Папки-передвижки

Основные требования к знаниям учителя-логопеда

Токбаева Дана Муаедовна
Основные требования к знаниям учителя-логопеда

Учитель-логопед должен знать :

• Конституцию РФ, законы РФ, решения правительства РФ и местных органов управления образованием по вопросам образования;

• Конвенцию о правах ребенка;

• возрастную и специальную педагогику и психологию;

• анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии;

• методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в развитии детей;

• нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и

практической деятельности;

• программно-методическую литературу по работе с детьми, имеющими отклонения в развитии;

Публикация «Основные требования к знаниям учителя-логопеда» размещена в разделах

• новейшие достижения дефектологической науки;

• правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты

ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА

• осуществлять работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии детей;

• обследовать детей, определять структуру и степень выраженности имеющегося у них дефекта;

• комплектовать группы для занятий с учетом психофизического состояния детей;

• проводить групповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений в развитии, восстановлению нарушенных функций;

• работать в тесном контакте с воспитателями, посещать занятия;

• консультировать педагогических работников и родителей по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям, имеющим отклонения в развитии;

• вести необходимую документацию;

• способствовать формированию общей культуры личности;

• использовать разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения в рамках государственных стандартов;

• реализовывать образовательные программы, обеспечивать уровень подготовки детей, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта;

• соблюдать права и свободы детей, содержащиеся в Законе РФ «Об образовании», Конвенции о правах ребенка;

• систематически повышать профессиональную квалификацию;

• участвовать в деятельности методических объединенийи других формах методической работы;

• выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности противопожарной защиты;

• обеспечивать охрану жизни и здоровья детей в период образовательного процесса (приложение № 1)

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ

Распределение рабочего времени учителя-логопеда напрямую связано с формами организации и методами его диагностико-коррекционой, методической и консультативной работы, а также с содержанием специальных (коррекционных) дошкольных программ. Вместе с тем, существуют некоторые общие подходы к планированию деятельности учителя-логопеда в течение учебного года и рабочей недели, которых он придерживается независимо от того, какая коррекционная программа лежит в основе его деятельности.

Так, в начале учебного года (первые две недели сентября) проводится стартовое логопедическое обследование поступивших в группу/продолжающих обучение воспитанников. По результатам обследования логопед заполняет индивидуальные речевые карты. В этот же период проводятся обобщение и анализ результатов обследования каждого из детей группы специалистами ДОУ, что делает возможным разработку программы групповой коррекционно-педагогической работы с детьми на учебный год.

При необходимости (на усмотрение логопеда) в январе, в течение одной, двух недель рекомендуется проводить промежуточное обследование уровня речевого развития детей с целью выявления своевременного как достижения, так и трудности в реализации индивидуальных коррекционных программ и при необходимости внести в них изменения.

В междиагностический период (сентябрь-май) проводится плановая коррекционно-профилактическая работа с детьми, а также консультативно-методическая работа с педагогами ДОУ и родителями воспитанников.

Итоговое обследование детей проводится в последние две недели мая. Его результаты также фиксируются в индивидуальных речевых картах (приложение

№ 2) и «профилях» (приложение № 3) воспитанников и в речевых «профилях» группы (приложение № 4, что помогает подвести итоги коррекционно-речевой работы и оценить ее динамику в течение учебного года, представив анализ в форме количественно-качественного отчета.

Июнь – месяц является рабочим месяцем для логопеда. В этот период проводятся только индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми-логопатами., где повторяется и закрепляется пройденный материал.

Современные дошкольные программы воспитания и обучения детей с нарушениями речи ориентированы на активное использование групповых форм работы с детьми, в ходе реализации которых логопед и воспитатели имеют

возможность оказывать направленную помощь детям и предлагать адресные индивидуальные задания. Систему логопедического воздействия дополняют индивидуальные занятия с логопедом, а также занятия в микрогруппах (2-3 ч.). В соответствии с видами занятий планируется циклограмма рабочего времени логопеда в течение рабочей недели (приложение № 5). Также логопед составляет график работы, который утверждается руководителем учреждения (приложение № 6).

Продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска для учителей-логопедов, работающих в дошкольных образовательных учреждениях для воспитанников с отклонениями в развитии, а также работающих полный рабочий день в дошкольных группах для воспитанников с отклонениями в развитии, которые находятся в составе образовательных учреждений для детей дошкольного возраста, дошкольных образовательных учреждений составляет 56 календарных дней.

ДОКУМЕНТАЦИЯ

С учетом современных подходов и требований к организации логокоррекционной работы с дошкольниками учителю-логопеду рекомендуется оформление следующих документов:

• тетрадь протоколов заседаний психолого-медико-педагогичсеской комиссии;

• речевая карта;

• учебный план работы по формированию речевой деятельности группы ;

• конспекты групповых занятий ;

• план индивидуальной коррекционной работы с ребенком на учебный год ;

• индивидуальная тетрадь ребенка;

• тетрадь учета посещаемости детьми занятий;

• тетрадь рабочих контактов учителя-логопеда и воспитателей;

• план взаимодействия учителя-логопеда с участниками коррекционно-педагогического процесса ;

• отчет учителя-логопеда за учебный год;

• паспорт логопедического кабинета ;

• план самообразования учителя-логопеда ;

• график работы;

• циклограмма рабочего времени;

• расписание групповых и индивидуальных занятий.

Наличие основных видов документации – обязательное условие работы логопеда. Правильность ее оформления и ведения оценивается в ходе проверки специалистами управления образования и учитывается при определении квалификации при аттестации.

СРОК ХРАНЕНИЯ ДОКУМЕНТАЦИИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

В логопедической практике необходимость изучения, анализа документации учителя-логопеда за определенный период времени возникает в связи с обобщением итогов его деятельности при аттестации, фронтальных, тематических проверках, в конфликтных и спорных ситуациях с родителями детей логопедических групп или руководством ДОУ. В связи с этим, логопед должен обеспечить надлежащее хранение своей документации в соответствии с нормативно-правовыми актами.

ДОКУМЕНТЫ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ ХРАНЕНИЮ В ДОУ

П/П

НАИМЕНОВАНИЕ ДОКУМЕНТА

срок хранения

ПРИМЕЧАНИЕ

1 Протоколы заседанийПМПК по набору и выпуску детей из логопедических групп

10 лет Основание : приказ Министерства народного образования РФ от «О документации детских дошкольных учреждений», решение Коллегии Министерства образования РФ от 12.04.95. «Типовое положение о ПМПК»

2 Учебный план на год 3 года

3 Справки о результатах проверок коррекционно-логопедической работы

5 лет

4 Отчеты логопеда 5 лет

5 Речевые карты детей

До решения ПМПК о выпуске ребенка из логопедической группы

6 Индивидуальный план работы с ребенком

7 Тетрадь посещаемости детьми индивидуальных логопедических занятий

8 Тетрадь рабочих контактов логопеда и воспитателей логопедической группы

9 Индивидуальная тетрадь ребенка

10 Планы (конспекты) групповых, индивидуальных занятий Определяет логопед

11 Паспорт логопедического кабинета постоянно

12 План самообразования учителя-логопеда до 5 лет В случае прохождения аттестации на присвоение квалификациооной категории

Публикации по теме:

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда В последнее время отмечается резкое увеличение числа детей с нарушениями речи. Возникает необходимость в коррекции недостатков речи данной.

Основные направления работы учителя-дефектолога по подготовке к обучению грамоте детей с ООПОсновные направления работы учителя-дефектолога по подготовке к обучению грамоте детей с ООП Сообщение из опыта работы «Основные направления учителя-дефектолога по подготовке к обучению грамоте детей с особыми образовательными.

Формы работы учителя-логопеда с семьей Наиболее эффективные формы работы учителя – логопеда с семьей: - коллективные формы работы учителя-логопеда с семьей; 1. Групповые родительские.

Годовой отчет о работе учителя–логопеда .

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Основные требования к знаниям учителя-логопеда
Опубликовано: 17 апреля 2024 в 08:39
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...

23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД