МААМ-картинки

Конспект открытого занятия по речевому развитию «Насекомые» с детьми с ТНР старшей группы

Светлана Ананьева
Конспект открытого занятия по речевому развитию «Насекомые» с детьми с ТНР старшей группы

Открытое занятие по речевому развитию. Нетрадиционные методы развития речи в старшей группе «Пчёлка» с детьми с тяжёлыми нарушениями речи. Тема «Насекомые"

Цели занятия : Коррекционно-образовательные: Формирование представлений о внешнем виде и образе жизни насекомых Уточнение и расширение словаря по теме (насекомые, бабочка, жук, кузнечик, божья коровка, стрекоза, крылья, лапки, усы) Совершенствование грамматического строя речи (употребление предлогов) составление предложений. Закреплять полученные знания.

Публикация «Конспект открытого занятия по речевому развитию „Насекомые“ с детьми с ТНР старшей группы» размещена в разделах

Коррекционно-развивающие : Развитие связной речи, умения составлять предложения из слов, отрабатывать выразительность и связность речи. Развитие зрительного внимания Развитие фонематического слуха. Развитие общей моторики Развитие сенсорных процессов

Коррекционно-воспитательные: Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Соблюдение режима охраны зрения. Воспитание бережного отношения к природе

Оборудование: палочки с силуэтами стрекозы, слайды на компьютере, ободки на голову детей с изображением пчёлок, мнемотаблица, мнемодорожки, карточки артикуляционной гимнастики. мозаика, улей большая картина с липучками, карточки с насекомыми, карточки мнемотаблиц – схем загадок, кубик с пиктограммами. Стаканы с пчёлками. Музыкальное сопровождение. Презентация.

Ход занятия:

Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, вольный ветерок! Здравствуй, маленький цветок! Здравствуй, Утро! Здравствуй, День! Нам здороваться не лень! Ребенок выполняет движения по тексту стихотворения. Создать эмоциональный настрой на занятие.

Слышим звук летающей пчелы. Звучит звуковое письмо «голос пчёлки Майи». Здравствуйте, ребята, я слышала, что ваша группа называется пчелки. В моих сотах потерялись ячейки. Мои друзья не проснулись и не могут мне помочь. А вы мне не поможете? Наденьте на голову волшебные ободки, вы превратитесь в пчёлок и сможете мне помочь. Выполните задание вы разбудите моих друзей и получите ячейку из сот, достроите мои соты. Ободки надели. Волшебные слова: «Пылинки, капельки, цветочки, нектаринки- повернитесь в пчёлок превратитесь.» Расскажите по мнемо дорожкам о пчелиной семье в домике.

Поработаем с язычком. Артикуляционная гимнастика Упражнения: «Блинчик»; «Месим тесто»; «Качели». Выполняем артикуляционную гимнастику, укрепляем мышцы артикуляционного аппарата. Проговариваем слоговые дорожки Жа-жа-жа-жа. Прилетела к нам пчела. Жы-жы-жы-жы. Не боюсь пчелы! Жу-жу-жу-жу. Полетает на лугу. Пчёлки летят к домику.

На ковролине пчелиный домик. Расскажите о пчелином домике. Цепной рассказ по мнемотаблице.

1. Пчёлы красивые полосатые желто-черные. Пчелы живут большими дружными семьями. У каждого из членов семьи есть свои обязанности. У входа в улей есть пчелы- охранники. Они охраняют улей от непрошенных гостей, таких как осы, муравьи. 2. Пчёлы обитают в дуплах старых деревьев или в расщелинах земли в природе. В пчелиной семье есть пчёлы – строители, они строят соты. Соты -это восковые ячейки., в них складывают мёд. После их наполнения соты запечатывают. 3. В улье живут пчелы – няньки, которые следят за личинками новорождённых пчёл, чтобы они не замерзали и не голодали. 4. Главная в пчелиной семье – матка, царица пчела, она большая труженица, всё время откладывает яйца, из которых потом выводятся молодые пчёлы. Живёт до 20 лет, рядом с ней помощники за ней ухаживают. 5. Есть ещё большие толстые пчёлы, это – трутни. Они помогают семейству обзавестись потомством и потом погибают. Все пчелы питаются пыльцой растений и нектаром. Из них насекомые получают энергию и питательные вещества. 6. Остальные пчёлы- рабочие, они собирают нектар с цветущих растений. У них есть крылья и удлиненный хоботок – «носик», всасывают пыльцу. Им они высасывают нектар с растений и превращает его в мед– полезное и очень вкусное лакомство не только для человека, но и для некоторых животных и других насекомых. В первую очередь, пчелы сами питаются медом. Для того, чтобы выжить осенью и зимой, пчелы усиленно трудятся весной и летом. Они добывают нектар, оплодотворяя при этом цветы. После его обработки складывают в хранилище - соты. Так получается мед.

Всё верно, вы хорошо справились-получаете одну ячейку, заполняем соты. Кто находился на ячейке? Мы разбудили мотылька. Чем питаются мотыльки? Как и бабочки питаются только цветочным нектаром. У них есть крылья, мотыльки летают. На экране появился мотылёк. Для чего в природе нужны насекомые? (насекомыми питаются птицы) Насекомые на своих лапках переносят пыльцу с одних цветов на другие, без этого из цветков не смогут образоваться плоды. Значит растения не оставят после себя потомства и исчезнут. Без этих растений не смогут жить животные, которые ими питаются. Насекомые нужны.

Кого мы разбудим мне очень интересно, как узнать? Можно загадать загадки. Схемы загадок. Разбудили сверчка. Сколько разбудили друзей? (Двоих) Я хочу ещё отгадать, загадайте.

Вы разбудили божью коровку, ставите ещё ячейку. Вы замечательно справились, ячейка ваша, ставьте в соты, кто на ней находиться божья коровка. Божья коровка такая яркая! Божью коровку хорошо видно в траве и на коре деревьев, ее любая птица заметит. А где же ей спрятаться? Знаете, что божьей коровке прятаться не нужно. У нее свой секрет: в минуту опасности она выделяет молочко, которое плохо пахнет, поэтому ее никто не ест. Так как она, как настоящая коровка дает молочко, то ее и назвали божья коровка. Это прожорливый хищник. приносит человеку пользу. Ведь те, кого она поедает, слывут злостными вредителями и паразитами (полчища тли). Экран. Сколько мы разбудили друзей пчёлки? (Троих). Справились и разбудили стрекозу. Как летает стрекоза? Стрекоза быстро и красиво летает, может обедать на лету. Стрекозы- хищники, питаются самыми разными насекомыми (комарами, мошками). Ловят налету в воздухе. Стремясь добыть себе пропитание, стрекоза способна вступить в единоборство с противником, превосходящим её по величине. Эти существа весьма прожорливы, чем приносят немалую пользу, истребляя комаров, мух и вредных насекомых. Охотиться они начинают с самого рассвета, а как только солнце заходит, устраиваются спать на листьях растений. Стрекоза – насекомое опылитель, и трудится, помогая размножаться растениям, наравне с пчёлами и бабочками. Ячейку ставим в соты. Сколько разбудили друзей? (Четверых) Стрекоза приглашает вас на гимнастику для глаз. Следите глазками за полетом стрекозы «Стрекоза». Вот какая стрекоза – как горошины глаза (траектория восьмерки). Влево, вправо, верх, вперед (глазами смотрим по тексту). Ну, совсем как вертолет (по большому кругу). Мы летаем высоко, мы летаем низко (смотрим вверх, вниз). Мы летаем далеко, мы летаем близко (смотрим по малому кругу). Мы гимнастику для глаз Выполняем каждый раз. Вправо, влево, вверх, вниз, Повторить ты не ленись. Укрепляем мышцы глаза. Видеть лучше будем сразу. Глаза отдохнули, продолжаем помогать нашей пчёлке. Пчёлка Майя приготовила ещё задание. Летите за столы, только нектар берегите. За столы садимся проговариваем слова: «Спинку ровно я держу, за осанкой я слежу.» Мы поиграем с речевым конструктором.

Вам необходимо составить предложение, можно с опорой на картинку с предлогом (маленьким словом). Упражнение в употреблении глаголов, согласовании глаголов и существительных с предлогом. Муравей ползёт между растениями.

Майский жук сидит на ромашке.

Жук ползёт к жёлтому цветку.

Оса летит к жёлтому цветку.

Зелёный кузнечик сидит между листьями.

Клоп солдатик ползёт к чёрному камню.

Бабочка собирает нектар в синем цветке. Гусеница ползёт между зелёных листьев.

Потрудились, пчёлки вылетайте потихоньку, вы нектар не растеряйте. Пальчики мы разомнем и опять играть пойдём.

Пальчиковая гимнастика «Трудолюбивая пчелка» Пчелка трудится весь день (Скользим ладошка об ладошку) И работать ей не лень. (Покачивание указательными пальцами в знак отрицания) От цветка летит к цветку (Соединяем пальчики) Клеит на брюшко пыльцу. (Круговые движения ладонью по животу) Хоботком нектар сосет (Соединяем указательный со всеми пальчиками) За день много соберет. («Раскрыть» перед собой все пальцы) Унесет нектар тот в улей (Изображают полет) И назад вернется пулей. (Вращаемся вокруг себя встали смирно) В сотах утрамбует мед, (Топанье ногами) Скоро ведь зима придет. (Поеживание) Будет пчелкам чем питаться. (Имитация движения ложкой) Надо летом им стараться. (Кулачок ладошка)

Вы замечательно справились, ячейка ваша, ставьте в соты, кто на ней находиться шмеля. Шмель покрыт волосками, как говорится, с головы до пят. Покров густой. У пчелы волоски посажены редко и располагаются только на переднем отсеке тела. Плотное и толстое по сравнению с пчелиным тело. Чередование же цвета с желтым и оранжевым отпугивает хищников. Питаются нектаром и соком деревьев. Производят мёд. Мед шмелей жиже и светлее пчелиного. Слабый запах и не такой сладкий шмелиный мёд. Экран. Сколько разбудили? (Пятерых).

Какого последнего насекомого мы ещё не разбудили? Загадайте загадку? Я отгадала, забирайте ячейку, ставьте в соты. Разбудили муравья. Сколько друзей пчёлки разбудили? (Шестерых). Пчёлки, я ничего не знаю о муравьях, вы не могли бы мне рассказать о них по мнемотаблице используя цветные стёклышки?

Муравьи не имеют крыльев, самые сильные - это муравьи. Ведь они могут переносить на себе тяжести в 10 раз тяжелее его собственного веса. Муравей может нести на себе груз, в 10 раз тяжелее его самого. Муравей, хоть и маленький, а настоящий силач. есть рабочие муравьи, они строят муравейник. Другие “рабочие” таскают корм для всей огромной семьи – вредных насекомых. Они сохраняют лес от опасных насекомых, которые питаются листвой, корой деревьев. Поэтому муравьёв и их муравейники надо оберегать, не разорять. Муравьи любят гостей, улиток, бабочек, жуков они подкармливают своими запасами. Муравьи строят свои дома из обычных веток, хвойных чешуек. Семья у муравьёв большая и у каждого есть своё дело: одни добывают пищу, другие ухаживают за детками. Муравьи общаются друг с другом с помощью усиков, потрогают друг друга и ясно каждому, кто куда и откуда бежит. На бегу они выделяют пахучую жидкость и так находят путь домой. Муравьишки – дружный народ, друг другу помогают. Их еще называют - санитары леса, они поедают семена растений, мертвых жуков, гусениц, истребляют множество вредителей леса. На зиму муравьи в своём доме собираются в большой комок и спят. Пчёлки долго не сидят, а работать все хотят, вылетайте.

Физминутка. Муравьи.

Долго дом из хворостинок собирают для семьи, Не жалея ног и спинок, непоседы муравьи. Вы собрали все ячейки. Пчёлка Майя приготовила для нас ещё игру. Кубик с пиктограммами. На каждой стороне кубика картинка вопрос. Ответите передавайте другому. (пиктограммы).

1 Кто из насекомых летает? (Бабочка, пчела, майский жук, божья коровка, стрекоза.) Что есть у этих насекомых? 2 Кто из насекомых ползает? (Гусеница, жук)

3 А кто из насекомых прыгает? (Кузнечик. сверчок)

5 Кто из насекомых жалится? (Оса, пчела, шмель.)

6 Кто из насекомых кусается? (Муравей, комар, муха, блоха, клоп.)

7 Чем питаются насекомые? (Травой, листьями, пыльцой, ягодами, нектаром, другими насекомыми.)

8 Кто из насекомых не кусается и не жалится? (Божья коровка, кузнечик, сверчок, бабочка). 9 Какую пользу приносят пчелы, бабочки, сверчок, муравей? Пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений. Бабочки опыляют цветы. 10 Назовите вредных насекомых. Муха, таракан, комар – разносит микробы, комар и кусает, гусеница – ест листья растений.

Пчёлки трудятся весь день. Давайте подарим пчёлке Майе много цветочной пыльцы. Дыхательная гимнастика «Пчёлка» Возьмите пчёлок в руки, вдох через нос и потихоньку выдох ртом через трубочку (3 раза). Формируем планомерный, равномерный выдох. Плечи не поднимаем и щеки не надуваем.

Вы, знаете про насекомых стихотворение мнемотаблицу «Прилетела к нам вчера полосатая пчела… Показ паутины, что это? Дети отвечают (опасность для насекомых.) Нам нужно её убрать возьмите за край паутины, но прежде чем мы её уберём, скажите каких друзей пчёлки мы сегодня с вами разбудили. Что понравилось сегодня в нашей игре? Пчёлка Майя очень рада и благодарит вас за помощь. Вы замечательно справились, спасибо вам.

Нам пора произнести волшебные слова «Пылинки, капельки, цветочки, нектаринки- повернитесь в ребят превратитесь.» Снимаем ободки. Пчёлка Майя приготовила для вас сюрприз, приз со своей фотографией.

Публикации по теме:

Конспект НОД по речевому развитию детей подготовительной группы «Насекомые» Цель: Обобщить и расширить представления детей о насекомых в процессе познавательной деятельности. ЗАДАЧИ: Образовательные: • Расширять.

Конспект НОД «Мы — гагаринцы!» по познавательно-речевому и художественно-эстетическому развитию с детьми старшей группыКонспект НОД «Мы — гагаринцы!» по познавательно-речевому и художественно-эстетическому развитию с детьми старшей группы Цель: формирование у детей целостной картины окружающего мира. Задачи: - продолжать знакомить детей с родным городом, районами города,.

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию «Поможем Буратино. Жанровая живопись» с детьми старшей группыКонспект НОД по познавательно-речевому развитию «Поможем Буратино. Жанровая живопись» с детьми старшей группы Цель: создание условий для приобщения детей к жанровой живописи. Задачи: - формировать интерес детей к живописи, познакомить с жанром.

Конспект открытого занятия «Насекомые» в старшей группеКонспект открытого занятия «Насекомые» в старшей группе Конспект открытого занятия «Насекомые» в старшей группе. Ход занятия: Воспитатель и дети сидят в кругу на подушках. Дети, сегодня.

Конспект открытого занятия по речевому развитию в старшей группе «Сюжетные рассказы о природе» Конспект открытого занятия по речевому развитию в старшей группе Тема: Игра-занятие по развитию речи (сюжетные рассказы о природе) Воспитатель.

Конспект занятия по познавательному развитию «Бабочки — самые красивые насекомые» с детьми старшей группыКонспект занятия по познавательному развитию «Бабочки — самые красивые насекомые» с детьми старшей группы Программные задачи: - активизировать познавательную активность детей, обогащать новыми знаниями по теме «насекомые»; - пополнять словарный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого занятия по речевому развитию «Насекомые» с детьми с ТНР старшей группы
Опубликовано: 10 февраля 2024 в 11:49
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект открытого занятия по речевому развитию «Насекомые» с детьми с ТНР старшей группы» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Ананьева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД