Получи документы

Организация специально-коррекционной педагогической деятельности в области специального образования

Александр Владимирович Гришин
Организация специально-коррекционной педагогической деятельности в области специального образования

Лица с ограниченными возможностями здоровья могут получать специальное образование в специальных образовательных учреждениях, специальных образовательных подразделениях, образовательных учреждениях интегрированного обучения, образовательных учреждениях общего назначения.

Обучение на дому.

1. Для лиц, по состоянию здоровья временно или постоянно не

посещающих образовательные учреждения, соответствующие органы

управления образованием обязаны организовать обучение на дому.

Публикация «Организация специально-коррекционной педагогической деятельности в области специального образования» размещена в разделах

2. Обучение на дому осуществляется специальным и др.

образовательным учреждением, в котором постоянно учатся лица, или

ближайшим к их месту жительства соответствующим образовательным

учреждением, имеющим государственную аккредитацию, на основании

заключения лечебного учреждения в отношении детей, страдающих

соматическими заболеваниями, либо на основании психолого-медикопедагогической комиссии или медико-социальной экспертной комиссии в остальных случаях. Обучение на дому осуществляется на основе договора

между органом управления образованием, образовательным учреждением,

обучающимся и (или) его законными представителями.

Обучение в условиях стационарного лечебного учреждения.

1. В целях реализации права граждан на образование, создания условий

для его получения органы управления образованием и органы

здравоохранения обязаны организовывать обучение детей с ограниченными

возможностями здоровья, находящихся на длительном (более чем двадцать

один день) лечении в стационарных лечебных учреждениях, в соответствии с

общеобразовательными программами.

2. Общеобразовательное учреждение по месту нахождения

стационарного лечебного учреждения осуществляет обучение детей в

различных формах. Организационные вопросы обучения регулируются

договором между стационарным лечебным учреждением и

общеобразовательным учреждением.

Обучение в образовательном учреждении общего назначения.

1. Лица с ограниченными возможностями здоровья имеют право на

обучение в образовательном учреждении общего назначения при наличии

соответствующего заключения психолого-медико-педагогической комиссии

или медико-социальной экспертной комиссии.

2. Лица с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся в

образовательном учреждении общего назначения, вправе пользоваться во

время занятий услугами помощника при наличии соответствующей

рекомендации в заключении комиссий, указанных в пункте первом

настоящей статьи.

Интегрированное обучение.

1. Для лиц с ограниченными возможностями здоровья организуется

интегрированное обучение в соответствии с психолого-педагогическими и

медицинскими показаниями (противопоказаниями, если образовательное

учреждение интегрированного обучения располагает необходимыми

специальными условиями для получения образования. Образовательное

учреждение интегрированного обучения не вправе отказать таким лицам в

приеме на обучение в связи с наличием у них физических и (или)

психических недостатков при отсутствии противопоказаний к обучению и

(или) профессиональному образованию и ограничений для работы по

конкретной профессии (специальности).

В образовательном учреждении интегрированного обучения число лиц

с ограниченными возможностями здоровья не должно составлять более чем

двадцать процентов общего числа обучающихся, воспитанников.

2. Совместное обучение и воспитание лиц с психическими или

сложными недостатками и лиц, не имеющих таких недостатков, не должны

отрицательно сказываться на результатах обучения лиц, не имеющих таких

недостатков. Лица с психическими или сложными недостатками, успешно

осваивающие образовательную программу образовательного учреждения

интегрированного обучения, могут быть отчислены за невозможностью

совместного обучения из этого образовательного учреждения на основании

решения совета образовательного учреждения по согласованию с психологомедико-педагогической комиссией. При этом органы исполнительной власти, к компетенции которых относятся вопросы образования, в течение месяца принимают меры по продолжению этими лицами обучения в адекватной для них форме.

Специальные образовательные учреждения.

1. В Российской Федерации создаются и действуют специальные

образовательные учреждения, типы и виды которых определяются в

соответствии с реализуемыми ими образовательными программами,

деятельностью по реабилитации и возрастом обучающихся, воспитанников.

2. В Российской Федерации могут создаваться и действовать

специальные образовательные учреждения для лиц :

1) с нарушениями речи – тяжелыми нарушениями речи, фонетикофонематическим недоразвитием речи и нарушением произношения

отдельных звуков;

2) с нарушением слуха – неслышащих, слабослышащих и

позднооглохших;

3) с нарушениями зрения – незрячих, слабовидящих и поздноослепших,

с косоглазием и амблиопией;

4) с нарушениями психики – задержкой психического развития,

умственно отсталых, с глубокой умственной отсталостью;

5) с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;

6) со сложными нарушениями, в том числе со слепоглухотой;

7) с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения;

8) подверженных хроническим соматическим или инфекционным

заболеваниям. Специальные образовательные учреждения могут создаваться для обучения совместно лиц с различными физическими и (или) психическими

недостатками, если это не препятствует успешному освоению

образовательных программ и для такого обучения нет медицинских

противопоказаний.

В коррекционно-педагогической работе с детьми и подростками с

отклонениями в развитии и поведении выделяются следующие направления

коррекционной деятельности :

1) нормализация и обогащение отношений ребенка с окружающим миром,

прежде всего с педагогами и детским коллективом;

2) компенсация пробелов и недостатков в его общем развитии, усиление

деятельности в той области, которую он любит, в которой может добиться

хороших результатов (компенсация в области интересного дела, увлечения

спортом, техникой, музыкой и др.);

3) восстановление у ребенка положительных качеств личности, которые

получили незначительную деформацию (девиацию);

4) постоянная стимуляция положительных качеств, не утративших

социальной значимости;

5) интенсификация положительного развития личности, формирование

ведущих положительных качеств;

6) усвоение и накопление социально-ценного жизненного опыта,

обогащение практической деятельности в различных сферах жизни;

7) накопление навыков нравственного поведения, здоровых привычек и

потребностей на основе организации деятельности учащихся по

удовлетворению их интересов;

8) исправление как преодоление отрицательного, т. е. ликвидация пробелов

в формировании положительных качеств, искоренение отрицательных

качеств и вредных привычек.

В коррекционно-педагогической деятельности, как во всяком виде

деятельности, существует определенный инструментарий: методы, приемы и

средства достижения поставленной цели, реализации конкретных задач;

осуществление соответствующих мероприятий по различным направлениям

деятельности.

В коррекционно-педагогической деятельности, имеющей

воспитательно-профилактическую направленность, цель которой –

разрушение негативных установок и поведенческих стереотипов личности и

формирование на этой основе социально значимых черт и качеств личности у

ребенка, выделяется группа методов: переубеждения, принуждения,

приучения, переучивания, «реконструкции» характера, «взрыва»,

переключения, поощрения и наказания (А. И. Кочетов).

Вместе с тем педагоги и психологи выделяют и специфические методы

коррекции отклонений в поведении и развитии детей и подростков:

суггестивные (воздействие) и гетеросуггестивные методики

психокоррекции, построенные на самовнушении и педагогическом

внушении; дидактические методики коррекции, включающие разъяснение,

убеждение и иные приемы рассудочно аргументированного воздействия;

метод «сократического диалога»; методики обучения саногенному мышлению, направленные на управление собой, на укрепление своего нервно-психического здоровья, саморефлексию; методики групповой коррекции, разыгрывание ролевых ситуаций; методы конгруэнтной коммуникации (гибкость, открытость, свобода в общении);

метод разрушения конфликтов;

метод арттерапии;

метод социальной терапии;

метод поведенческого тренинга и т. д.

Все эти методы и методики коррекции развития и поведения ребенка

являются важным инструментом в решении главной задачи коррекционно педагогической деятельности по преодолению существующего недостатка у ребенка, по реабилитации его личности и осуществлению успешной адаптации и интеграции ребенка в социум.

Поскольку отклонение в развитии и поведении чаще всего существует

как сложная интегрированная проблема, то и ее коррекция решается с точки

зрения комплексного подхода, т. е. на основе глубокой диагностика коррекционной деятельности, выявления и изучения природы и этиологии

отклонения в развитии и поведении. В разработке программы коррекционно педагогической деятельности и ее реализации должны присутствовать как компоненты преодоления недостатка, отклонения, так и шаги по его профилактике; в то же время программа должна включать действия по формированию личности ребенка, с опорой на его положительные качества.

Содержательная часть коррекционно-педагогической деятельности должна

быть направлена не только на ликвидацию пробелов в познавательной

деятельности, но и на формирование мировоззрения, социально значимых

знаний, умений и навыков; вся коррекционно-педагогическая деятельность

должна быть практико-ориентирована и нацелена на высокий уровень

результативности; она должна быть пронизана идеей сотрудничества и

взаимодействия между объектом и субъектами коррекционно педагогического процесса, между ученическим и педагогическим

коллективом; коррекционно-педагогическая деятельность должна опираться

на прочную базу координации усилий школы, семьи и социума в решении

задач предупреждения, преодоления недостатков в развитии и поведении

детей и подростков, в формировании у них социально значимых качеств

личности. Только таким образом, при сохранении строгой

последовательности всех элементов и этапов деятельности (от постановки

цели-до достижения конечного результата, сравнения намеченных рубежей и

достигнутого результата до самооценки и самоанализа всего процесса

коррекционной деятельности) можно говорить о результативности

коррекционно-педагогической деятельности, о ее психолого-педагогической

значимости в едином педагогическом процессе общеобразовательной школы.

Коррекционная работа с детьми и их родителями осуществляется

в виде психологического сопровождения семей, воспитывающих детей

(подростков, молодых лиц) с отклонениями в развитии.

Одной из основных проблем, определяющих все дальнейшее развитие

ребенка, является факт принятия его в семье. Когда родители принимают

своего ребенка таким, какой он есть, радуются любым его активным и

самостоятельным действиям, они способствуют успешному развитию своего

ребенка и добиваются больших успехов.

Рождение «особого» ребенка – это всегда глубокое переживание для

всех членов семьи. Родители оказываются не готовы к серьезным

осложнениям и трудностям, которые ожидают их в этой связи. Для

родителей это событие связано с потерей «ребенка их мечты»,

нереализованностью родительских амбиций и невозможностью смириться с

реальной ситуацией, принять и признать ребенка со всеми его

ограничениями. Родители переживают важные стадии работы с горем.

Первая характеризуется разрушением представлений о том ребенке, о

котором они мечтали. На второй стадии родители находятся в состоянии

неуверенности и хаоса. Третья стадия – это построение новых мечтаний о

будущем своего ребенка и своей семьи, учитывая реальную ситуацию. На

каждой стадии переживания горя родители могут демонстрировать

различные реакции (отрицание, гнев, отречение от собственных чувств, гнев,

направленный на других и на себя, самоотстранение от окружающего мира,

чувство вины и др.).

Кублер-Росс среди стадий горя выделяет: отрицание, сделку, гнев,

депрессию, принятие. Отрицание – первая реакция родителей, которая, по их

же утверждению, характеризуется растерянностью и беспомощностью. На

этой стадии родители сложно воспринимают информацию. В основе фазы

сделки находится представление о том, что при максимальных стараниях

родителей состояние ребенка непременно улучшится и диагноз будет снят.

Но когда к родителям приходит понимание того, что вылечить состояние

ребенка не представляется возможным, наступает стадия гнева. Гнев может

быть направлен на себя (вина, депрессия, членов семьи, специалистов.

Стадия принятия, в свою очередь, характеризуется способностью

относительно спокойно рассуждать о проблемах ребенка, поощрять

самостоятельность, сохраняя необходимый объем помощи, сотрудничать со

специалистами, планируя объем и содержание помощи. Родители в стадии

принятия имеют личные интересы, не относящиеся к проблемам ребенка, не

проявляют гиперопеки и чрезмерной строгости, не испытывают чувства вины

в процессе воспитания ребенка.

Н. А. Урядницкая указывает на то, что именно в период рождения

ребенка с проблемами развития семья как никогда нуждается в

психологической поддержке специалистов, «но еще большую поддержку

могут оказать другие родители, уже пережившие стресс и нашедшие в себе

силы для правильного воспитания ребенка». Несомненно, для родителей

важно знать, что их случай не единственный, что это горе многие уже

успешно пережили, обретя любовь к своему ребенку и конструктивное

отношение к созданию условий для его развития. Несомненно, невозможно

добиться успеха в социальной интеграции «особого» ребенка только силами

специалистов. Необходимо активное включение в процесс реабилитации

(абилитации) родителей, чтобы обеспечить ребенку полноценное развитие.

Важным аспектом активной включенности родителей становится

осведомленность их в данной проблеме и заинтересованность в результатах.

Основополагающими принципами коррекционной работы с детьми и

их родителями являются следующие.

Принцип единства диагностики и коррекции развития. Коррекционно педагогический процесс требует постоянного контроля за динамикой развития ребенка и эффективностью выполнения коррекционных программ.

Преодоление выявленного нарушения зависит от правильности и точности

его установления.

Принцип гуманистической направленности психологической помощи.

Этот принцип основан на признании самоценности личности ребенка с

отклонениями в развитии и создании условий для его гармоничного

развития. Принцип интегративного использования психолого-педагогических и

психотерапевтических методов и приемов. Комплексный системный подход

в применении разнообразных средств, методов и приемов

психокоррекционного воздействия позволяет учитывать особенности

различных нарушений развития и успешно осуществлять их коррекцию.

Принцип гармонизации внутрисемейной атмосферы. Этот принцип

ориентирует психокоррекционную работу на разрешение личностных и

межличностных конфликтов между членами семьи.

Принцип оказания личностно-ориентированной помощи. С

использованием этого принципа осуществляется психологическая коррекция

личностных девиаций у ребенка с отклонениями в развитии, членов его

семьи и лиц, осуществляющих с ним непосредственное взаимодействие.

Принцип формирования положительного отношения к ребенку с

отклонениями в развитии. Этот принцип предполагает формирование

положительных ценностных ориентаций и установок у родителей ребенка,

принятие его нарушений членами семьи и лицами социального окружения.

Публикации по теме:

Фотоотчёт об участии в конкурсе «Лучший педагогический работник дошкольного образования Ростовской области»Фотоотчёт об участии в конкурсе «Лучший педагогический работник дошкольного образования Ростовской области» Участие в конкурсе - это новая ступень профессионального роста, проверка сил, знаний и умений, а ещё это огромное испытание на прочность.

«Организация коррекционно-педагогической работы в группах ОНР» «Организация коррекционно-педагогической работы в группах ОНР» Осталось совсем немного времени до поступления ребенка в школу, а его речь.

Организация предметно-развивающей среды по образовательной области «Познавательное развитие»Организация предметно-развивающей среды по образовательной области «Познавательное развитие» .

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Организация специально-коррекционной педагогической деятельности в области специального образования
Опубликовано: 17 мая 2024 в 22:45
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация специально-коррекционной педагогической деятельности в области специального образования» (включая файлы) размещена пользователем Александр Владимирович Гришин на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД