Лучший педагог года

Методические рекомендации планирования воспитательно-образовательной работы в ДОО в летний оздоровительный период

Оксана Григорьева
Методические рекомендации планирования воспитательно-образовательной работы в ДОО в летний оздоровительный период

Воспитательно-образовательная работа с детьми

Календарный план воспитатель пишет (согласно Приказа № 41 от 20.09.88) на день или неделю по его усмотрению. Кроме того, ежедневно ведет табель посещаемости детей. Планирует свою работу согласно методическим рекомендациям «Особенности планирования работы в летний период». Совместную деятельность взрослых и детей целесообразно (обязательно) расписывать согласно режимным отрезкам: утро, прогулка, 2 половина дня.

Публикация «Методические рекомендации планирования воспитательно-образовательной работы в ДОО в летний оздоровительный период» размещена в разделах

По содержанию утренний отрезок времени включает игровую деятельность, беседы с детьми, рассматривание предметов и иллюстраций, короткие наблюдения в природе и явлений общественной жизни, индивидуальную работу с детьми. Количество видов деятельности в утренние часы в младшей и средней группе – 3-4 вида. В старшей подготовительной группе – 4-6 видов в зависимости от детей группы. Воспитатель сам определяет, сколько должно быть видов деятельности, опираясь на примерные каноны.

В режиме дня каждой возрастной группы предусмотрено проведение двух прогулок: утренней и вечерней (не считая утреннего приема детей на воздухе).

При планировании содержания воспитательной работы на прогулке воспитатель предусматривает равномерное чередование спокойной и двигательной деятельности детей, правильное распределение физической нагрузки в течение всей прогулки, придерживаясь следующей примерной структуры: спокойная, самостоятельная деятельность детей (игры, наблюдения, затем подвижные игры с элементами спорта, спортивными развлечениями, трудовая деятельность детей.

Продолжительность подвижной деятельности 60-70% при этом не должна ущемляться самостоятельная деятельность детей. Важное место в прогулке занимает подвижная игра, в которой принимают участие все дети группы.

Количество подвижных игр от 1 до 4х. При подборе подвижных игры необходимо обращать внимание на вид основных движений. В теплое время года должно даваться больше подвижных игр с метанием, ползанием, лазанием. В течение месяца может быть проведено 15-20 подвижных игр (включая игры эстафеты, при этом разучено 3-4 новые игры. Общая длительность игры составляет 7-10 минут. Для старшей группы рекомендуются спортивные упражнения и элементы спортивных игр: бадминтон, настольный теннис, баскетбол, футбол, хоккей, городки.

Сюжетно-ролевые игры должны соответствовать возрасту, интересам, уровню развития детей и учитывать поло-ролевую дифференциацию. Они идут на основе тех знаний, которые у детей есть. Тематика должна быть самой разнообразной. Игры на бытовые, производственные темы, игры на закрепление правил дорожного движения и правил поведения на улицах города, строительные, театрализованные, игры, тематика которых связанна с современной жизнью.

Планируя объем и содержание трудовой деятельности, воспитатель наряду с обучением детей некоторым практическим навыкам работы в природе должен предусмотреть знакомство их с растениями, животными, правилами ухода за ними, продумать способы организации детей в этой деятельности, последовательность работы, приемы, способствующие воспитанию у них чувства удовлетворения от выполненной работы, ответственности за общее дело.

Прогулка — существует 4 вида прогулки:

1. Типовая — максимально свободная деятельность детей (максимум атрибутов).

2. Комбинированная: 1-я часть — целевая прогулка; 2-я часть — свободная деятельность детей.

3. Прогулка — экскурсия, прогулка — поход.

4. Спортивная (соревнования, эстафеты).

Содержание вечерних прогулок должно планироваться с учетом всей предшествующей деятельности детей. Планируются наблюдения, игры, труд, физические упражнения и подвижные игры. Однако необходимо иметь в виду, что вечером не следует проводить игры большой подвижности, возбуждающие нервную систему детей. Основное место в этом отрезке времени занимает разнообразная игровая деятельность детей.

Планирование самостоятельной деятельности детей. Планирование самостоятельной деятельности детей кажется невозможным, однако взрослые могут непосредственно побуждать ее, создавая необходимые условия для ее возникновения и развития.

Утренняя гимнастика (ежедневно). Младший и средний возраст 1 комплекс на 2 недели. В старшей и подготовительной группе еженедельно. Планируя утреннюю гимнастику необходимо обратить внимание на правильное его написание. Он может быть написан на карточке, а может быть внесен в план (расписан). Должна быть выдержана структура: 1 часть – вводная, в которой выполняются разнообразные виды ходьбы и бега, 2 часть – комплекс общеразвивающих упражнений с указанием Исходного положения. 3 часть – заключительная. Обязательно должна быть указана дозировка выполнения всех движений и упражнений.

Дыхательная гимнастика (3 раза в день) лучше всего проводить перед приемом пищи, перед сном, после сна.

Пальчиковую гимнастику (2 раза в день) лучше проводить во время занятий или в перерывах между ними.

Зрительная гимнастика 3-5 минут в свободное время от занятий (минимум 2 раза в день).

Артикуляционную гимнастику проводить индивидуально или с подгруппой детей и лучше во второй половине дня ежедневно 1 раз в день, начиная с младшей группы. Продолжительность комплекса 5 минут.

Гимнастика после сна проводится ежедневно во второй половине дня в течение 5—7 мин с применением дыхательных упражнений, которые служат нормализации деятельности сердечно-сосудистой системы, тренировке навыков правильного дыхания.

Режим двигательной и интеллектуальной нагрузки + мероприятия по безопасности.

Режим представляет собой наглядную модель того, как организована жизнь детей в течение недели. День «разбивается» на временные периоды (режимные отрезки) и указывается, что в этот период будут делать дети, в какой форме будет организована эта деятельность. План-график позволяет увидеть, не перегружен ли день, и скорректировать календарный план образовательной работы с детьми.

Главный критерий, по которому определяется качество хорошего плана, — это обеспечение каждого ребенка содержательной и интересной деятельностью. Жизнерадостное настроение, занятость детей делом или интересной игрой, когда среди ребят нет скучающих, грустных, — вот педагогическое кредо настоящего воспитателя.

Любой план не является действенным без методического сопровождения, они могут быть представлены в виде перспективных планов, методических указаний, книг, картотек. С целью оптимизации планирования рекомендуем продолжать использовать картотеку. Оформление должно быть современным. Иметь эстетический вид.

Календарный план пишется на день или неделю, обязательно прописывается дата, совместную деятельность обязательно расписывать согласно режимным отрезкам, в плане должно быть разнообразие и содержательность видов детской деятельности. Учтены половые, возрастные и индивидуальные особенности детей.

Примерный алгоритм календарного плана воспитателя

Титульный лист

Список группы

Расписание сетки НОД (музыкальная и двигательная) на неделю

Планирование гимнастик

Планирование совместной деятельности воспитателя с детьми

Планирование самостоятельной деятельности детей

Режим двигательной и интеллектуальной нагрузки + мероприятия по безопасности

План работы с родителями и рекомендации специалистов

В последнее время в практике работы активно используется проектный метод организации воспитательно-образовательной работы в ДОО, которая имеет следующую структуру. Для каждой возрастной группы понедельно составляется план мероприятий. Каждая неделя каждого месяца проходит под своим названием и включает в себя определенное количество тематических дней. Содержание работы распределено по линиям развития ребенка (физическое, социальное, познавательное, эстетическое).

Центральное место занимает режим дня в летний период, система оздоровительных мероприятий (обеспечение здорового ритма жизни, гигиенические и водные процедуры, свето-воздушные ванны, активный отдых, закаливание воздухом, водой, музыко-свето- и цветотерапия, питание – ежедневное включение в меню свежих овощей, фруктов, ягод, соков); создание условий для повышения двигательной активности детей путем расширения ассортимента выносного оборудования; индивидуальная и подгрупповая работа с детьми по развитию основных движений).

Работа с родителями :

• сделать подборку тем бесед с ребенком, игры, занятия,

• предложить эмоционально насыщенные формы и методы общения;

воспитателям важно донести до родителей информацию о широких возможностях провести лето с ребенком интересно и полезно;

планирование встреч с родителями и детьми (вечера совместного отдыха, спортивные эстафеты, интеллектуальные марафоны); • консультации и практикумы для родителей;

• наглядно-информационные формы работы.

В преддверии летнего оздоровительного периода актуально размещение родительских уголков на участках, при входе в детский сад. Тематика статей должна соответствовать летнему периоду :

«Секреты безопасного отпуска»;

«Как оказать первую помощь при тепловом ударе, укусах»;

«Сделайте вместе с детьми»;

«Обучение ребенка выполнению элементарных правил безопасности»;

«Секреты хорошего аппетита».

В плане четко должно быть прописано содержание работы по каждому разделу программы. Познавательное и речевое развитие детей на летний период является фактором исключительного значения как для развития ребенка в целом, так и для развития языка в частности.

Все виды двигательной деятельности ребенка - игры, бег, скакание, лазания - сопровождаются речью, криками, возгласами, восклицаниями. В сочетании двигательной, волевой и эмоциональной сферы детей работает, формируется и крепнет речевой аппарат ребят. Радостный летний день, сияние солнца, свежесть воздуха, щебетание птиц. Ни одно время года не действует так благотворно на моторную сферу детей, на их эмоциональное состояние и на функционирование речевого аппарата.

Задача педагога - помогать детям ориентироваться во всем многообразии воспринимаемых красок, форм, размеров, звуков, живых ярких образов и содействовать тому, чтобы каждое представление прочно связывалось с характеризующим его словом, и тогда, речь ребенка заблещет образными, точными словами. Работа по познавательному и речевому развитию в летний оздоровительный период направлена на активизацию речи, речевого общения, речевого творчества, а также на закрепление, повторение речевого программного материала, и должна строиться на интересных формах и способах работы.

Виды совместной деятельности детей и воспитателя :

1. Организация целевых прогулок, передвижных выставок, экскурсий должна носить свободный, непринужденный характер, во время которых ребенок получает новые впечатления. Главная цель экскурсии - содействовать последовательному росту детских восприятий и соответствующему обогащению их языка. Свободного времени летом много, поэтому можно с детьми составлять сказки после экскурсий, прогулок, привнося нового героя, изменяя ход событий. Составленную сказку можно записать и проиллюстрировать.

2. Пребывание детей на открытом воздухе, среди природы побуждают ребенка к движению, игре, труду, разговору больше, чем в любое другое время года. Поэтому знакомим детей не только с явлениями летней природы, но и летнего труда, обогащая лексикон детей разными терминами. Приемы одного вида труда, например, огородного, очень разнообразны: можно сажать, сеять, полоть, окучивать, прореживать, копать, разрыхлять землю и т. д. Дети легко запоминают эти выражения и правильно употребляют их в соответствии с тем, что они делают, если воспитатель на них воздействует примером собственной речи.

3. Неоценима роль подвижных игр в эффективности приобретения новых знаний благодаря ускорению развития памяти, речи, интеллектуальному развитию. Положительные эмоции, творчество, фантазия не только непременное условие большинства подвижных игр, но и важнейший фактор оздоровления. А также в интересах развития речи детей подвижные игры, сопровождаемые литературным текстом или песней. Подвижные игры со звукоподражаниями ("Пилоты", "Цветик-семицветик", "Гонки на автомобилях" и др.). Подвижные игры, способствующие развитию фонематического и слогового восприятия ("Мяч в воздухе", "Ловишка из круга", Найди себе пару", "Мяч в кругу"). Подвижные игры, направленные на формирование лексико-грамматической стороны речи ("Земля, вода, огонь, воздух", "Прятки" и др.).

4. Для приведения мыслей и речи детей в порядок, для систематизации их знаний и представлений является беседа. О чем беседовать с детьми, где, и когда подскажут воспитателю сама жизнь, совместные впечатления, наблюдения, интересные истории, события.

5. Художественное слово углубит и закрепит представления, которые дети воспринимают чувственно и воочию.

6. Неизменным спутником стихотворения является песня. Совместное воздействие художественного слова и мелодии развивает слух и облагораживает бедную речь детей. Используйте в работе с детьми чистоговорки, скороговорки, игры на интонационную выразительность (силу голоса, тембр, темп).

7. Следующий вид работы : рассказывание. В репертуаре будут преобладать рассказы о животных, растениях ("Как рубашка в поле выросла", "На поле летом", "В лесу летом", "Кончил дело, гуляй смело"); проявлениях летного труда и летних развлечениях, а также летние сказки.

8. Праздники, воздействуя на эмоциональную сферу детей, содействуют подъему их речевой активности (это игры, пляски, хороводы, песни, угощения в новой для детей обстановке - в лесу, на лугу, празднично украшенной площадке). Викторины, конкурсы с речевым материалом.

9. Просмотр мультфильмов, видеосюжетов с целью решения социально-нравственных и познавательных задач. Необходимо составить программу просмотра с учетом индивидуальных интересов детей, возрастных и программных требований.

10. Следующий вид работы - театрализованная деятельность. В содержание работы входит : просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; игры-драматизации; подготовка и разыгрывание разных сказок, инсценировка стихотворений; упражнения по формированию выразительности исполнения (используя вербальные и невербальные средства выразительности); литературные игры "Угадай название", "Угадай имя героя", "Вспомни и расскажи".

11. Игры с природным материалом. Огромное влияние на рост речевой и познавательной активности оказывают разнообразие и доступность объектов, которые ребенок может исследовать.

12. Продуктивные виды деятельности. Любой рисунок ребенка можно превратить в интересный рассказ, а рассказ - в рисунок. Из рассказов и рисунков можно сделать книгу, кинопленку.

13. Игры-эксперименты проводятся не только с целью познания, но и с целью обогащения словарного запаса детей. ( Например: тонет - не тонет, бьется - не бьется, катится - не катится). Используйте в играх природные объекты, поисковые вопросы и исследовательские задания ( Например: сколько детей может охватить это дерево? Если дерево охватывают столько человек, значит оно какое)

14. Индивидуальная работа планируется конкретным содержанием работы с определенным ребенком или подгруппой детей по речевым задачам: ЗКР, грамматический строй речи, связная речь, лексический запас, развитие зрительно-пространственного восприятия и наглядно-образного мышления (Игры "Лабиринт", "Бывает не бывает", "Угадай, что задумано", развитие графо-моторных навыков (мозаика, пазлы, конструкторы, разрезные картинки и т. д.).

Перечисленные виды педагогической работы относятся ко всем

временам года, но ни одно из них не гарантирует успеха дела в той мере, как лето, со всеми характеризующими его богатыми возможностями.

В процессе летнего оздоровительного периода все планы претерпевают некоторые изменения в зависимости от того, какое выдалось лето. К этому нужно быть готовым. Ведь план – это не что-то застывшее, не терпящее изменений. Творческие задумки педагогов должны всегда реализовываться, воплощаясь в интересные мероприятия. Лето – время действий, пробы и проверки сил, время освоения и осмысления окружающего мира. Летом дети активно растут физически и интеллектуально. Необходимо только помогать им.

Публикации по теме:

Досуговая деятельность для дошкольников в летний оздоровительный периодДосуговая деятельность для дошкольников в летний оздоровительный период Досуговая деятельность на период с июня по август 2018 года. Месяц недели Мероприятия Группы Ответственные ИЮНЬ 1 неделя День защиты.

Фотоотчет «Как проходит летний оздоровительный период»Фотоотчет «Как проходит летний оздоровительный период» Летний оздоровительный период в нашей группе проходит очень плодотворно. Ребята много времени проводят на свежем воздухе. .Дети играют на.

Методическая разработка планирования воспитательно-образовательной работы с детьми старшей группы на неделю Планирование на неделю по теме «Специальные машины». Цель: Закреплять формирование обобщающего понятия «Специальные машины». Итоговое мероприятие:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации планирования воспитательно-образовательной работы в ДОО в летний оздоровительный период
Опубликовано: 22 мая 2024 в 07:06
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические рекомендации планирования воспитательно-образовательной работы в ДОО в летний оздоровительный период» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Григорьева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 июня. Пушкинский день России. Передвижка «Пушкин А.С.»

Ежегодный праздник, посвященный великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. 

5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД