МААМ-картинки

Новые подходы к реализации исследовательской деятельности в системе дошкольного образования в контексте задач образовательной

Екатерина Червенко
Новые подходы к реализации исследовательской деятельности в системе дошкольного образования в контексте задач образовательной

Новые подходы к реализации исследовательской деятельности в системе дошкольного образования в контексте задач образовательной области «Познавательное развитие»

Червенко Е. В.

Стремления к исследованию и познанию окружающего мира является особенностью психики человека. Деятельность детей является основой для формирования психического и физического развития. Именно деятельный подход дает ребенку-дошкольнику наибольшие возможности формирования правильного миро представления. Задачей педагогов является грамотно подобранные средства развития интересов дошкольников к исследовательской деятельности, ведь те знания, которые ребенок добудет собственным трудом, надолго закрепятся в его памяти и могут быть применимы им на практике.

Публикация «Новые подходы к реализации исследовательской деятельности в системе дошкольного образования в контексте задач образовательной» размещена в разделах

В статье представлены вопросы рассмотрения новых подходов реализация исследовательской деятельности в системе дошкольного образования в контексте задач образовательной области «Познавательное развитие»

Современное общество находится на пике цифровизации, в соответствии с этим, современным педагогам необходимо формировать социально активную личность, свободно ориентирующейся в информационной среде. В настоящее время недостаточно получать новые знания, необходимо умение их добывать с впоследствии применять на практике. В Национальном проекте «Образование» определяется цель воспитания гармонично развитого и социально ответственного гражданина на основе духовно-нравственных ценностей народов России. Также отмечается необходимость воспитания будущего конкурентоспособного гражданина, способного быстро реагировать на изменяющиеся условия в обществе. Формирование такой личности невозможно без поиска инновационных методов развития интереса дошкольников к различным видам деятельности, в том числе к исследовательской.

Современный этап развития образования претерпевает глобальные изменения: меняется содержание, структура образования, вводятся новые стандарты, направленные на формирование всесторонне компетентной личности. Изменения касаются сферы дошкольного образования. Такие изменения диктуют необходимость в применение в образовательном процессе инновационных методов и средств. Так в ФГОС ДО определены следующие задачи познавательного развития:

— развитие интересов дошкольников, любознательности и познавательной мотивации;

— формирование познавательных действий, становление сознания;

— развитие воображения и творческой активности;

— формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира.

В ФГОС ДО в частности образовательной области «Познавательное развитие» отмечается важность развития познавательного интереса дошкольников к исследовательской деятельности. Говоря о познавательно-исследовательской деятельности, мы подразумеваем, что это активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, взаимосвязей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию. Исследовательская деятельность представлена в различных образовательных областях : социально-коммуникативное развитие, формирование элементарных математических представлений, физическое развитие, однако более подробно данный вид деятельности изучается в рамках образовательной области познавательное развитие.

В ядре изучения исследовательской деятельности необходимо рассмотреть процесс детского экспериментирования. Экспериментирование в дошкольном возрасте является одним из доступных и увлекательным видом деятельности. Однако в практике дошкольных образовательных организаций используется поверхностно, как самостоятельный вид деятельности встречается редко. Данный вид деятельности зарождается еще в раннем детстве, изначально представляя собой простое, бесцельное экспериментирование, с окружающими вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, формируется сенсорный опыт. По мнению академика Н. Н. Поддъякова важнейшая особенность экспериментирования, заключается в том, что в процессе ее осуществления ребенок приобретает возможность управлять тем или иным явлением: вызывать или останавливать его, изменять это явление в том или ином направлении. Экспериментирование, по мнению Н. Н. Поддъякова пронизывает все сферы деятельности ребенка, включая игровую деятельность.

Главное достоинство метода экспериментирования в дошкольном возрасте заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. В процессе экспериментальной деятельности происходит обогащение памяти дошкольника, активизируются его мыслительные процессы, формируется речевая активность, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации. В процессе экспериментирования дошкольники опытным путем получают новые знания, вследствие чего эти знания перетекают в умения, так как знания, поученные опытным путем, надолго остаются в памяти ребенка и в дальнейшем могут быть применены им на практике. Следствием этого является не только ознакомление ребенка с новыми фактами и явлениями, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как совокупность умственные действия.

Несмотря на вышеперечисленные утверждения, данный вид деятельности до сих пор не получил широкого распространения в практике дошкольных образовательных организаций, однако является эффективным в решении задач предусмотренных ФГОС ДО. Над решением поставленных задач педагоги МБДОУ ДС № 33 «Снежанка» совместно с дошкольниками занимается на следующих видах деятельности : формирование элементарных математических представлений, ознакомление с окружающим миром, формирование основ безопасного поведения, на занятиях по физической культуре. А также занятия по экспериментированию включаются во время свободной деятельности дошкольников. С детьми проводятся простейшие опыты с водой, песком, воздухом, природным материалом. По отзывам родителей, в результате такой деятельности дошкольники по прибытию домой просят взрослых об организации повторения проведенных экспериментов в домашней обстановке, в результате чего происходит обмен положительными эмоциями в отношениях родителей и их детей.

Детское экспериментирование как специально организованная деятельность в условиях дошкольных образовательных организациях способствует формированию целостной картины мира дошкольника и основ культурного познания окружающего мира. Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию окружающего мира, законов природы и явлений, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение, стимулирует познавательную активность и любознательность.

В результате организации детского экспериментирования в условиях дошкольной образовательной организации формируются основы целостного восприятия окружающей действительности у дошкольников средствами эксперимента, а также:

развивается эмоционально-положительное отношение к окружающему миру;

формируются основы целостной картины мира;

происходит обогащение речевой активности детей;

расширяются перспективы развития поисково-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста;

формируется диалектическое мышление, способность видеть многообразие окружающего мира;

формируются коммуникативные навыки, навыки работы в коллективе;

формируются доброжелательные отношения в семье.

Таким образом, изучив проблему реализации исследовательской деятельности в условиях дошкольной образовательной организации можно сделать вывод что, данный вид деятельности четко отвечает задачам ФГОС ДО в частности образовательной области «Познавательное развитие», в которой говорится о том, что работа воспитателя должна быть направлена на формирование у детей познавательной активности и исследовательских навыков.

Библиографический список:

1. Менджерицкая Д. В. Творческая игра в педагогическом процессе детского сада. В сб. Воспитание детей в игре. / Под ред. Менджерицкой. – М., Просвещение, 1979

2. Савенков, А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению / А. И. Савенков. – М., 2006.

3. Усова А. П. Игра и организация жизни детей. – М. : Просвещение, 1962

4. Усова А. П. Педагогика игры и ее насущные проблемы. – М. : Просвещение, 1963.

5. Ушинский К. Д. Собр. соч. М., 1950, т. 10, с. 516.

6. https://cyberleninka.ru/article/n/detskoe-eksperimentirovanie-i-evristicheskaya-struktura-opyta-rebenka-doshkolnika/viewer

Публикации по теме:

Медиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОСМедиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОС Ф. И. О педагога -Никифорова Алина Исаевна, первая категория. Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.

Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология. Мастер-классСовременные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология. Мастер-класс Тема мастер - класса: «Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология» Участники мастер.

Современные подходы к организации образовательной деятельности по физической культуре Использование современных технологий в работе с дошкольниками позволяет педагогам более эффективно реализовать образовательное содержание.

Анализ системы экологического образования дошкольников как средства реализации приоритетного направления деятельности ДОУАнализ системы экологического образования дошкольников как средства реализации приоритетного направления деятельности ДОУ Приоритетным направлением деятельности нашего ДОУ является познавательное развитие дошкольников. Система работы по экологическому образованию.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности детей в ДОУ»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности детей в ДОУ» Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по усвоению.

Отчёт по самообразованию за 2016–2017 уч. г. «Игра как ведущая деятельность и ведущий метод в системе дошкольного образования» Отчёт по самообразованию за 2016-2017 уч. г Тема: Игра как ведущая деятельность и ведущий метод в системе дошкольного образования и воспитания.

Педагогическое эссе «Какие изменения происходят в системе дошкольного образования сейчас» «Какие изменения происходят в системе дошкольного образования сейчас…» «Система – это не простая сумма или даже совокупность элементов,.

Роль физической культуры в системе современного школьного образования В настоящее время отмечается существенное изменение российского образования, которое требует активных преобразований в сфере физического.

Семинар-конференция «Приобщение детей к традициям народной культуры в контексте современного образования» (фотоотчет)Семинар-конференция «Приобщение детей к традициям народной культуры в контексте современного образования» (фотоотчет) Приветствую вас, дорогие мои друзья! Все мы так или иначе стараемся повышать свое самообразование. Иногда такое желание идет от сердца,.

Вовлечение родителей в создание предметно-развивающей среды в системе дошкольного образования с учётом гендерного подходаВовлечение родителей в создание предметно-развивающей среды в системе дошкольного образования с учётом гендерного подхода Сегодня в обществе продолжает идти становление новой системы дошкольного образования. В соответствии с законом Российской Федерации «Об.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Новые подходы к реализации исследовательской деятельности в системе дошкольного образования в контексте задач образовательной
Опубликовано: 10 декабря 2022 в 16:57
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Новые подходы к реализации исследовательской деятельности в системе дошкольного образования в контексте задач образовательной» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Червенко на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД