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 мая. День беседы об СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.

20 мая. Всемирный день пчел. Передвижка «Опасные насекомые»

Опасные насекомые могут подстерегать нас повсюду – на даче, в лесу или даже дома. Расскажите детям, как надо вести себя, чтобы не быть ужаленными ими.


Горячие темочки