Получи документы

Педагогическая компетенция психологов

Александр Владимирович Гришин
Педагогическая компетенция психологов

Педагогическую компетенцию следует рассматривать как интегральное качество личности психолога, проявляющееся в способности и готовности самостоятельно и успешно осуществлять педагогическую деятельность в специфической педагогической ситуации.

Педагогическая компетенция включает в себя следующие субкомпетенции :

- преподавательскую;

- учебно-методическую;

- дидактическую;

- воспитательную;

- самообразовательную;

- просветительскую.

Публикация «Педагогическая компетенция психологов» размещена в разделах

Разграничить данные субкомпетенции, провести между ними какие-либо более или менее чёткие границы, практически невозможно. Все они, как правило, взаимосвязаны, взаимообусловливают друг друга. Например, преподавательская компетенция не может рассматриваться вне своего методического, дидактического аспекта, а также, в определенной мере, воспитательного компонента. Тем не менее, каждая из этих субкомпетенций характеризуется своими особенностями.

Преподавательская компетенция в целом предполагает спо-собность и готовность преподавателя к самостоятельной и успешной преподавательской деятельности, включающей постановку перед студентами познавательной задачи, организацию лекционных и практических занятий, руководство самостоятельной, научно-образовательной работой учащихся и студентов и т. п. Преподавательская компетенция немыслима без компетенции дидактической.

Владение дидактической компетенцией в широком смысле предполагает способность и готовность преподавателя самостоятельно и успешно решать в теории и практике методологические проблемы высшего профессионального образования. В узком смысле дидактическая компетенция - это качество личности преподавателя, проявляющееся в его способности и готовности самостоятельно выбирать и реализовать конкретные методы обучения в высшей школе. Не случайно в педагогике школы в неразрывном единстве рассматриваются понятия «дидактика» и «педагогическое мастерство».

Понятие «воспитание» в педагогической литературе рассматривается в широком смысле как система специально организованной передачи из поколения в поколение социального опыта и принципов социального формирования человека; в узком смысле

-целенаправленная деятельность по формированию у детей нравственно-волевых качеств личности, взглядов, убеждений, определённых привычек и правил поведения (В. М. Полонский, 2004).

Практически везде в литературе проблема воспитания поднимается только лишь в ключе обучения и воспитания детей. Между тем, поскольку процесс формирования и развития личности - непрерывный, продолжающийся на протяжении всей жизни человека, не следует, на наш взгляд, игнорировать проблемы воспитания в школе будущих специалистов. Ещё Н. Н. Пирогов (1985) писал, что система образования, обеспечивающая воспитание личности должна обеспечивать преемственность всех ступеней обучения. В этой связи перед преподавателем школы, в частности перед преподавателем психологии, стоит непростая задача - не только обучения психологии, но и воспитания профессиональной культуры, психологической культуры у будущего специалиста, независимо от содержания его предстоящей профессиональной деятельности. Решение этой задачи немыслимо без владения психологом, преподавателем психологии воспитательной компетенции, предполагающей способность и готовность самостоятельно ставить и реализовывать цели, решать задачи воспитания учеников. Тогда многие сформированные личностные качества станут качествами профессионально важными для той или иной сферы деятельности.

Каким образом приобретается, формируется педагогическая компетенция? Как известно, процесс профессиональной подготовки будущих психологов включает такие дисциплины как «Педагогика», «Методика преподавания психологии» и др. Однако, как мы уже неоднократно подчёркивали, полученные в ходе теоретического обучения знания только тогда станут профессиональными компетенциями, когда проявятся в специфической социально-профессиональной ситуации, т. е. в реальной ситуации преподавания психологии.

В условиях школы эту проблему призвана решить педагогическая практика. Исходя из цели практики, нами были сформулированы следующие задачи:

- формирование интереса к преподавательской деятельности, адекватного представления о структуре педагогического труда;

- приобретение навыков подготовки к лекционным и практическим занятиям по психологическим дисциплинам;

- приобретение навыков чтения лекций, организации и проведения семинарских, практических, лабораторных занятий;

- установление делового контакта и налаживание эффективного сотрудничества с руководителем практики в школе, где проходит практика;

- установление делового контакта со учениками учебной группы;

- формирование некоторых навыков воспитательной работы со детьми и др.

В ходе исследования мы попытались выяснить, какие трудности возникали у студентов-психологов при прохождении ими практики в качестве преподавателя психологических дисциплин. Практика проходила в учебных заведениях высшего и среднего профессионального образования. В качестве слушателей выступали студенты различных специальностей, в том числе и специальности «Психология». Мы опросили 98 студентов, а также попросили ответить на вопросы предложенной нами анкеты преподавателей, под непосредственным руководством которых проходила практика студентов. Данные, полученные при опросе студентов- практикантов и преподавателей-руководителей практики.

Как видим, мнение руководителей практики и самооценка студентов по некоторым позициям расходятся. Студенты оказались весьма самокритичны, оценивая свои способности ориентироваться во времени проведения занятий и излагать учебный материал. В то же время руководители практики выше, чем студенты оценивают трудности, возникшие при установлении практикантами контакта с школьной аудиторией, при использовании наглядных, технических средств обучения и в незначительной мере - при разъяснении сложных теоретических положений учебного материала.

Публикации по теме:

Арт-техника «Цветок желаний» для педагогов-психологов в работе с дошкольникамиАрт-техника «Цветок желаний» для педагогов-психологов в работе с дошкольниками В современное время в арсенале психолога, который работает с детьми дошкольного возраста, должны быть различные средства для работы. Одним.

Консультация для педагогов-психологов «Метафорические Ассоциативные Карты в работе с дошкольниками»Консультация для педагогов-психологов «Метафорические Ассоциативные Карты в работе с дошкольниками» Метафорические Ассоциативные Карты - это новый современный инструмент для работы психолога, который завоевывает все больше популярности.

Фотозарисовка «Моя педагогическая жизнь»Фотозарисовка «Моя педагогическая жизнь» Листая странички моей педагогической жизни. Продолжение Тепло приветствую всех, кто заглянул на мою страничку! Приглашаю вновь полистать.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Педагогическая компетенция психологов
Опубликовано: 11 мая 2024 в 16:27
+25Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогическая компетенция психологов» (включая файлы) размещена пользователем Александр Владимирович Гришин на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД