Лучший педагог года

Опыт работы «Детское экспериментирование как ведущая деятельность в период дошкольного развития»

Лилия Корчажкина
Опыт работы «Детское экспериментирование как ведущая деятельность в период дошкольного развития»

Дошкольники – прирожденные исследователи. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее идет его развитие. Детское экспериментирование достаточно легко интегрируется во многие виды детской деятельности.

Публикация «Опыт работы „Детское экспериментирование как ведущая деятельность в период дошкольного развития“» размещена в разделах

Решающую роль в работе с детьми играет организуемая образовательная деятельность с четко поставленной проблемой или «решение проблемных ситуаций» или элементы экспериментирования. Это позволяет развивать у детей познавательную активность, умение выдвигать гипотезы, сравнивать, делать выводы самостоятельно или с помощью взрослого; также конкретно формируется представления об объектах и явлениях и через опыт или эксперимент доказывает подлинность получаемых детьми знаний и представлений.

Поэтому, познавательно-исследовательскую деятельность я рассматриваю, как один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения дошкольников.

Цель работы : развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.

Задачи:

Образовательные.

- Формировать у детей представления о физических свойствах веществ, об основных физических явлениях, организме человека.

- Формировать навыки постановки элементарных опытов и умение делать выводы на основе полученных результатов.

Развивающие.

- Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.

- Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, предвидеть полученный результат.

Воспитательные.

- Воспитывать эмоционально-ценностное отношение детей к окружающему миру.

- Воспитывать аккуратность, дружелюбие, взаимную поддержку.

Одно из главных условий успешной организации познавательно-исследовательской деятельности это созданиепредметно-развивающей среды в группе, где созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования, развития поисковой активности детей.

-уголок природы;

-экспериментальный уголок, где имеются:

- приборы - помощники: увеличительные стёкла, магниты, весы;

- разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл разного объёма и формы);

- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, дерева, пробки;

- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, каштаны, листья деревьев, засушенные цветы, семена и т. д.

- технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, детали конструктора;

- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др. ;

- медицинские материалы, зеркала, воздушные шары, мука, крупа, масло, сахар, соль, свечи и др. ;

-дидактические игры по экологическому воспитанию и экспериментальной деятельности;

-детская научная литература.

Создана библиотека, которая включает в себя:

-методические разработки по экспериментальной деятельности,

-картотеку опытов и экспериментов;

-алгоритмы и схемы опытов.

В условиях детского сада используем только элементарные опыты и эксперименты. В процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения, они безопасны.

Это такие опыты, как:

-«Вода-волшебница!»

Цель: закрепить знания детей о свойстве воды, показать где, в каком виде существует вода!

-«Снег и его свойства»

Цель: Продолжать развивать интерес, наблюдательность у детей с помощью неживой природы, знакомить со свойствами снега.

- «Воздух-невидимка!»

Цель: Расширять представление детей о воздухе, его свойствах и обнаружения.

-«Магнит и окружающие предметы»

Цель:Знакомство с магнитом, его качественными признаками и свойствами

-«Здравствуй, песок»

Цель: знакомство со свойствами кинетического песка, сравнение с обычным песком.

-С растениями

Цель: развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования.

После каждого эксперимента я приучаю детей к самостоятельности при уборке рабочего места.

В процессе экспериментирования я прививаю детям навыки межличностного общения и сотрудничества: уметь договариваться, отстаивать свое мнение, рассуждать в диалоге с другими детьми. Для этого во время обсуждения проблемных ситуаций обращаю внимание детей на мнение других, учу слушать друг друга, предлагаю более активным детям помочь застенчивым.

В современном ДОУ роль педагога в экспериментировании является ведущей в любом возрасте. Педагог непосредственно участвует в эксперименте таким образом, чтобы быть для детей равноправным партнером, руководить экспериментом так, чтобы у детей сохранялось чувство самостоятельности открытия. Подготовка к проведению экспериментов начинается с определения педагогом текущих дидактических задач. Затем выбирается объект, соответствующий требованиям. Воспитатель знакомится с ним заранее – и на практике, и по литературе. Одновременно он осваивает технику экспериментирования, если та ему незнакома.

Предлагая детям поставить опыт, воспитатель сообщает им цель или задачу, которая должна быть решена, дает время на обдумывание и затем привлекает детей к обсуждению методики и хода эксперимента. Нежелательно заранее предсказывать конечный результат: у детей теряется ценное ощущение первооткрывателей. Во время работы не следует требовать от детей идеальной тишины: работая с увлечением, они должны быть раскрепощены. Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. При формулировании выводов необходимо стимулировать развитие речи детей путем постановки неповторяющихся по содержанию вопросов, требующих от детей развернутого ответа. При анализе и фиксировании полученных результатов необходимо помнить, что непредусмотренный результат не является неправильным. Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. При формулировании выводов необходимо стимулировать развитие речи детей путем постановки неповторяющихся по содержанию вопросов, требующих от детей развернутого ответа. При анализе и фиксировании полученных результатов необходимо помнить, что непредусмотренный результат не является неправильным.

Итак, познавательно - исследовательская деятельность актуальна как никогда, инновационные технологии, разрабатываемые в этой сфере должны реализовываться в каждом саду, в каждой группе, с каждым воспитанником. И только тогда ребенок, выпускающийся из детского сада, будет подготовлен и интеллектуально, и социально и психически.

Публикации по теме:

Детское экспериментирование в ДОУ для младшего дошкольного возрастаДетское экспериментирование в ДОУ для младшего дошкольного возраста Добрый день, уважаемые коллеги. Мой опыт педагогической работы показывает, что дети очень любят экспериментировать и играть. Интерес к.

Детское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольниковДетское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольников ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ. Ребёнок-дошкольник активно стремится, узнать об окружающем.

Фотоотчет «Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста» Детское экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Детское экспериментирование как ведущая деятельность в период дошкольного развития»
Опубликовано: 11 мая 2024 в 20:20
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Детское экспериментирование как ведущая деятельность в период дошкольного развития»» (включая файлы) размещена пользователем Лилия Корчажкина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД