МААМ-картинки

Методический материал «Первые шаги в мир профессий: инновационные технологии ранней профориентации в ДОУ»

Дюсенева Марина Александровна
Методический материал «Первые шаги в мир профессий: инновационные технологии ранней профориентации в ДОУ»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №2 с. Перелюб Перелюбского муниципального района

Саратовской области»

"Первые шаги в мир профессий : инновационные технологии ранней профориентации в ДОУ"

Подготовила: Дюсенева Марина Александровна

Методист МБДОУ «Детский сад №2 с. Перелюб»

Стаж работы: 9 лет

Образование: высшее

2023 г.

Публикация «Методический материал „Первые шаги в мир профессий: инновационные технологии ранней профориентации в ДОУ“» размещена в разделах

Актуальной задачей современной системы образование является целостность процессов социально - индивидуального развития ребенка. Одним из эффективных решений данной задачи, является проведение профориентационной работы с дошкольниками. Профессиональная ориентация дошкольников – это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее

соответствующих его индивидуальным возможностям. Это касается не только выпускников школ. Пяти - семилетний ребенок уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Мы можем расширить выбор ребенка, дав ему больше информации и знаний в какой либо конкретной области. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. На сегодняшний день ранняя профориентация преимущественно носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий, а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких - то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при выполнении посильной работы). Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий — это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учётом современных инновационных образовательных технологий :

1. Технология проектной деятельности.

Метод проектов, в основе которого лежит самостоятельная деятельность воспитанников (исследовательская, познавательная, продуктивная) в процессе которых ребенок познает окружающий мир и переносит полученные знания в реальную жизнь. Метод проектов также является особым механизмом взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.

В нашем МБДОУ была проведена работа над проектами с ранней профориентацией дошкольников «Кто откроет мир ребенку»

(профессия педагог); «Хлеб - всему голова» (профессии хлебороба, комбайнер, тракторист); «Кто всех нас вылечит» (профессии врачей разной направленности, «Все профессии важны» (профессии наших родителей, «Маленькие огородники» (профессии садовода, агронома, «Белоствольная красавица» (профессия художника) и т. д.

Работа над проектами позволяет воспитанникам на простых примерах более глубоко овладевать глобальными понятиями определенных профессий.

2. Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр. Игра — это самая свободная, естественная форма погружения в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации. Согласно возрастным особенностям детей в МБДОУ обозначены мастерские и игровые центры, где ребёнок может упражнять себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать добиваться поставленной цели в своей самостоятельности и само деятельности. Мастерская представляет собой специальную развивающую среду с учётом специфики каждой профессии и создаёт условия для игрового сюжета. Мастерская «Строители» — представлена строительными конструкторами, нетрадиционными материалами, небольшими игрушками для обыгрывания. Включает в себя все строительные профессии : архитектор, бульдозерист, крановщик, каменщик, плотник, штукатур-маляр, кровельщик и т. д. Мастерская «Мир на дорогах» — представлена игровыми центрами, площадкой со знаками дорожного движения, разметкой дороги. Включает в себя водителей всех видов транспорта, службу ГАИ, спасательную службу, профессии ремонтных дорожных работ, профессии работников АЗС, автомехаников и т. д.

Мастерская «Спасательная служба» представлена центром юного Пожарника, службой МЧС, медицинскими работниками и т. д.

Мастерская «Фермерское хозяйство» включает в себя игровые центры в группе. Важным составляющим компонентом является трудовая деятельность детей в огородах на окне и площадках детского сада. Игровая деятельность выстраивается с учётом традиций людей, живущих в России, в данной области. Включает в себя профессии : агроном, садовод, фермер, зоотехник, птицевод, овощевод и т. д.

За каждую мастерскую ответственен воспитатель, который оснащает РППС специальным игровым оборудованием, пополняет дидактическими пособиями, детской литературой, художественным материалом и т. д. В большей мере все атрибуты данных мастерских сделаны из бросового материала и подручных средств.

3. Технология интегрированного обучения. Интеграция–это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность. На основании анализа изученных работ, учёта современных образовательных технологий можно определить цель и задачи работы по ранней профориентации детей. Интеграция происходит в любом виде деятельности. Например при выполнении физических упражнений может быть организовано в соответствии с профессионально ориентированным сюжетом. Выполнение комплекса общеразвивающих упражнений «Строим дом», в котором символически воспроизводятся действия строителей, или «Летний сад», в котором имитируются действия садовников, «Машины» имитируются действия водителей.

Знакомство с профессиями происходит и в ходе формирования элементарных математических представлений, если педагог предлагает посчитать, например, количество гвоздей у плотника, количество банок с краской у маляра и так далее.

4. Информационно-коммуникационные технологии.

В современных условиях развитие человека невозможно без электронного оснащения. Применяемые информационно-коммуникационные технологии в нашем МБДОУ это :

• мультимедийные презентации;

• виртуальные экскурсии.

Мультимедийные презентации — это наглядность, дающая возможность педагогу выстроить объяснение с использованием видеофрагментов.

У нас в МБДОУ собрана картотека презентаций: к дню Космонавтики (о космонавтах, к дню юношеской книги (писатель, издатель, иллюстратор книги, к 9 маю (военные профессии, профессия Стеклодув, «Все профессии нужны» и др.

Так же небольшая картотека виртуальных экскурсий на предприятия, с представителями профессий, которых знакомят дошкольников – например экскурсия на фабрику игрушек Весна, «Профессии военных», «Экскурсия на ферму».

Ознакомление детей с трудом взрослых происходит и в процессе организованной педагогом изобразительной деятельности воспитанников: дети не только знакомятся с профессиями художник, скульптор, дизайнер, модельер по рассказам педагога, но и попробуют свои силы в этих видах деятельности. Изображение детьми представителей различных профессий также способствует усвоению информации о труде взрослых. В феврале педагогами был организован смотр конкурс детских работ «Все профессии важны». Необходимо было изготовить работу, отображающею сферу деятельности родителя.

В нашем детском саду изучение особенностей различных профессий происходит через прием «погружение в профессию», посещение рабочих мест, рассматривания наглядной информации профессиональной деятельности, встречи с профессионалами. К данному направлению работы с детьми относятся экскурсии, наблюдения, тематические встречи с людьми разных профессий. Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых – наблюдения и экскурсии, которые обеспечивают наглядность и ясность получаемых представлений, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. Экскурсии на пекарню, пожарную службу, библиотеку, на метеостанцию, в школу.

В марте данного учебного года тема профориентационной работы была вынесена на муниципальный уровень. В нашем МБДОУ «Детский сад № 2 с. Перелюб» состоялось районное учебно – методическое объединение педагогов ДОУ на тему «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста». Воспитатели обсуждали проблемы и перспективы данной работы, а так же смогли поделиться и изучить опыт профориентационной работы в дошкольных учреждениях Перелюбского муниципального района.

Внедрение данных технологий в подготовке воспитанников к адекватной интеграции во взрослую жизнь, обусловливает создание новой системы ранней профориентации детей.

Публикации по теме:

Опыт работы «Использование кейс-технологии в рамках ранней профориентации старших дошкольников»Опыт работы «Использование кейс-технологии в рамках ранней профориентации старших дошкольников» Одной из важнейших задач образовательного процесса в ДОУ является социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, а одним.

Экскурсия как средство ранней профориентации детей старшего дошкольного возрастаЭкскурсия как средство ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Именно.

Фотоотчёт о реализации проекта по ранней профориентации «Профессия «Повар»Фотоотчёт о реализации проекта по ранней профориентации «Профессия «Повар» Сегодня 20 октября Всемирный день повара. Наши дети в рамках проекта ранняя профориентация познакомились с профессией "Повар". Цель: Знакомство.

Игровая среда группы по ранней профориентации дошкольниковИгровая среда группы по ранней профориентации дошкольников Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение с взрослыми.

Конспект НОД по ранней профориентации «Когда я вырасту, я стану…»Конспект НОД по ранней профориентации «Когда я вырасту, я стану…» Виды детской деятельности: познавательно – исследовательская, продуктивная, игровая, коммуникативная, чтение художественных произведений.

Конспект НОД по ранней профориентации «Знакомство с профессией Повар» .

Фотоотчет о работе с детьми по ранней профориентацииФотоотчет о работе с детьми по ранней профориентации Наши экскурсии. Наша работа с детьми по ранней профориентации. Наши дети совершили увлекательную экскурсию в Сбербанк. Здесь их познакомили.

Отчёт по организации ранней профориентации в средней группеОтчёт по организации ранней профориентации в средней группе Отчёт по организации ранней профориентации (ознакомление с миром профессий) в средней группе «Карамельки», за 2017-2018 учебный год..

Проект по профориентации дошкольников старшего возраста «Первые шаги в мире профессий. Профессия — военный лётчик»Проект по профориентации дошкольников старшего возраста «Первые шаги в мире профессий. Профессия — военный лётчик» Паспорт проекта: Авторы проекта - старший воспитатель Халеева Оксана Ивановна и воспитатель Губина Ирина Николаевна. Тип проекта: познавательно.

Развивающие фетровые книжки по ранней профориентации в работе с детьмиРазвивающие фетровые книжки по ранней профориентации в работе с детьми Сегодня государством поставлена задача – подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное, творческое. В связи с внедрением.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методический материал «Первые шаги в мир профессий: инновационные технологии ранней профориентации в ДОУ»
Опубликовано: 1 февраля 2023 в 15:11
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методический материал «Первые шаги в мир профессий: инновационные технологии ранней профориентации в ДОУ»» (включая файлы) размещена пользователем Дюсенева Марина Александровна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД