Папки-передвижки

Новые шаги в работе с семьей, воспитывающей «особого» ребенка

Наталья Фарисеева
Новые шаги в работе с семьей, воспитывающей «особого» ребенка

Новые шаги в работе с семьей, воспитывающей «особого» ребенка.

Фарисеева Наталья Алексеевна, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №108 г. Петрозаводска, педагог-психолог.

С 2008 года в нашем дошкольном учреждении реализуется одно из инновационных направлений, такое как инклюзивное образование. Инклюзивное образование – это процесс совместного обучения обычных детей и детей с ограниченными возможностями, установление между ними более тесных взаимоотношений в процессе их воспитания в одной группе детского сада.

Публикация «Новые шаги в работе с семьей, воспитывающей „особого“ ребенка» размещена в разделах

Такое включение детей со сложной структурой нарушения, не обслуживающих себя самостоятельно, полностью зависящих от посторонней помощи и нуждающихся в сопровождении, в среду более благополучных сверстников повлекло за собой массу вопросов, как со стороны специалистов, педагогов, так и их семей.

Один из таких вопросов – оказание возможной психологической помощи семьям, воспитывающим «особого» ребенка. Ведь родители, особенно матери, столкнувшись с рождением таких детей, испытывают множество трудностей различного характера. К числу наиболее актуальных относятся: принятие или неприятие родителями личности больного ребенка; организация ухода за ним; ожидание и вера в чудо или волшебного исцелителя; рассмотрение рождения больного ребенка как наказания за что-либо; нарушение взаимоотношений в семье после его рождения и др.

Но, в тоже время, именно благодаря инклюзивному образованию, в первую очередь участие матери в педагогическом и воспитательном процессе своего ребенка совместно со специалистами и педагогами группы, дает ей возможность поиска и обретения выхода из создавшейся ситуации. Путем реализации своей собственной деятельности (коррекционной работы со своим ребенком, она обретает новые жизненные ориентиры, начинается перестройка ее личности, направленная на принятие больного ребенка, на объективную оценку его достоинств и недостатков. Дополнительно, как новый шаг оказания психологической поддержки, для успешного преодоления многих внутриличностных конфликтов и проблем родителей, в дошкольном учреждении нами была организована психокоррекционная работа с матерями.

В основе проведения практических занятий с матерями больных детей легла авторская методика психологической помощи семьям Ткачевой Виктории Валентиновны: «Гармонизация отношений между матерью и ребенком : психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии». В качестве цели психокоррекционной работы выступает создание благоприятного эмоционального климата в семьях детей с отклонениями в развитии, формирование положительных установок в сознании родителей. В процессе тренинга формировались новые жизненные ориентиры у матерей относительно ребенка с отклонениями в развитии, определенные модели поведения в семье и обществе, позитивное мышление, помогающее им преодолевать или избегать стрессовые ситуации.

Проводимая мною психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии, велась по двум направлениям: индивидуальная и групповая формы работы. Индивидуальная работа осуществлялась в виде бесед, структурированного интервью и служила для установления непосредственного личного контакта психолога и матери ребенка. Групповая работа включила в себя 12 занятий, которые проводились примерно 2-3 раза в месяц и заняли по длительности не менее одного учебного года. Участниками тренинга являлись матери, воспитывающие детей с выраженными нарушениями опорно-двигательного аппарата, которые не обслуживают себя самостоятельно и посещают детский сад с сопровождением. Данная группа имела малую комплектность и состояла из 3 постоянных членов, что, по мнению автора, является более эффективно.

В процессе занятий участницы тренинга проявляли интерес к проводимым групповым занятиям, а также высказывали необходимость в их посещении. Наибольшую пользу для них принесло активное участие всех членов тренинга в дискуссиях, совместный поиск решения проблем, а также поддержка со стороны группы. С каждым занятием участницы становились более открытыми, активными в дискуссиях, старались высказать свое мнение, а также поддержать друг друга. Таким образом, проведение психокоррекционной группы стало необходимым для всех участников и дало свой положительный результат. Предложенная автором, Ткачевой В. В., программа является ключиком к формированию конструктивных отношений в семье, и как результат – эмоциональной адаптации всех членов семьи, которая является важным фактором реабилитации растущей личности. Исходя из этого, нами планируется дальнейшее ведение психокоррекциооных групповых занятий с нового учебного года.

Список литературы:

1. Инклюзивное образование: право, принципы, практика / сост. Н. В. Борисова, С. А. Прушинский. – М. : Владимир: Транзит-ИКС, 2009. - 128 с.

2. Солодянкина О. В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье. – М. : АРКТИ, 2007. – 80 с. (Коррекционная педагогика)

3. Ткачева В. В. Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии: Учеб. Пособие / В. В. Ткачева. – М. : АСТ; Астрель, 2007. – 318, [2] с. – (В

Публикации по теме:

«Мир особого ребёнка». Опыт работы по сопровождению ребёнка со сложной структурой дефекта«Мир особого ребёнка». Опыт работы по сопровождению ребёнка со сложной структурой дефекта В нашей группе 2 года воспитывалась особенная девочка. Предлагаю Вам познакомиться с нашей работой. Использовала программу дошкольных.

Консультация для родителей «Как привлечь ребенка к работе по дому»Консультация для родителей «Как привлечь ребенка к работе по дому» Воспитание трудолюбия у дошкольников в ДОУ проходит постепенно,сначала это трудовые поручения-небольшие задания,С возрастом вводится дежурство-по.

Консультация «Новые направления в работе педагогов современности музейная педагогика и изоэкология»Консультация «Новые направления в работе педагогов современности музейная педагогика и изоэкология» Консультация на тему: «Новые направления в работе педагогов современности: музейная педагогика и изоэкология» Искусство.

Новые письма — новые друзья. Посткроссинг на МAAMНовые письма — новые друзья. Посткроссинг на МAAM Прибавляются, прибавляются на нашей карте белые голубочки. Дети рады, им так интересно. Зато я в некоторой панике, загружена так, что.

Новый учебный год — новые успехи, новые достижения и замечательный сложившийся коллектив. ФотоотчётНовый учебный год — новые успехи, новые достижения и замечательный сложившийся коллектив. Фотоотчёт Ещё продолжаются отпуска,народ путешествует, копошится на дачах и огородах, оздоравливает детей на море, гостит у любимых родственниках.

Опыт работы «Взаимодействие с семьей в период адаптации ребенка к детскому саду»Опыт работы «Взаимодействие с семьей в период адаптации ребенка к детскому саду» Одной из целевых установок ФГОС ДО является создание условий для позитивной социализации ребенка. В процессе адаптации ребенок берет на.

Пальчиковые шаги из фетраПальчиковые шаги из фетра Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. В. А. Сухомлинский Существуют специальные упражнения для развития подражания.

Поддержка уровня здоровья «особого» ребенка — консультация для педагогов "Счастье – как здоровье: когда его не замечаешь, значит, оно есть. " Иван Тургенев Попробуем разобраться с цитатой писателя. 1. Счастье.

Проект «Создание экологически воспитывающей среды» Екатерина Орленко Проект: Создание экологически воспитывающей среды. Проблема: как и где можно услышать природу? Игровая мотивация: Во дворе.

Сценарий поздравления ребенка на дому «Новый год для ребенка 2–3 лет»Сценарий поздравления ребенка на дому «Новый год для ребенка 2–3 лет» Сценарий поздравления ребенка на дому «Новый год для ребенка 2-3 лет»Автор: Булгакова Н. А. Наш внук пропустил свой первый новогодний.

Автор публикации:
Новые шаги в работе с семьей, воспитывающей «особого» ребенка
Опубликовано: 12 апреля 2023 в 17:57
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Новые шаги в работе с семьей, воспитывающей «особого» ребенка» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Фарисеева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД